Опубликовано ср, 29/09/2010 - 08:14
Газета «Ведомости» второй раз за полтора года провела конференцию «Спорт и бизнес». О спорте и бизнесе в России рассуждает колумнист Агентства спортивной информации «Весь спорт» Геннадий Швец, в 2001-2010 годах работавший пресс-секретарем Олимпийского комитета России. Мы ставим это материал в раздел «Спорт и образование», потому что считаем, что главное для всех субъектов системы – определиться в терминах. Это по силам образованным людям. А тезисы автора хоть и не бесспорны, но весьма любопытны.
Отличие свежей конференции «Спорт и бизнес» от предыдущей заключается в том, что среди ее участников стало меньше представителей реального бизнеса, а больше – сотрудников рекламных агентств, PR-служб и СМИ. Большинство из них пришли, чтобы найти рекламодателей, которые собрались в одном месте и в одно время. Но это удобство не принесло особых перспектив на сотрудничество: реклама идет в российский спорт преимущественно в результате «нагибания» – убедительных рекомендаций со стороны властей оказать материальную поддержку определенным командам, клубам, турнирам, что в лучшем случае можно считать благотворительным спонсорством со стороны бизнеса, его социальной нагрузкой. Но этот тезис на конференции оспаривался топ-менеджерами «Мегафона» и «Ростелекома»: они сказали, что ощущают реальную коммерческую выгоду от сотрудничества со спортом высших достижений. В этой связи можно сказать, что представители успешных отечественных компаний (особенно тех, которые стали национальными спонсорами и партнерами Олимпиады-2014) хорошо подкованы в риторике – знают, как правильно отвечать на каверзные вопросы.
Логично было бы предположить, что подобная конференция должна заинтересовать производителей спортивной продукции, перечень которой огромен – это и экипировка, тренажеры, спортивное оборудование, прикладные компьютерные программы, медицинские и восстанавливающие препараты. В мире этот рынок измеряется сотнями миллиардов долларов. В России признаки спортивной индустрии почти не просматриваются.
В начале 2000-х кое-что в этой отрасли замышлялось, были проекты создания фабрик по производству в стране лицензионных лыж и всего того, что связанного с лыжными видами спорта, вынашивались еще какие-то оптимистическо-патриотические планы. Ничего не состоялось, все завозятся из-за заграницы, преимущественно из Китая (что, в общем-то, неплохо – потому что дешево). На этот унылом фоне блистает обретшая огромную популярность спортивная одежда отечественной компании «Боско», которая ныне экипирует уже не только олимпийские команды России, но и Украину, Испанию, Армению. Похвальное слово в сторону «Боско», к сожалению, не является одновременно призывом следовать примеру этой компании, потому что история ее успеха – это исключение из правил, результат нечеловеческих пробивных способностей и творческой незаурядности основателей фирмы. Географическая близость головного офиса «Боско» к Кремлю тоже символична. Но нужно заметить, что «Боско» в большей мере тяготеет к фешн-бизнесу, к стильности, к созданию сугубо эстетического имиджа, к парадности, а производством функциональной экипировки для конкретных видов спорта пока не занимается.
Почему не получилось у большинства других? Почему эта отрасль в нашей стране выглядит более убогой, чем во времена СССР? Ответ прост: не может быть так, что в целом индустрия в стране переживает системный кризис, а производители спортивной продукции идут вперед семимильными шагами. На конференции «Ведомостей» было сказано, что даже такое вроде бы благо, как построенные в недавнее время крупные спортивные объекты, тоже предстают проблемой. Их содержание обходится слишком дорого, по коммерческим формулам они не окупаются, а бюджетных средств на муниципальном уровне катастрофически не хватает. Некоторые новые спортсооружения вообще находятся на грани закрытия, потому что нет денег на выплату налогов и на зарплату сотрудникам.
Выступавшие на конференции президент ФК ЦСКА Евгений Гинер и его футбольные коллеги (вице-президент «Локомотива» Юрий Белоус и исполнительный директор Российской футбольной премьер-лиги Сергей Чебан) высказали претензии министерству спорта РФ, представленного начальником отдела экономического развития Сергеем Смирницким: почему министерство не инициирует развитие законодательные поправки, которые делали бы спорт привлекательным для бизнеса, для производителей, для спонсоров и меценатов? В свою очередь, представитель министерства переадресовывал эти претензии депутатам Государственной думы РФ, где имеется немалая «спортивная фракция», и она могла бы лоббировать преференции для спорта. Но на этом поприще депутаты-спортсмены не особо проявляют свойственную их натурам волю к победе.
В экономике большого спорта у нас много странного, алогичного. Президент ФК «Динамо» Юрий Исаев говорил о несоответствии уровня зарплат футболистов и классом их игры: получают, как супер-профи, а играют, как любители-середнячки. (Поражение нашего «национального достояния» – «Зенита» – от завалящего французского «Остера» запомнится надолго). Казалось бы, эти упреки полномочный футбольный функционер адресовал самому себе: возьми и урежь бонусы игрокам. Но дело в том, что укоренилась практика, система: в профессиональном отечественном футболе, как и в хоккее, циркулируют баснословные деньги, от этого выигрывает не спорт (он-то, возможно, от этого проигрывает), а люди, которые управляют финансовыми потоками. Ни один из отечественных профессиональных футбольных и хоккейных клубов даже на треть не окупает расходов на свое содержание. Есть еще одно несоответствие – между доходами футболистов и хоккеистов и уровнем благосостояния болельщицкой массы. В развитых странах практически каждый из болельщиков пополняет кассу любимой команды в среднем на 100 долларов за матч, наши фанаты могут позволить себе траты в десять раз меньшие.
Все вышесказанное – общеизвестно, конференция мало чего прибавила. В российском спорте много толковых, инициативных, грамотных специалистов, кто-то из них работает по профилю, другие остаются не при деле. Но в любом случае, от них мало что зависит даже в круге их компетенции. Сбой происходит в иных сферах.