Опубликовано сб, 15/09/2012 - 08:14 пользователем Сергей Алтухов
15 сентября 2012 года – дата очередного локаута в Национальной хоккейной лиге. Требования работников к размерам своих доходов в бизнесе НХЛ не встретили одобрения в объединении работодателей, несмотря на колоссальные финансовые успехи прошлого сезона. Директор Центра спортивного менеджмента МГУ имени М.В. Ломоносова Сергей Алтухов проанализировал сложившуюся ситуацию.
Почти столетняя история Национальной хоккейной лиги (НХЛ) накопила огромный опыт в организации бизнес-процессов на разных этапах своего развития. Менялись правила игры, менялось количество клубов в лиге, но незыблемым оставался основной принцип Национальной хоккейной лиги: все клубы НХЛ являются дольщиками частной бизнес-корпорации, которая предлагает рынку свой продукт под названием «профессиональный хоккей». Теоретически, все профессиональные спортивные лиги североамериканского континента (Национальная хоккейная лига - НХЛ, Национальная баскетбольная ассоциация – НБА, Высшая футбольная лига - МЛС и др.) являются примером олигопсонии. Принцип олигопсонии заключается в том, что небольшое количество клубов закупает все рыночное предложение определенного ресурса.[2,c.323] В нашем случае хоккеисты всего мира предлагают свои услуги 30 клубам НХЛ. Эти клубы действуют совместно и таким образом, как если бы они были одним покупателем. Правила найма обычно предполагают разрешение определенному спортсмену вести переговоры и подписать контракт только с одной определенной фирмой (командой) в Лиге.[1,c.147] При этом каждый договор должен быть зарегистрирован в НХЛ. Иными словами, работодателем для хоккеиста является НХЛ, а местом работы становится хоккейный клуб. Работодатели покупают спортсменов на рынках труда в буквальном смысле, приобретая не только их услуги, но и в значительной степени ограничивая права спортсменов – право на свободу передвижения, выбора распорядка дня, рациона питания, напитков и многого другого. Вместе с заключением контракта спортсмен-профессионал получает целый набор предписаний и ограничений. [3,с.52] Возникающие спорные ситуации, как правило, регулируются в соответствии с действующим законодательством в суде.
Подобная структура бизнеса позволила Национальной хоккейной лиге конкурировать с остальными профессиональными лигами Северной Америки и добиваться определенных успехов. Комиссионер Национальной хоккейной лиги Гэри Беттмэн сделал официальное заявление накануне драфта новичков 2012 года о том, что доходы лиги за сезон составили 3,3 миллиарда долларов. [5] Впервые в истории НХЛ рубеж доходности перевалил знаковую цифру в 3 миллиарда долларов США. Этот факт является еще одним подтверждением тезиса, что спортивная лига может иметь огромное социально-экономическое значение для общества и обходиться без финансирования со стороны государства.
Не все клубы в Национальной хоккейной лиге одинаково успешны - это факт неоспоримый. Однако вместо обычных в таких случаях для нашей страны процедур банкротства и введения внешнего управления начинают работать системы стимулирования и поддержки отстающих партнеров по хоккейному бизнесу, которые на ледовых площадках являются непримиримыми соперниками. Ведь ни для кого не секрет, что каждый клуб борется за своего зрителя, за своего болельщика, за свой бизнес. Выравниванию профессионального уровня команд способствуют механизмы, утвержденные лигой для повышения общего качества продукта и непредсказуемости результата. Вот эти основные механизмы:
* потолок зарплат;
* драфт новичков;
* обмен игроками;
* статус несвободного агента;
Каждый из подобных регуляторов выполняет свою функцию. Один не дает богатым слишком сильно оторваться от бедных по финансовому потенциалу. Второй позволяет сегодняшним аутсайдерам, не испытывая конкуренции со стороны сегодняшних грандов, укрепляться лучшими молодыми хоккеистами мира. Третий и четвертый обеспечивают надежнейшую страховку - потерять хоккеистов, не получив за них адекватную компенсацию, практически нереально. Все вместе они создают ситуацию, при которой высококвалифицированный генеральный менеджер, имея в распоряжении эти ресурсы, может построить вполне боеспособную команду.
