Опубликовано чт, 22/10/2015 - 13:06 пользователем Сергей Алтухов
21 октября ведущие российские спортивные чиновники, эксперты, ученые обсуждали в Совете Федерации очень своевременные и актуальные проблемы финансирования и противодействия финансовым нарушениям в сфере спорта. Тон обсуждению задал первый заместитель председателя комитета Совета Федерации РФ по социальной политике, сенатор от Приморского края Вячеслав Фетисов.
«Важный вопрос - оптимизация расходов всех уровней должна работать на более широкий результат. Даже в хорошей экономической ситуации любые компании оптимизируют расходы. В таком положении, как сейчас, особенно. Это нормально. Многие регионы понимают, что без поддержки центра им сложно. Заниматься сборными - дело почетное. Но что дальше? Не знаю, сколько у нас федераций, которые активно участвуют в развитии спорта на территории России, хотя по закону делать это им положено. Их не так много».
Кроме того, Вячеслав Александрович обратил внимание на приоритеты, стоящие перед спортивной отраслью – инфраструктура, система соревнований всех уровней и государственные интересы.
Выступающие дружной командой представители финансового блока Министерства спорта Вадим Байрамов, Вадим Шуман и Елена Цеханова в своих выступлениях проинформировали о методологии принятия финансовых решений в министерстве, приказах и нормативных актах, регулирующих нормы финансирования и посетовали на недостатки в работе с регионами. На 2015 год Министерству спорта в рамках программы целевого финансирования на реализацию государственной программы развития физической культуры и спорта было выделено 68,8 млрд рублей.
Аудитор Счетной палаты Владимир Катренко в своей речи привел факты вопиющих нарушений финансовой дисциплины и целого комплекса проблем в работе спортивных организаций. Результаты выборочной проверки Министерства спорта показали наличие подложных документов по четырем договорам организаторов спортивно-зрелищных мероприятий и последующих нарушений. В письме Счетной палаты, направленном в правительство, в частности предлагалось рассмотреть вопрос о целесообразности проведения на федеральном уровне мониторинга реализации региональных программ подготовки к чемпионату мира по футболу в 2018 году.
По итогам контрольного мероприятия «Проверка соблюдения законодательства Российской Федерации об экономической поддержке некоммерческих организаций (Российской федерации баскетбола), осуществляемой органами государственной власти в сфере физической культуры и спорта» были установлены систематические нарушения требований законодательства Российской Федерации.
«Представленная РФБ бухгалтерская отчетность не отвечает требованиям достоверности и не позволяет сформировать полное представление об имущественном и финансовом положении организации. Допускались нарушения, связанные со сроками и порядком предоставления разных форм отчетности и первичных документов, не проводилась инвентаризация имущества и аудиторские проверки. В РФБ не обеспечивается прозрачность финансовых процедур и итогов финансово-хозяйственной деятельности», — проинформировал Владимир Семенович участников круглого стола.
Выступление Владимира Сараева было, в большей степени, обращено к процедурным вопросам и несоответствию регламентных норм различных спортивных объединений федеральному законодательству. Нередкими становятся ситуации, когда руководители в своей деятельности опираются на положения регламентов, подписывают «финансовые парашюты» в случае расторжения контракта, выплачивают ничем не обоснованные агентские вознаграждения при каждом переходе игрока из клуба в клуб в течение сезона из средств федерального или регионального бюджета.
Владимир Васильевич подчеркнул, что при осуществлении контрольных и проверочных мероприятий спортивные регламентные нормы и даже уставные документы спортивных организаций принимаются спортивными руководителями как должное, без тщательной проверки на соответствие федеральному законодательству. Сомнительный характер многих сделок и финансовых операций берет начало в спортивных регламентных нормах, не проверенных на соответствие закону. В спортивной отрасли не сформирован механизм защиты и контроля от противоправных действий на финансовой почве. Наличные расчеты между спортсменом и агентом порождают неуплату налогов, выплата завышенных агентских вознаграждений или трансферных сумм скрывает «откатную» часть работникам спортивных организаций, завышенные компенсации за расторжение контрактов порождают мошеннические схемы. Спорт не может жить по своим законам. Закон должен быть для всех один.
Досрочное расторжение контрактов в российских профессиональных спортивных клубах может иметь признаки преступления.
"Для специалистов в области уголовного права, да и для некоторых практических работников, такая схема, как заключение значительного контракта с профессиональным спортсменом, который через два-три месяца расторгается за ненадобностью, и данному спортсмену выплачивается огромная сумма компенсации, безусловно, должна рассматриваться как сомнительная. Может быть, даже имеющая признаки преступления - мошенничество по предварительному сговору в отношении профессионального спортивного клуба, то есть владельцев клуба, а иногда и категории болельщиков, если говорить в общем", - уточнил Владимир Васильевич.
"Потому что выплата компенсации легализуется, отмывается как доход, полученный преступным путем, через якобы законную форму компенсации за расторжение контракта, - продолжил он. - Одновременно может совершаться мошенничество и легализация, отмывание денежных средств, полученных преступным путем. Либо, например, цепочка, когда некоторые профессиональные спортсмены переходят из клуба в клуб в течение одного сезона, и за каждый его переход агент получает вознаграждение со стороны клуба".
