Опубликовано пн, 28/07/2014 - 21:02
За день до завершения провального для России бразильского чемпионата мира министр спорта Виталий Мутко сообщил: в сентябре будет обнародован план реформирования отечественного футбола.
Что именно нужно реформировать и почему – в материале обозревателя "СЭ".
НЕВИДАННЫЙ НАКАЛ
Строго говоря, преобразовывать наш футбол планирует не только министерство спорта. На днях стало известно, что аналогичную программу разрабатывает глава Объединенной футбольной лиги Валерий Газзаев. Если копнуть, то обнаружатся концептуальные ростки и в Государственной думе, и в широких народных массах, богатых стратегами любого масштаба.
Громадье планов – дело хорошее. Каждая из семи нянек вправе предложить свой курс лечения одноглазого дитяти. Каждый из концептуалистов – молвить сакраментальное: "Мы пойдем своим путем". После чего, собственно, пойти. Смущает одно: обилие концепций создает иллюзию, будто реформировать российский футбол можно совершенно разными способами. Хотя в реальности представить такое трудно.
Дело в том, что план реформ давно существует. Он сведен в 41-страничный документ и опубликован на сайте РФС под названием "Стратегия развития футбола в Российской Федерации на 2006-2016 годы". Кто-то увидит разницу в словах "развитие" и "реформы", но это не отменит главного: упомянутая стратегия была принята в период главенства в РФС нынешнего министра спорта и продолжает действовать по сей день.
Раз так, есть смысл заглянуть в этот документ. Начинается он с абзаца: "Первые упоминания об игре, являющейся прародительницей современного футбола, относятся к временам до нашей эры. Из древних летописей следует, что в футбол играли и греки, и римляне, и ацтеки, и многие другие. Современный футбол зародился в середине XIX века в Англии".
Такое не может не настроить на серьезную волну. И предчувствия не обманывают: "Предлагаемая Стратегия призвана вывести российский футбол на принципиально новый уровень организации, популярности, посещаемости и результатов выступлений национальной сборной, повысить престиж России на международном уровне".
До окончания срока действия стратегии осталось два года. Борьба за выход на новый уровень, популярность и посещаемость, вероятно, как раз сейчас обретает прямо-таки невиданный накал. Сроки-то поджимают! А стратегия действует.
О ВЕЧНОМ
Ниже приведен фрагмент действующей стратегии. Предлагаю вам пусть и напрячься, но дочитать его до конца. Это важно.
"Основными проблемами российского футбола являются:
– низкая эффективность предыдущих целевых программ развития футбола, недостаточная организация их выполнения;
– неудовлетворительное состояние материально-технической базы;
– недостатки в системе подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере футбола;
– несовершенство сложившейся системы соревнований по футболу;
– переизбыток легионеров в профессиональных футбольных клубах премьер-лиги, препятствующий селекции и росту мастерства молодых российских футболистов;
– ухудшение результатов выступления сборных команд и клубов на международной арене;
– невысокая массовость занятий футболом;
– недофинансирование детско-юношеских спортивных школ;
– низкая заработная плата детских тренеров по футболу;
– недостоверная статистическая информация о степени развития футбола в субъектах Российской Федерации;
– отсутствие современных методических пособий (программы, методические указания по планированию учебно-тренировочной работы и т.п.), по которым должна вестись работа в ДЮСШ;
– несовершенная система соревнований в детско-юношеском футболе России и отсутствие единых форматов соревнований для различных возрастных групп;
– отсутствие системы, а также единых стандартов обязательного и добровольного страхования в сфере футбола на всех уровнях;
– отсутствие системы социальной защиты пострадавших футболистов, отсутствие в этой сфере практики применения действующих в стране нормативно-правовых документов и законов, отсутствие информированности о своих правах, как действующих пострадавших футболистов различной категории, так и закончивших свою профессиональную карьеру;
– несовершенная система оценки качества труда детских тренеров;
– низкий уровень информационного обеспечения для участников и организаторов футбола;
– низкая технология средств и методики тренировочного процесса в детских спортивных школах и клубах;
– отсутствие качественной материальной базы для дворового и школьного футбола;
– отсутствие достаточно прогрессивных социальных явлений и понятий "любовь к футболу", "семейный футбол", "семейный стадион".
