Опубликовано чт, 13/10/2016 - 10:41 пользователем Сергей Алтухов
Вопрос, вынесенный в заголовок, можно уточнить. "Кто виноват в том, что наш спорт стал таким?" Если говорить коротко и тезисно, то основная причина - избыточное присутствие государства в спорте. В чем оно выражается?
1. Усиление влияния на олимпийский спорт (общественный сектор) и профессиональный спорт (коммерческий сектор) через поправки в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Основные рычаги - создание Центра спортивной подготовки сборных команд России (подчиняется Минспорту), аккредитация спортивных федераций (выстраивание послушных), назначение/согласование главных тренеров сборных команд России (влияние на кадровую политику - это 113 иностранных тренеров плюс контракт Фабио Капелло - просто Космос!), целевое финансирование программ подготовки и ЕКП (финансовый поводок и ошейник для всех). Все, таким образом, зарегулировано и убита конкуренция.
2. За эти годы ни разу не вставал вопрос, а сколько зарабатывает на спорте каждый вложенный/инвестированный государством рубль? Ведь казна финансировала и продолжает финансировать Федеральные целевые программы и подпрограммы развития футбола и хоккея дополнительно. Какова динамика и результативность? Мы растем? Мы стоим-стагнируем? Мы падаем? Сколько копеек (рублей?!) приносит каждый вложенный из этих бесчисленных миллиардов рубль? В мире такая эффективность считается, как минимум, по трем различным формулам - доля спорта в ВВП страны, матрица "производство-потребление" и состояние сателлитных счетов расходов-доходов (профессор Андрефф, Сорбонна).
Если говорить образно, то цены на нефть за последние десять лет изменялись в интервале от $40 за барель до $140 долларов за барель. Экономика позволяла себе праздники. Сегодня эти цены вернулись к отметкам $40-50. Не до праздников стало, ка вы понимаете. В интересные офшорные годы сотоялись Олимпийские игры ($52 млрд) и накачивались деньгами программы развития физической культуры и спорта, подготовки спортивного резерва, подготовки Чемпионата мира по футболу 2018. Безотказные государственные вливания в государственные же структуры привели к тому, что система управления спортом стала очень напоминать ставку главного командования по уничтожению врагов/соперников любыми доступными средствами. У нас не осталось партнеров и, тем более, союзников. Чиновники доруководились до того, что белорусы в России стали считаться легионерами (прости, нас неразумных).
"Спорт, если ему придается государственное значение, начинает заимствовать все пороки этого самого государства. Он строится на жульничестве и вранье, ложном пафосе, истерическом патриотизме, чрезмерной обидчивости, ищет источники поражений в ком и чем угодно, только не в себе.
Глава МОК Томас Бах сказал, что Международный олимпийский комитет ждут трудные решения «между коллективной и индивидуальной ответственностью». Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, выражая коллективный взгляд Кремля на предмет, заявил, что ответственность должны нести спортсмены, принимавшие допинг. То есть здесь отдается предпочтение индивидуальной ответственности винтиков системы, а не системе. А Бах говорит о том, что спортсменов подавляла система и потому ответственность коллективная. Спортсмены не виноваты, виновата система, которой известна спортивная злость, но чуждо спортивное поведение.
Каков политический режим, таков и спорт. Чего вот только нельзя добиться в современном российском спорте — это поднять спортсменов на рекорды пением «Интернационала» или «Спортивного марша» Дунаевского. Там у автора слов Лебедева-Кумача вратарь должен представлять, что «за ним полоса пограничная идет». Но, несмотря на всю изоляционистскую истерию, ни один современный российский вратарь такого представить не в состоянии". Так прокомментировал весь ужас и безнадегу сегодняшнего состояния спорта в стране обозреватель РБК Андрей Колесников.
Спортивных побед становится все меньше, спортивных скандалов - все больше. Крупные мировые Чемпионаты, проводимые в России, не приносят стране имиджевых результатов. Зрители не идут на привозимые ивенты. Это - следствие политики "надувания щек". Крамольная мысль о том, что спорт нужно "отключить от розетки" государственного финансирования не находит одобрения в руководящих чиновничьих кругах. Самый инересный ответ на это предложение такой: "А Динамо? Как же тогда Динамо будет жить?"
Сегодня весь российский спорт и Динамо, в том числе, живут с аппаратом искусственной вентиляции легких (механизмом государственного финансирования). Мозг отключен. Кома. Но организам продолжает работать и происходит обмен веществ (теперь уже без мельдония). Оставаться жить баклажаном или выбрать путь интенсивной терапии? Сам больной не может этого решить. Он находится в коме. Для решения нужен консилиум врачей и воля родственников. Они отвечают за жизнь близкого человека и пациента. Что такое наша жизнь? "Жизнь - это неизлечимая болезнь, передающаяся половым путем и заканчивающаяся смертью" (Дик Свааб).
Правда, вопреки словам президента, сокращаются не только расходы на большой спорт, но и на массовый. Как писала «Газета.Ru», если «расходы на развитие спорта высших достижений по сравнению с 2015 годом сокращены с 31,1 млрд до 25,8 млрд руб., то на развитие физической культуры и массового спорта — с 7,1 млрд до 3,4 млрд». И вот это тревожит больше, потому что завтра, когда Россия захочет и сможет вернуться в большой спорт, проблема будет уже не столько не в деньгах, сколько в отсутствии спортивной смены.
А так все хорошо начиналось...
Сергей Алтухов