По словам Владимира Васильевича, в ходе профессиональной деятельности ему пришлось сталкиваться с ситуациями, когда контрольно-надзорные функции, особенно в регионах РФ, в какой-то мере пасуют перед спортивными регламентными нормами. Им предъявляют кустарные документы, всего лишь нормы саморегулирования, которые вырабатываются субъектами спорта для самих же себя. В заключение Сараев предложил: "Для контрольно-надзорных функций регламенты не должны быть непогрешимыми".
Георгий Смирнов представлял на этой встрече Следственный комитет РФ. Он рассказал, что все виды правонарушений в спорте можно разделить на две части – финансовые нарушения при распределении средств на строительстве спортсооружений, закупках, организации спортмероприятий и др. и влияние на результаты матчей и спортивных соревнований. Георгий Константинович уточнил, что по второму блоку правонарушений пока не возбуждено ни одного уголовного дела, и нет такой практики. А в случаях расследования нарушений финансового характера препятствием является отсутствие уголовной ответственности оценщиков за недобросовестную оценку и ценообразование в спорте. Сложно доказать завышение стоимости закупки или услуги в таких делах. Кроме того, закон о приватизации не дает права на открытие информации и право проверки участников на предмет аффилированности или, если нужно, экстрадиции в Россию некоторых их участников процесса приватизации имущества. Георгий Константинович не исключил усиления роли ФСБ в изучении подобных ситуаций.
Выступление Тимура Мельника включило в себя сравнительный анализ систем финансирования и управления спортом в США с приоритетом частной собственности и Европейского союза с приоритетом госфинансирования. Определяющими факторами эффективной работы, по мнению Тимура Евгеньевича, являются автономия спорта и саморегулирование спорта. Пределы государственного влияния и вмешательства касаются аккредитации спортивных федераций, системы внутреннего контроля и контроля внутренних документов и регламентов в спортивных организациях.
Сергей Алтухов, заместитель директора центра спортивного менеджмента МГУ, обратил внимание на управленческий и кадровый аспект в спортивной отрасли. Именно люди являются главным ресурсом и главной проблемой в спортивной отрасли. Никакой механизм и никакая система не будут эффективно работать без классных специалистов. Печальная статистика показывает, что за последние два года были осуждены семь региональных министров спорта, которые либо не имели должного профессионального уровня, либо не обладали навыками управления государственными организациями. Нет пока традиции у спортивных руководителей обучаться и повышать свою квалификацию. Руководители Центрального банка, Федерального казначейства, Налоговой службы обучаются на курсах повышения квалификации ежегодно. В спорте, к сожалению, такой практики нет.
Сенатор Эдуард Исаков обратил внимание собравшихся на систему двойного зачета, а иногда и тройного зачета завоеванных медалей разными регионами России. Эта практика порочна. Она провоцирует и фальсификацию отчетности, и мошенничество в спортивных организациях. А появление в регионе профессионального футбольного или хоккейного клуба – это гибель всего остального спорта. Бюджет клуба зачастую бывает выше, чем весь бюджет региона на развитие спорта и проведение спортивно-зрелищных мероприятий.
Статс-секретарь ГК «Норильский никель» Елена Безденежных выступила с обращением от имени частного бизнеса, вкладывающего в развитие спорта собственные средства. Елена Степановна указала на отсутствие единых методик по определению рыночных цен на однородные услуги, которое ведет к невозможности оценить эффективность затрат. Вторая большая проблема – это отсутствие льготирования предприятиям частного бизнеса на организацию спортивно-зрелищных мероприятий, работающим в формате государственно-частного партнерства и финансирующим эти мероприятия из чистой прибыли компании. «Норильский никель» тратит на спорт около 100 млн долларов ежегодно.
Министр спорта Орловской области Александр Муромский обратил внимание на привлечение спортивных организаций для согласования строительных проектов в спорте. Иначе случается так, что построили в Орле легкоатлетический манеж, а покрытие постелили такое, по которому можно бегать только в кедах. В шиповках бегать нельзя. И на этапе проектирования и строительства никто этим не интересовался.
Сенатор Игорь Чернышов также коснулся вопросов строительства. Почему министерство спорта занимается строительством стадионов? Министерство строительства России не может построить стадионы? Как это понимать? Следующий болезненный вопрос – это внутренний контроль за работой Министерства спорта. Как и кем он осуществляется на постоянной основе? Особую озабоченность Игорь Николаевич выразил, говоря о проблеме развития горизонтально интегрированных связей Министерства спорта с Министерством образования, с Министерством здравоохранения. Необходимо восстанавливать эти связи и приглашать все заинтересованные стороны к участию в диалоге и в решении проблем.
В нынешней экономической реальности государственное финансирование спорта должно быть оптимизировано. Такое мнение после заседания "круглого стола" высказал Вячеслав Фетисов, поблагодарив коллег за продуктивную и содержательную работу.