Написано восемь лет назад. C тех пор не утратило актуальности ни на йоту.
ПАРАД КОНЦЕПЦИЙ
До этой масштабной разработки, вы не поверите, тоже действовали важные стратегии. В 1994 году была введена в действие "Целевая комплексная программа развития футбола в РФ", ориентированная на "преимущественно государственное финансирование футбола, что и предопределило невозможность ее выполнения". В 1998 году РФС принял "Концепцию развития футбола в РФ", заложив в нее идею "объективного самофинансирования футбола как социально-экономического явления". Судя по сюжетам сегодняшнего дня, результат тот же.
Не обессудьте, но мне придется еще немного пожонглировать квадратными словами планов и стратегий.
В настоящий момент близка к завершению реализация федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 – 2015 годы". Для этой программы в РФС была разработана и утверждена специальная подпрограмма "Развитие футбола в РФ на 2008 – 2015 годы". Федеральный уровень – это уже не шутка. Он означает, что футболу было выделено конкретное финансирование в размере 19 миллиардов 126,8 миллиона рублей. И 93,5 процента этой суммы должно было покрыть государство с его субъектами.
Платежи, похоже, имели место. Уж по крайней мере в рамках акции "Подарим детям стадион". Но откроем турнирную таблицу группы Н последнего чемпионата мира: 1. Бельгия. 2. Алжир. 3. Россия. 4. Корея. Не скажешь, что кто-то вкладывал миллиарды в российский футбол. Каков тогда КПД этих вложений? Кто ответил за недовложение или за неэффективность освоения? Неужели Бельгия и Алжир вложили в свой футбол еще больше? И неужели при отсутствии программ с подпрограммами мы снова не пробились бы в финальный этап бразильского ЧМ?
Теперь о свежем примере бумажного творчества и документооборота. В мае этого года на исполкоме РФС была утверждена "Стратегия развития футбола в РФ до 2020 года". Этот труд насчитывает 76 страниц и охватывает большинство направлений со всеми их ответвлениями, по которым мы действительно не дотягиваем до развитых футбольных стран. План-король. Вершина горы концепций.
В новой стратегии учтено все. Расписано, сколько человек в стране занимается футболом и сколько будет заниматься. Сказано, как сильно коварный зарубеж опережает нас по числу тренеров и полей на душу населения. Проанализирован опыт футбольных реформ в Германии, Англии, США, ЮАР и даже в Сингапуре. Продекларированы принципы, цели, задачи, адресность, критерии оценки, подотчетность, статусность, эффективность, взаимосвязь… На этом мой запас подобных слов иссяк. В "Стратегии-2020" их еще много.
Список проблем по сравнению с действующей "Стратегией-2006/16" расширен и углублен незначительно, поскольку он и без того был широк и глубок. Удостоены внимания, скажем, вопросы судейства, волонтерства, необходимость подготовки футбольных врачей и менеджмента. Каждая из проблем выписана ярче. Что объяснимо: страниц-то в стратегии больше. Но самые главные беды – прежние: недостаточная массовость, слабая работа системы подготовки, очевидная нехватка футбольных сооружений.
Все это вызывает вопросы. Неужели в недрах Минспорта и ОФЛ собираются реформировать что-то другое? К чему новые планы реформ, если уже имеющиеся тянут на многотомники? Может, расхождение в том, с чего лучше начать? Или стратегию РФС хотят узко адаптировать к ЧМ-2018? Или она не устраивает новых реформаторов авторством исполнения? Или в уже принятом документе не учтено светлое будущее российско-украинской лиги?
