Опубликовано сб, 09/04/2016 - 20:00
В конце прошлого года Федеральная канцелярия правительства Швейцарии объявила, что она получила петицию граждан со 110.955 подписями, которая содержит требование организовать очередной национальный референдум. Инициатива проведения референдума принадлежит активистам движения Full Money Initiative («Инициатива в защиту полноценных денег»). Цель референдума — запретить частным коммерческим банкам делать деньги из воздуха, вернуться к настоящим, полноценным деньгам.
Мошенничество с «денежным мультипликатором»
В экономической литературе привилегия банков делать деньги из воздуха называется мудрено: частичное, или неполное резервирование обязательств коммерческих банков. Условно говоря, банки могут принять от вкладчиков на депозиты 1000 единиц законных платежных средств («настоящих» денег в виде банкнот центрального банка), а под эту сумму выпустить собственных денег в виде кредита на 10.000 единиц, в 10 раз больше. Причем кредит будет выдан в виде так называемых депозитных денег, являющих собой некую абстракцию, с помощью которой нельзя погасить обязательства вкладчиков, выраженные в наличных банкнотах. Это откровенно мошенническая операция, которая рано или поздно кончается плачевно: набегами вкладчиков и банкротством банков.
Размножение денег коммерческими банками в учебниках по экономике называется «денежным мультипликатором», а предельная величина «мультипликатора» определяется финансовым регулятором (чаще всего, центральным банком) в виде нормы обязательного резервирования (процент депозитов, отчисляемый в специальный резервный фонд). Впрочем, сегодня в ряде стран такие нормы вообще отменены. Раньше необеспеченные деньги были сродни фальшивомонетничеству, теперь это зовётся «денежным мультипликатором».
Победа альянса банкиров и коррумпированных политиков
Система частичного резервирования обязательств банков складывалась мучительно в течение последних трех столетий, общество всячески пресекало попытки банкиров заниматься денежной алхимией. Постепенно, однако, альянс банкиров и коррумпированных ими политиков стал одерживать победу. Отчасти это мошенничество прикрывалось тем, что стали создаваться центральные банки, которые нередко называют кредиторами последней инстанции. В случае набегов клиентов центробанки могли бросать коммерческим частным банкам спасательный круг в виде различных «чрезвычайных», «санационных» и «стабилизационных» кредитов. В ХХ веке стали также создаваться государственные и полугосударственные агентства для страхования банковских депозитов. Однако в случае крупных банковских кризисов оказывались бесполезными и «кредиторы последней инстанции», и агентства оказывались бесполезными.
В ХХ веке люди вообще перестали задумываться над тем, как устроена денежно-кредитная система и в чем суть банковского мошенничества. Некоторое прозрение наступало лишь в моменты масштабных экономических, финансовых и банковских кризисов.
Одно из таких прозрений произошло в 30-е годы ХХ века, когда Запад оказался охваченным тяжелейшим в истории капитализма экономическим кризисом. В 1933 году группа известных экономистов во главе с Ирвингом Фишером приступила к разработке доклада, который позднее получил названием Чикагский план. Окончательная версия доклада появилась в 1936 году. В докладе выявлялись причины разразившегося экономического кризиса (Великой депрессии). На первое место была поставлена такая причина, как частичное резервирование банков, наводнивших экономику громадным количеством необеспеченных денег. При этом деньги не были законными платежными средствами и носили кредитный характер, то есть создавали долговые пирамиды.
Ирвинг Фишер, один из величайших и ярчайших американских экономистов
Необузданность частных кредиторов контрастировала с правилами выпуска центральными банками законных банкнот. Их эмиссия ограничивалась запасом золота. Ведь до начала кризиса ряд европейских стран (прежде всего, Великобритания и Франция) восстановили довоенный золотой стандарт, а в США он не отменялся даже в годы Первой мировой войны. Основной вывод Чикагского плана заключался в том, что надо срочно вернуться к полному (100-процентному) резервированию обязательств частных банков.
К рекомендациям, содержавшимся в Чикагском плане, не прислушались. Даже в США, где президенту Франклину Рузвельту удалось умерить аппетиты банкиров Уолл-стрит, восстановление полного резервирования оказалось ему не по зубам. Банки Америки были сильнее президента.
После Второй мировой войны о полном резервировании вспоминали лишь очень немногие специалисты. Упоминание о нем изъяли из всех учебников экономики, а пресловутый «денежный мультипликатор» стали изображать как норму жизни. Пожалуй, единственными в западной экономической науке, кто не давали окончательно забыть о полном резервировании, были представители австрийской экономической школы, особенно такой яркий её представитель, как Мюррей Ротбард.
