Анализ управления детским спортом в ЦСКА

«Нужны свежие идеи. Предлагайте и принимайте участие в реализации своих же идей!» Так эмоционально напутствовал студентов МФПА тринадцатикратный чемпион России по баскетболу, один из руководителей СДЮШОР ЦСКА Сергей Панов во время проведения своего мастер-класса.

«Нужны свежие идеи. Предлагайте и принимайте участие в реализации своих же идей!» Так эмоционально напутствовал студентов МФПА тринадцатикратный чемпион России по баскетболу, один из руководителей СДЮШОР ЦСКА Сергей Панов во время проведения своего мастер-класса. Наверное, это был не просто реверанс в адрес молодых спортивных менеджеров, потому что сегодняшнее положение дел в ЦСКА не позволяет, по словам Панова, платить равнозначные зарплаты детским тренерам и тренерам профессиональных клубов. Студенты и специалисты Центра спортивного менеджмента МФПА, дабы поддержать марку своего заведения и вникнуть в суть проблемы, попробовали разобраться, какие же есть ограничения у менеджмента ЦСКА в реализации своих намерений. Вопрос изучался всесторонне, хотя официальной информации о структурных подразделениях этого предприятия Министерства обороны РФ оказалось крайне мало.

Во-первых, что такое ЦСКА? С недавних пор это не просто воинская часть, а Федеральное государственное учреждение Министерства обороны России Центральный спортивный клуб Армии. Перечень уставных целей и задач такого учреждения остался неизвестен, но наверняка он включает в себя выполнение задач боевой подготовки военнослужащими, содержание и эксплуатацию спортивных объектов, обеспечение выступлений армейских спортсменов в различного рода соревнованиях, медицинское обслуживание спортсменов и тренеров более чем по тридцати видам спорта и т.д. Задачи, безусловно, благородные и необходимые, и решение этих задач обеспечивается бюджетом Министерства обороны РФ.

Сергей Панов поведал на встрече со студентами, что он работает в СДЮШОР ЦСКА по баскетболу. В результате многочисленных запросов и поисков эксперты не смогли установить, что такое СДЮШОР ЦСКА. Известно всем, что в ЦСКА проводятся регулярные занятия с детьми по теннису, хоккею, борьбе, дзюдо, хоккею, гимнастике, плаванию, прыжкам в воду, фехтованию, фигурному катанию (список можно продолжить). Среди москвичей СДЮШОР ЦСКА пользуется огромной популярностью. Даже можно говорить о конкурсе при поступлении в некоторые из «школ» ЦСКА. Ни для кого не являются секретом и цены за обучение детей в разных видах спорта. В едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) предприятие «СДЮШОР ЦСКА» мы тоже не нашли. В перечне образовательных учреждений, получивших лицензию на организацию образовательного процесса, СДЮШОР ЦСКА также не значится. Можем допустить, что «школа» - это внутреннее подразделение ЦСКА, и занятия с детьми – это дополнительная и почетная нагрузка для тренеров, а также форма заполнения пустующих спортивных залов. Но тогда это подразделение может быть чем угодно – спортивным центром, досуговым центром, развлекательным центром, но только не школой.

Сергей Юрьевич выразил особое сожаление в своем выступлении в МФПА, что двоих тренеров из Сербии, приглашенных им для работы в СДЮШОР ЦСКА, пришлось устраивать на работу в ПБК ЦСКА и в «большой» ЦСКА соответственно. Исходя из этого, можем предположить, что и своего штатного расписания в баскетбольной школе нет. А если оно и есть, то пустующих вакансий в нем нет. Словом, головоломка для руководителя еще та.

Ситуация рассматривалась нашими экспертами с разных сторон. Экскурс в историю ЦСКА убедил нас, что создание в свое время профессиональных баскетбольного, футбольного и хоккейного клубов ЦСКА проходили болезненно. Появление инвесторов и управленцев нового типа многим тогда не понравилось. Особенно много недовольных было в военной среде. Однако время показало, что эти организации стали наиболее успешными и в спортивных состязаниях, и в строительстве четкой клубной инфраструктуры. Никто и не пытается спорить с утверждением, что именно эти три вида являются наиболее привлекательными с коммерческой точки зрения, а детский спорт – это удел государства и родителей.

«Кто даст деньги на детскую школу?» Вопрос вопросов. Наверняка этим вопросом задавались не раз и руководители ЦСКА. Мы попытались в режиме деловой игры найти преимущества и недостатки в идее создания спортивной школы при формировании соответствующих предложений для инвесторов.

Преимущества.

По форме . Школы еще нет юридически. Значит, предложение учредить СДЮШОР может быть сформировано в ЦСКА, которому принадлежит бренд клуба, и впоследствии адресовано инвестору или инвесторам.

По содержанию .