КАБИНЕТНЫЙ ПРОРЫВ
До сих пор, надеюсь на понимание, речь шла не о том, что акция "Подарим детям стадион" либо совместная с УЕФА программа "Хет-трик" – это плохо. А о том, что этих программ недостаточно. На новых полях, частенько переведенных в коммерческое пользование, резвится крепко стоящий на ногах пузатый народ, обогащая неизвестно кого. Но при этом ни на шаг не сдвинулась с места проблема детских тренеров, средний возраст которых в отдельных регионах превышает 63 года, а средняя зарплата не превосходит 10 тысяч рублей. Задумка с полями попросту не работает как надо. В чем мы, наблюдая за выступлением сборной в Бразилии, и убедились.
Это значит, что разработка стратегий – лишь часть реформ. А другая часть, куда более важная, – механизм реализации.
В "Стратегии-2020" этому уделено две с половиной страницы. Механизм, по мнению разработчиков, предусматривает "построение многоуровневой системы сопровождения и контроля... управление рисками, ресурсами, коммуникациями, мониторинг ключевых целевых параметров... контроль за сроками и результатами выполнения". С назначением ответственного вице-президента РФС и координационного совета.
На мой взгляд, механизм реализации – это совсем другое.
Это прорыв одного чиновника высокого ранга в кабинет другого, еще более важного. И выбивание конкретной суммы со многими нулями. Определение внятных сроков и жесткой ответственности за невыполнение. Создание структуры, ответственной за реализацию и наделенной необходимыми полномочиями. Подписание указа.
Это если привлекать к реформам государство. А если не привлекать… То ничего не получится, поскольку государство к реформам без своего участия совершенно не готово.
Есть вероятность, впрочем, что в сентябрьском плане Минспорта будет обновлен не перечень проблем, а как раз подход к их решению. И что ведомство, ответственное за наш с вами здоровый образ жизни, обрушится на гидру российской нефутбольности в первую очередь финансово. Хватит, дескать, плодить стратегии, пора претворять их в жизнь. А для этого нужны деньги, деньги и еще раз деньги.
Если так, несложно представить, за что конкретно возьмутся будущие реформаторы. Реестр белых пятен нашего футбола кочует из стратегии в стратегию. Остановимся на основных пунктах и мы. Дополнив их, однако, собственными предложениями, по странному стечению обстоятельств не отмеченными в объемных стратегических документах.
РАЗВИТИЕ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ФУТБОЛА
(вероятность принятия в случае, если дело дойдет до реформ, – 95 процентов)
В Германии двенадцать лет назад поступили следующим образом. Достали карту и нанесли на нее 390 точек, покрывающих страну более или менее равномерно. После чего открыли неподалеку от этих точек, в дополнение к прочим футбольным питомникам, детские центры подготовки. Сейчас в них работает 1200 тренеров и 30 координаторов футбольного союза. Значительную часть нагрузки берут на себя волонтеры.
За год через центры проходит 22 тысячи детей. Более тысячи скаутов осуществляют селекционный просев этой массы. Лучшие попадают в клубы и клубики. Вся программа обходится Немецкому футбольному союзу в 10 миллионов евро в год. Основные плательщики – спонсоры. Выгода очевидна: каждый малый и большой талант знает, куда ему податься, если жить без футбола становится невмоготу. Как было с Мюллером, например. Или с Клозе.
В Коста-Рике вот уже более 20 лет действует своя программа поддержки юношеского футбола. Но там за футболизацию детства платит государство. Оно же контролирует основные процессы и ругается по поводу активности клубов, слишком рано соблазняющих будущих Борхесов и Техед длинной купюрой. При том что длина ее относительна: даже игроки коста-риканской сборной получают в клубах страны в среднем от 2 до 5 тысяч долларов в месяц.
Кто станет финансировать многократное разрастание сети детских центров подготовки в России? Вариант ответа на сегодняшний день один: государство. Только нам, в силу географии, этих центров нужно не 390, а значительно больше. Хватит ли средств федеральных целевых программ? Ответ в тумане.