Все особенности построения бизнеса в НХЛ представлены в Коллективном соглашении работодателей и работников. Действующее на сегодняшний день Коллективное соглашение было подписано Ассоциацией игроков НХЛ (NHLPA) и работодателями (NHL) после локаута (2004/05), как оценивали специалисты, на кабальных условиях для хоккеистов. Были введены пол и потолок зарплат, пересмотрены действующие контракты игроков, которым срезали гонорары на 24%, появилось правило «эскроу», когда часть зарплат хоккеистов уходит в страховочный фонд на депозит и возвращается в конце сезона, если НХЛ получит достаточный доход. [1, c.147] Руководство лиги в самых смелых ожиданиях не могло себе представить, что доходы лиги в самый разгар мирового экономического кризиса могут динамично расти, поэтому боссы НХЛ обещали щедрые выплаты. При доходах Лиги в 2,2 миллиарда долларов игрокам полагалось 55%, при доходе в 2,4 долларов миллиарда – 56%, при доходе в 2,7 миллиарда долларов – 57%. [5]
За восемь последних лет ни смены Президентов США, ни конкуренты на спортивных рынках в Северной Америке, ни экономический кризис не смогли повлиять на рост экономики НХЛ. Каждый хоккеист НХЛ знал, что «эскроу» может не вернуться на банковский счет, если не будет нужных доходов у всей лиги. О бонусах тоже можно забыть. Поэтому мотивационных механизмов было достаточно. Первый потолок зарплат для каждого клуба, вокруг которого разразилось так много споров и дискуссий, в конце концов, был установлен в 2005 году на отметке в 39 миллионов долларов США на сезон. Это решение стало своеобразной отправной точкой для всей экономической картины лиги. Предлагаем взглянуть на динамику роста экономики НХЛ через призму потолка зарплат игроков за эти годы:
Каждый клуб лиги в межсезонье мог превышать верхнюю планку на 10 процентов. То есть, если потолок зарплат в следующем сезоне составит 70,3 миллиона долларов, то до начала сезона платежная ведомость клубов может достигать 77,3 миллиона долларов. Ассоциация игроков НХЛ достигла предварительного соглашения с лигой по поводу размера потолка зарплат на сезон-2012/13, несмотря на отсутствие Коллективного соглашения после 15 сентября. [4] Это могло бы стать хорошим знаком при начале переговоров о новом соглашении. Однако события стали развиваться совсем не по сценарию. Новые требования НХЛ по Коллективному соглашению уже вызвали бурю негодования со стороны хоккеистов и их агентов. О былом взаимопонимании уже нет и речи.
Требования НХЛ
1. На зарплаты хоккеистов идет не 57% от всех доходов НХЛ, а только 46%.
2. Игрок становится неограниченно свободным агентом через 10 сезонов в НХЛ.
3. Хоккеист может подписать контракт максимум на пять лет.
4. Контракт новичка подписывается сроком на пять лет.
Ассоциации игроков НХЛ, которую возглавляет Дональд Фер, предстоит очень жаркое лето. Нужно выработать свою стратегию и вступить в переговоры с лигой, имея на руках альтернативные предложения по условиям коллективного соглашения. Самым неожиданным и спорным выглядит первый пункт, по которому лига снижает расходы на зарплаты хоккеистов с 57 до 46 процентов. [5] Кто может согласиться с такой постановкой вопроса в трезвом уме и твердой памяти после получения рекордных доходов и восьмилетнего поступательного роста хоккейного бизнеса?
Что касается контрактов игроков, то в этих процессах инициативу всегда задают сами работодатели. Именно они подписывали Александра Овечкина, Илью Ковальчука, Роберта Люонго, Мариана Хоссу, Хенрика Зеттерберга практически на «пожизненных» условиях. Именно руководители клубов взвинчивали цены на рынке, мечтая получить в состав ту или иную хоккейную звезду. Теперь работодатели предлагают ограничить сами себе максимальный срок для «мечтательных» контрактов пятью годами. Разумно ли это? И что будет с уже подписанными многолетними контрактами игроков?
Спорными выглядят и предложения по определению статуса неограниченно свободного агента, который может сам себе выбирать клуб для дальнейшего продолжения карьеры. По новым требованиям руководителей клубов только после десяти лет безупречной службы игрок НХЛ может стать неограниченно свободным. Раньше такой статус можно было получить в 27 лет. А новичкам предлагают «заморозиться» в этом необычном состоянии «новичка» ни много ни мало, а на целые пять лет. Что это, если не «дедовщина» и ущемление в правах?
Требования работодателей стали неожиданными и возмутительными для работников. Такова проза жизни. Ничего личного, только бизнес. Смогут ли руководители профсоюза игроков отстоять свои требования и свое видение на развитие хоккейного бизнеса в Северной Америке и найти разумный баланс? Специалисты расходятся во мнениях, говоря о забастовке хоккеистов НХЛ и возможном локауте, прежде всего недоумевая, как это можно после таких эффективных сезонов рубить сук, на котором сам сидишь? Остается лишь следить за ходом переговоров сторон, понимая, что таковы цивилизованные законы регулирования бизнеса.
Выводы
- Спортивная лига, созданная в форме бизнес-корпорации, может добиваться высоких экономических показателей, иметь огромное социально-экономическое значение для жизни общества и обходиться при этом без финансирования со стороны государства и государственных компаний.
- Коллективное соглашение работников и работодателей спортивной бизнес-корпорации является гарантом исполнения всех договоренностей и обязательств для обеих сторон.
- Переговоры сторон Коллективного соглашения спортивной бизнес-корпорации являются информационно-открытыми для хоккеистов, менеджеров, болельщиков, специалистов и средств массовой информации. Только в таком режиме проявляется сопричастность всех категорий субъектов к формированию основных положений Коллективного соглашения.
Литература
- Алтухов С.В. – Специфика колдоговорного установления зарплат хоккеистам / Труд и социальные отношения № 2 - 2009. - С.146-148.
- Е.Ф. Борисов. - Хрестоматия по экономической теории / Сост. Е.Ф. Борисов. - М.: Юристъ., 2000.
- Галкин В.В. – Экономика спорта и спортивный бизнес. – М., «Кнорус», 2006.
- Торонто стар. - НХЛ и игроки утвердили потолок зарплат в 70,2 миллиона долларов, 27.06.2012.