Мюррей Ротбард
Возвращение к Чикагскому плану
Финансовый кризис 2007-2009 гг. был по своему охвату и разрушительным последствиям сопоставим с Великой депрессией ХХ века. Тут вспомнили и о Чикагском плане И. Фишера. Два экономиста из МВФ Jaromir Benes и Michael Kumhof в августе 2012 года опубликовали работу «Возвращение к Чикагскому плану» (The Chicago Plan Revisited). В принципе ничего концептуально нового по сравнению с исследованием 30-х годов ХХ века эта работа не содержала, хотя статистика была новой, а для пущей убедительности были использованы эконометрические модели. В работе справедливо подчеркивалось, что восстановление 100-процентного резервирования позволило бы радикальным образом оздоровить мировую экономику. Исчезли бы причины для инфляции, питательная почва для «пузырей» на рынках недвижимости и финансовых рынках, прекратилось бы строительство пирамид государственного и частного долга. Однако к 2012 году в мире уже произошла относительная финансовая и экономическая стабилизация, и брошюра экономистов МВФ была замечена лишь специалистами.
Иное дело 2015 год. Над мировой экономикой опять собрались тучи. Угроза второй волны мирового финансового кризиса стала реальной. Экономисты разных стран все чаще стали вспоминать о полном резервировании банковских операций. Но только экономисты, а также и государственные деятели. И вот в марте прошлого года по заказу премьер-министра Исландии местный экономист Frosti Sigurjonsson подготовил доклад под названием «Денежная реформа: более совершенная денежная система для Исландии» (Monetary Reform: A Better Monetary System for Iceland. По некоторым данным, Исландия готовится к денежной реформе, в том числе к отмене частичного резервирования (по другим данным — к резкому повышению нормы резервирования).
Швейцарцы против «серых» денег
И вот последнее событие, связанное с восстановлением нормальной денежной системы – подготовка к референдуму в Швейцарии. Результаты референдума в немалой степени зависят от того, как будут сформулированы вопросы анкет. Конечно, восхищает тот факт, что в этой небольшой стране нашлось более 100 тысяч людей, которые подписали петицию по поводу референдума. Однако, учитывая, что на протяжении многих десятилетий проблема резервирования была табуирована, трудно представить, что несколько миллионов швейцарцев сумеют сориентироваться на референдуме. Знакомство с некоторыми швейцарскими публикациями по поводу предстоящего референдума показывает, что не всегда журналисты понимают, о чем идет речь. Так, некоторые полагают, что референдум касается выбора между наличными и безналичными деньгами. Другие полагают, что речь идет об обеспечении денег золотом или товарными запасами. Недавно в Швейцарии проходил референдум по поводу возможного увеличения золотого запаса центрального банка страны. Большинство граждан альпийской республики отвергли необходимость такого увеличения. Однако ряд экспертов, комментировавших результаты «золотого» референдума, обратили внимание на то, что респонденты плохо представляли себе суть вопроса. Есть опасения, что то же может произойти и с новым референдумом.
Еще раз подчеркнем суть проблемы: запретить частным банкам создавать новые необеспеченные деньги. Право эмиссии законных платежных средств должно быть предоставлено только центральному банку. Он осуществляет эмиссию денег преимущественно в виде наличных банкнот. Коммерческие банки превращаются в классических финансовых посредников, которые лишь привлекают деньги на свои счета и далее размещают их в экономике в виде кредитов и инвестиций. Таким образом, реальный контроль над денежным обращением будет сосредоточен в руках центрального банка. Риски разного рода дисбалансов и кризисов резко снижаются, поскольку частные банки лишаются права создавать собственные кредитные деньги.
Конечно, в случае перехода к системе полного резервирования неизбежно возникнут и проблемы. Например: что делать с громадной денежной массой, которую создали коммерческие банки? В некоторых странах такие «серые» деньги во много раз превышают по своей массе законные деньги, выпускаемые центральными банками. Обнулить массу «серых» денег сразу нельзя, поскольку именно за счёт них функционируют сегодня экономики почти всех стран мира. Кроме того, предлагаемая в Швейцарии денежная реформа идет вразрез с господствующими тенденциями всяческого наращивания денежной массы, в котором участвуют не только коммерческие, но и центральные банки. Происходит это под видом программ «количественного смягчения», чем занимаются ФРС США, Банк Англии, Банк Японии, ЕЦБ.
Потребуется аккуратная, постепенная денежная реформа, которая минимизировала бы риски банкротств компаний и резкого роста безработицы. Кроме того, надо учитывать, что радикальная денежная реформа наносит удар по планам мировой финансовой олигархии осуществить вытеснение наличных денег безналичными. Ведь именно безналичные деньги являются теми «серыми» деньгами, с которыми предлагают бороться инициаторы референдума в Швейцарии.
Валентин КАТАСОНОВ