Дополнением (но не альтернативой) специализированным детским школам могут стать школы обычные. Широта охвата невероятная, массовость зашкаливает, просев не то что в клубах, а близкий к стопроцентному. Однако в нынешнем их виде российские общеобразовательные учреждения не способны обеспечить хоть какое-то качество футбольной подготовки и тем более просева. Да и денег для их методической переориентации понадобится столько, что не хватит никаких целевых программ.
ПЕРЕСМОТР ПОДХОДА К ПРОБЛЕМЕ ДЕТСКИХ ТРЕНЕРОВ
(вероятность – 50 процентов)
Разъяснений тут не требуется. Сделайте профессию высокооплачиваемой, и в нее пойдут лучшие, а не энтузиасты с фанатиками, как сейчас. 3235 лицензированных российских тренеров против 70 тысяч в Германии – нормальное соотношение? Скорее страшное.
Вопрос в том, кто станет платить нашим детским тренерам по 40-60 тысяч рублей в месяц, на которые можно содержать семью. Опять государство? При определенном условии это возможно. Тем более что больше некому.
Речь, понятно, не про клубную систему подготовки, финансируемую владельцами клубов. О самом условии – чуть ниже.
УКЛАДКА НОВЫХ ПОЛЕЙ И СТРОИТЕЛЬСТВО СТАДИОНОВ
(вероятность – 99 процентов)
Процесс этот едва ли не единственный, хоть сколько-нибудь отлаженный в России. С 2009 года укладка искусственных газонов финансируется в основном из бюджета. Кое-где инициативу берут на себя частники, регионы или корпорации. Помогает и УЕФА. Параллельно развернуто строительство десятка новых стадионов. Тут уж мы не оплошаем: на носу чемпионат мира, а нам нравится хорошо выглядеть в глазах мирового сообщества. Пусть даже понятия "быть" и "казаться" перепутаны нами давно и безнадежно.
Есть, однако, важнейшее "но". Без детских тренеров постеленные газоны превращаются считай что в тыкву. На них можно побегать для удовольствия, в том числе, не исключаю, и детям. Но образовательное начало отсутствует. Поле – не футбольная секция, а лишь инвентарь. Приедет к газону первый технарь на деревне, поглядит на пластмассовые стебельки и уедет восвояси. Никто ему не обрадуется, никто не скажет: "Добро пожаловать в футбол, парень!"
Та же картина со стадионами. На каких условиях клубы получат их после чемпионата мира? И какие клубы? Если частные, так это мы уже проходили. Сочинская "Жемчужина", допустим, платила за аренду 10-тысячного "Центрального" совершенно безумные деньги. Хотя стадион в Сочи был и остается федеральной собственностью. Варианты его долгосрочной аренды либо выкупа отвергались на стадии открытия рта. Можно ли назвать это помощью государства футболу?
Если провести аналогии с Олимпиадой и хоккеем, то прошлой осенью сборная страны, по словам известного комментатора Сергея Гимаева, платила за тренировки на сочинском льду 1 миллион рублей в час. Стадион им. Стрельцова, как сообщил президент "Торпедо" Александр Тукманов, обходился его клубу в 700 тысяч рублей за матч. Нет ни малейших оснований считать, что владельцы арен ЧМ-2018 станут предлагать их клубам по меньшим расценкам.
Нечто подобное, только наоборот, я видел в полуторамиллионном китайском городе Куньшане. Там построен выдающийся спорткомплекс с 30-тысячным стадионом и 12-тысячным дворцом для игровых видов. Но футбольного и тем более баскетбольного клуба высокого уровня в городе нет: арены используются для зрелищ и матчей местного масштаба.
Стадион без клуба, несомненно, лучше, чем клуб без стадиона. Но и то, и другое не способствует футболизации страны. Так же, как и прочая инфраструктура, не наполненная должным содержанием.