1. При создании негосударственного образовательного учреждения СДЮШОР ЦСКА возникает необходимый баланс в распределении обязанностей, когда тренер тренирует, а менеджер управляет. Необходимо отметить, что у каждого вида спота в ЦСКА должна быть своя школа. Это позволит формировать традиции учреждения, внутрикорпоративные правила работы.

2. Если в настоящее время ЦСКА каким-то образом финансирует свои «школы» напрямую, то наверняка сможет это делать в том же объеме и по договору со школой (некоммерческим партнерством или автономно-некоммерческой организацией), соучредителем которой он является. Инвестор обязуется финансировать те дополнительные затраты на оплату труда сербских тренеров, тренинг-кемпы и т.д., которые оговариваются дополнительно в уставе, и приобретает исключительное право на рекламу спортивных соревнований СДЮШОР ЦСКА и спортсменов СДЮШОР ЦСКА.

3. Детские школы ЦСКА по хоккею, футболу и баскетболу в настоящий момент ставят одной из главных своих задач подготовку резерва для первой команды ЦСКА. Не нужно быть выдающимся математиком, чтобы просчитать, что в одну команду все не попадут. Значит, на старте задача должна рассматриваться шире. Например, «подготовка баскетболистов и дальнейшая их адаптация к современным рынкам труда». Или что-то вроде этого. Инвестор, финансирующий деятельность школы, участвует в этой самой адаптации, подбирая профессиональный клуб своему воспитаннику. При подписании первого профессионального контракта спортсмена, при его последующих трансферах осуществляются обязательные выплаты инвестору за подготовку высококвалифицированного спортсмена. Роль ЦСКА при этом ничуть не становится ниже, нежели она есть сегодня, и его затраты не увеличиваются.

4. Создание спортивных школ в виде самостоятельных юридических лиц даст толчок к формированию рынка тренеров, менеджеров, обслуживающего персонала. В теперешних условиях, когда работа тренеров и их оплата тарифицируется государственными спортивными или образовательными ведомствами, очень сложно требовать от них стопроцентной отдачи на рабочем месте, повышения своего образовательного и профессионального уровня, совершенствования методик учебно-тренировочного процесса, результатов селекционной работы. В условиях рынка генеральный менеджер школы осуществляет набор специалистов для выполнения конкретной задачи подготовки спортсменов, становления внутренней инфраструктуры организации, руководствуясь совершенно определенными критериями. Это, кстати, подтверждает сам факт приглашения Пановым сербских специалистов. По таким же определенным критериям будут приглашаться и менеджеры. И их оплата труда так же должна варьироваться в зависимости от финансово-экономических и социальных показателей.

5. Занятия в школе нужно сделать платными официально . Примеры финансирования тренерского труда в различных «школах» ЦСКА через родительские комитеты или как-то иначе рано или поздно заинтересуют органы прокуратуры. В государственных школах Конституция Российской Федерации гарантирует получение бесплатного образования для всех детей. Плата за обучение в создаваемой школе должна быть, но должна быть разумной. Дело в том, что в детских школах ЦСКА тренируются не только дети военнослужащих, но и дети из обыкновенных московских семей. Значит, они должны знать, образование какого уровня и качества им будет предложено, и какие аттестаты получат их дети после окончания такой школы.

6. В случае создания СДЮШОР ЦСКА в виде отдельного юридического лица возникают великолепные предпосылки для развития филиальной сети спортивных школ ЦСКА или представительств в регионах. Отчасти - это процесс формирования целевой аудитории в России и за рубежом. Финансовые преимущества франчайзинга при этом очевидны.

7. Возникают условия для создания подобных школ в Москве и других городах не только в структуре Министерства обороны РФ, но и в любом другом ведомстве.

Недостатки.

По форме .

1. Неизвестно, может ли ФГУ МО РФ ЦСКА являться учредителем в других структурах.

2. Отсутствие собственной материально-технической базы СДЮШОР ЦСКА.

По содержанию .

1. Процедура получения лицензии на образовательную деятельность негосударственного образовательного учреждения имеет свои условности. Они трудны, но выполнимы.

2. Вопрос аренды помещений для офиса школы и организации учебно-тренировочного процесса может перейти в договорную плоскость с ЦСКА или другими арендодателями и ложится на бюджет школы. Не исключено, что офис СДЮШОР ЦСКА по какому-либо виду спорта может находиться за пределами территории ЦСКА.

3. Возможное совмещение работы в школе тренеров-военнослужащих из ЦСКА.

4. Для объективной оценки работы специалистов школы и формирования рыночного пространства необходимо инициировать создания нескольких подобных школ в других ведомствах, обществах, клубах.

При изучении доводов «За» и «Против» в процессе обсуждения экспертами Центра спортивного менеджмента МФПА перевесило созидательное начало.

Сергей Алтухов

  • Vkontakte comments
  • Facebook comments