Вот данные из "Стратегии-2020":
"В настоящее время функционируют 2500 детско-юношеских футбольных школ и отделений футбола. В них занимаются более 400 000 детей от 6– до 17-летнего возраста. Для занятий футболом в городах и сельских поселениях насчитывается более 19,2 тысячи полей, около 2500 стадионов вместимостью не менее 500 человек, 39 игровых и тренировочных манежа. Однако темпы роста развития инфраструктуры футбола не обеспечили повышения количества занимающихся футболом до 2,5% от численности населения страны к 2013 году".
Не обеспечили они и качества. Чтобы убедиться в этом еще раз, загляните в таблицу группы H бразильского чемпионата мира.
ИЗМЕНЕНИЕ ФОРМУЛЫ ЛИМИТА
(вероятность – 75 процентов)
Желание выявить оптимальное количество легионеров для клубов РФПЛ в последнее время превратилось в навязчивую идею. Кажется, мы стали видеть в лимите причину всех бед российского футбола. Повторяем, как мантру: "Нет свободной конкуренции – нет качественного продукта!". И сами в это верим.
Тезис, конечно, правильный. Но почему мы не учитываем все факторы, влияющие на свободную конкуренцию? Когда одного товара (иностранцы) много, а другого (россияне) мало – это свободная конкуренция? Сначала наводните страну десятками тысяч обученных аборигенов, а потом жалуйтесь, что лимит не дает им развиваться. Когда же своих игроков не хватает даже на нынешние 64 позиции в командах РФПЛ, кому и с кем предложено конкурировать? Пирожкам бабушки Авдотьи с областным хлебозаводом?
Если госмонополии 1/7 части суши могут позволить себе выложить за россиянина любые деньги, а стоящие с протянутой рукой в приемной губернатора перебиваются лимитными остатками – это свободная конкуренция?
Если суммы агентских вознаграждений за россиян значительно выше стоимости самих россиян – это свободная конкуренция?
Если ведущие клубы содержат академии и пополняют состав своими воспитанниками, а для 80 процентов российских команд школа лишь головная боль – это свободная конкуренция? Нам невыгодно выращивать, нам выгодно покупать. Причем во всех смыслах выгодно. Спрос на россиян многократно превышает предложение: чего ж тогда удивляться безумным ценам?
Не будет лимита – сборная начнет комплектоваться из дублей и ФНЛ. При этом смысл выращивать своих пропадет окончательно. Мировой рынок предлагает товар качественнее и дешевле. Зачем нужны навоз и теплицы, когда проще накупить привозных овощей?
Без лимита никак, по крайней мере сегодня. Другое дело, что лимит должен стать еще и фильтром, отсекающим некачественный импорт. А для конкуренции понадобится гибкая формула ограничений. Но при этом важно помнить: один только лимит не способен служить побудительным мотивом развития футбольной отрасли. Никто не откроет 10 новых школ в Кемерове или Элисте, лишь бы только насытить профессиональные клубы доморощенными игроками. Для этого нужны более существенные толчки и стимулы.
НОРМАЛИЗАЦИЯ РЫНКА ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПРАВ
(вероятность – 10 процентов)
Существующий контракт РФПЛ и "НТВ плюс" будет действовать до середины следующего года. Согласно договору, право трехлетнего показа матчей российского чемпионата обошлось спутниковой компании примерно в 100 миллионов долларов. Какая часть этой суммы коммерчески окупаема, а какая выплачена в качестве социальной благотворительности, сказать сложно. Но слухи об убыточности "НТВ плюс" позволяют предположить: наш футбол в телевизионном смысле живет на государственные дотации.
Организовать телебизнес в чистом виде в России действительно сложно. Стадионы во время трансляций многоголосо матерятся, на поле выбегают сотни гулливеров, бесплатный НТВ еженедельно уводит у пайщиков-концессионеров самую сладкую осьмушку пирога, в интернете царит пиратский шабаш, принят закон о запрете рекламы на платных телеканалах, рейтинги просмотра российского чемпионата по сравнению с остальной тележвачкой невысоки.
Но пока процесс не станет кристально рыночным, а не подверженным администрированию, как сейчас, дело не сдвинется с мертвой точки. РФПЛ должна понять, сколько она стоит на самом деле. И взять эту смешную цифру за точку отсчета погони за прибылью.
НОВЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ СУДЕЙ
(вероятность – 5 процентов)
Российскому футболу не хватает не только судей, но и спортивных менеджеров, а также, к примеру, волонтеров. Однако судьи – тема особая. Всем давно понятно, что для подготовки этих людей не требуется открывать факультет при МГУ. В основе судейства лежат самоподготовка и разнообразные семинары. До определенного уровня судья – всегда любитель. После – профессионал или полупрофессионал.
Главный затык в другом: никто не знает, что делать с системой отбора судей. Я не вижу ни единой причины карьерного роста российских арбитров без применения ими традиционных в наших условиях ускорителей. Кто и за счет чего выбивается в люди на низших уровнях, где все зависит от конкретного человека в региональной федерации?
Пусть каждый судит в меру своей испорченности. Но вероятность взлета не лучших, а согласных инвестировать в собственное будущее, на мой взгляд, высока. Из тех же сериалов, да и из жизни, мы узнаем о подобных процессах в некоторых силовых и надзорных ведомствах. Только там хоть кого-то ловят. В среде футбольных арбитров – никого и никогда.
Не хочется огульно обвинять весь судейский цех. Однако если известная составляющая все-таки имеет место, по степени влияния на естественный отбор она мало чем отличается от обычного допинга. Того самого, на котором только в 2014 году и только в олимпийских видах спорта засыпались ни много ни мало 78 российских атлетов.
ЗАПРЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ФУТБОЛ
(вероятность – 0 процентов)
Эти деньги все равно не достанутся старушкам. Народу нужен не только хлеб, но и зрелища. Без государства нас ждет провал в еврокубках длиною в несколько лет. Богатые клубы являются для будущих Аршавиных и Мостовых путеводными маяками. Поход на стадион отвлекает молодежь от шприцов и безделья. Сильный чемпионат способствует здоровью нации.
Аргументы-лозунги. Фразы-прикрытие. Слова-маскировка.
Теперь реалии.
В одной из областей, где есть профессиональный клуб ФНЛ, ему выделяется из регионального бюджета 200 миллионов рублей в год. На весь остальной футбол, включая детей, инвалидов, женщин, ветеранов и т.д., – 5 миллионов рублей. В другой области, где прописаны три профессиональные игровые команды, на них истрачено за год 1 миллиард 235 миллионов. На любительский и детский футбол – 37 миллионов.
Подобное соотношение характерно для большинства регионов, содержащих профессиональные футбольные клубы. То бишь и маяк не слишком ярок, и тянуться к нему нужно на свои кровные.
Шокируют, конечно, не только прямые закачки бюджета в зарплату легионеров и агентские бонусы. Государство может присутствовать в профессиональных клубах деньгами корпораций-спонсоров, ведущих себя как частники, но полностью подотчетных властям. Или же силой выжимать деньги из частных компаний, что в переводе на человеческий язык означает "кошмарить бизнес".
Любая из форм присутствия государства в профессиональном футболе порочна по определению. Во-первых, потому что клубы – предприятия убыточные. Во-вторых, большая часть вложений вывозится из страны иностранными игроками и тренерами, а также тратится на зарубежные сборы. В-третьих, государство не имеет права покупать зрелище в приказном порядке всем подряд, в том числе пресловутым старушкам, которых футбол в отличие от денег не интересует вовсе. В-четвертых, любая прибыль, извлеченная государством, по всем моральным канонам в него же должна и вернуться. Чего не скажешь о прибыли, вложенной в содержание профессиональных клубов. В-пятых, тех миллиардов, которые тратит бюджет на перегретые в сравнении с Европой зарплаты и трансферы, крайне не хватает детскому и массовому футболу. Мы не инвестируем в развитие. Мы проедаем здесь и сейчас.
Театры? Да, их государство тоже поддерживает. Но в основном ремонтами и скромными грантами, а не оплатой переезда Скарлетт Йоханссон из Голливуда в тамбовский ТЮЗ.
Не говоря уж про то, что процесс освоения бюджетных денег в нашем футболе, да и в спорте, пожалуй, для многих превратился в самоцель. Господдержка прочих спортивных профессионалов в этом смысле мало чем отличается от футбольной. Как и любая халява, бюджетные деньги оглупляют развитие вида спорта. Он садится на дотационную иглу, бизнес-механизмы покрываются ржавчиной.
И для самих спортсменов многое меняется. Спорт для них перестает быть спортом. Он превращается в работу.
В недавнем публичном выступлении президента ЦСКА Евгения Гинера прозвучало модное определение. Присутствует оно и в "Стратегии-2020". Называется "частно-государственное партнерство". Такая форма управления и финансирования широко используется за рубежом. А у нас по этой схеме живет как раз ЦСКА, имеющий спонсорский контракт с вполне государственными "Россетями".
Идея здравая, способная помочь. Она и есть, кстати, то условие, о котором говорилось выше. Важно только не упустить, что на Западе частно-государственное партнерство применяется исключительно в массовом, но никак не в клубно-профессиональном спорте. Государство создает условия, а частники охотно помогают любителям и детям. Там это выгодно как в имиджевом, так и в финансовом плане. У нас – ни в том, ни в другом. Там частно-государственное партнерство спортивно развивает страну. У нас принимает спорные формы, выгодные отдельным людям или клубам, но не всему населению.
Вывод очевиден. Долг чиновников – не закачивать бюджетные деньги в профессионалов, ставя рекорды неэффективности затрат, а сделать так, чтобы кому-то хотелось вкладывать в спорт частный капитал. Тщеславия или прибыли ради – это по большому счету все равно.
Сколько лет ведутся разговоры о налоговых льготах для спортивных спонсоров и меценатов? И сколько льготных послаблений за это время было сделано? Как результат, благотворительность могут себе позволить лишь сверхбогачи вроде Сергея Галицкого или Леонида Федуна. Для остальных владеть клубами, помогать детским школам или пытаться наладить футбольный бизнес резонов ровно ноль. Заработать на нашем футболе нельзя даже теоретически. Этому не способствует окружающая правовая и экономическая среда, замененная в России государственным денежным допингом. Мы страшно далеки от финансового fair play. Мы не зарабатываем, а осваиваем, достигнув в этом деле невиданных высот.
Отрезвление рано или поздно все равно наступит. Но чем сильнее затянем, тем дольше будет наше неминуемое проседание в еврокубках.
ОТКРЫТИЕ БЮДЖЕТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КЛУБОВ
(вероятность – 0 процентов)
Не нужно прилагать особых усилий, чтобы признаться самим себе: засекреченные в настоящий момент клубные бюджеты покрывают никакую не коммерческую тайну, а нечто постыдное либо незаконное. Других причин прятать клубную бухгалтерию попросту не существует.
Чего стесняться честному "Ростову", если он истово тратит для услады земляков региональные или благотворительные деньги? Что в этом секретного? Пришло – ушло. Это на зарплату, это на агентов, это на уборку офиса. Все прозрачно, любой желающий вправе ознакомиться.
Частный владелец теоретически может оказаться скрытным. Ну вот не любит он финансовую публичность, что поделаешь! Но для того и существуют РФС с РФПЛ, чтобы задать для всех владельцев единые правила. Неужели кому-то неясно, что схемы, по которым мы заводим и выводим из футбола миллиарды, в здоровом обществе называются позором?! Неужели кто-то станет спорить, что пребывание в тени навзничь опрокидывает те самые реформы, ради которых написано и будет написано столько стратегий?
Перечисление за переход свободного агента 10-15 бюджетных миллионов в неизвестно чей частный карман – это еще хуже позора, это бред собачий! До тех пор пока подобные фортели не станут видны всем, мы можем исписать концепциями хоть килотонны бумаги. И все равно остаться в турнирной таблице группы Н позади Бельгии и Алжира.
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ25.07.2014 08:00