Опубликовано вт, 12/01/2010 - 07:57 пользователем Сергей Алтухов
На открытии Всероссийского форума "Россия - спортивная держава" в Казани Дмитрий Медведев сделал заявление, результатом которого стали перемены в системе управления российским спортом. "Некоторое время назад я дал поручение правительству, администрации президента, которое касается людей, возглавляющих наши спортивные федерации,- сказал он.- Их должны возглавлять профессионалы! Люди, которые будут уделять своему виду спорта 24 часа в сутки. Необходимо работать, хватит штаны просиживать, проводить все время в командировках за границей. Что касается уважаемых граждан, то пусть они возглавляют наблюдательные советы федераций. Пожалуйста, в течение месяца приведите все в соответствие".
Можно предположить, что такая резкая форма обращения Президента страны была продиктована знанием реальной ситуации и реальных процессов, связанных с развитием физической культуры и спорта в стране. И, скорее всего, всей полноты информации мы никогда и не узнаем. Вместе с тем, примеры служебного несоответствия и отставки ВСЕЙ Федерации гребного спорта России, драка конькобежек и отказ выйти на старт соревнований, бесчисленные случаи употребления допинга, спасение футбола «для Сибири» и хоккея «для Тольятти» позволяют нам утверждать, что система развития физической культуры и спорта в стране сменила вывески с «советских» на «российские», но, по сути своей, осталась советской.
Многократные утверждения Правительством РФ статуса Органа управления физической культурой и спортом Комитетом, Министерством или Агентством не ставили перед собой целью «приведения в соответствие» основных отраслевых положений. Главным результатом деятельности для спортивных руководителей считалось и считается количество золотых медалей. Инвентаризацией советского наследия в спорте никто не занимался. Именно поэтому до сих пор в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД) «Физическая культура и спорт» является составной частью раздела «О» - «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг». О самостоятельной спортивной отрасли, как экономической категории, говорить не приходится.
С другой стороны, примеры регулирования взаимоотношений между субъектами в социальной сфере экономики нашей страны мы можем увидеть в здравоохранении и образовании. Формы и виды предоставления услуг в этих отраслях закреплены законодательно. Введены отраслевые профессиональные стандарты для специалистов и процедура сертификации на проведение операций больным, продажу медикаментов, предоставления образовательных услуг населению и лицензирования образовательной деятельности. Государственный надзор осуществляется специально уполномоченным органом «Рособрнадзором» или «Росздравнадзором». Есть правила, и есть наказания.
Создание «Росспортнадзора» и последовательное утверждение организационного и медико-биологического регламентов спортивной отрасли, разработка отраслевых стандартов для специалистов и порядок процедуры сертификации оборудования и спортсооружений для контроля за соответствием российскому и международному законодательству могло бы послужить началом инвентаризации и существенно повлиять на формирование принципов вертикали управления и взаимодействия субъектов отрасли.
Соперничество субъектов спортивной индустрии зачастую переносится со спортивных площадок в кабинеты руководителей, хотя мировая практика показывает, что именно в спорте принцип правильно построенного соревнования дает и высокие доходы. Продолжаются скандалы, связанные с переходами спортсменов. Суммы контрактов большинства из них потрясают воображение, а профессиональный спорт по-прежнему убыточен. Парадокс? Нет. Скорее - противоречие. И этим противоречием продиктована необходимость правового и экономического регулирования процесса предоставления спортивных услуг.
Говоря простым языком, все можно посчитать. Сопоставить затраты клубов с доходностью, государственные дотации с их целесообразностью, выдачу контрактных векселей футболистам за участие в «Премьер-лиге» с отказом выплат по ним, рекомендации препаратов спортсмену с профессиональным стандартом врача команды т.д. Нужны лишь четкие регламенты. Лет десять назад такой же непростой путь соответствия был пройден в «нефтянке», в «оборонке», в газовой промышленности, в строительстве. Теперь вопросы регулирования в спорте не могут решаться на уровне «государство-федерация» или «федерация-клуб». Теперь деньги другие.
Многократные утверждения Правительством РФ статуса Органа управления физической культурой и спортом Комитетом, Министерством или Агентством не ставили перед собой целью «приведения в соответствие» основных отраслевых положений. Главным результатом деятельности для спортивных руководителей считалось и считается количество золотых медалей. Инвентаризацией советского наследия в спорте никто не занимался. Именно поэтому до сих пор в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД) «Физическая культура и спорт» является составной частью раздела «О» - «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг». О самостоятельной спортивной отрасли, как экономической категории, говорить не приходится.
С другой стороны, примеры регулирования взаимоотношений между субъектами в социальной сфере экономики нашей страны мы можем увидеть в здравоохранении и образовании. Формы и виды предоставления услуг в этих отраслях закреплены законодательно. Введены отраслевые профессиональные стандарты для специалистов и процедура сертификации на проведение операций больным, продажу медикаментов, предоставления образовательных услуг населению и лицензирования образовательной деятельности. Государственный надзор осуществляется специально уполномоченным органом «Рособрнадзором» или «Росздравнадзором». Есть правила, и есть наказания.
Создание «Росспортнадзора» и последовательное утверждение организационного и медико-биологического регламентов спортивной отрасли, разработка отраслевых стандартов для специалистов и порядок процедуры сертификации оборудования и спортсооружений для контроля за соответствием российскому и международному законодательству могло бы послужить началом инвентаризации и существенно повлиять на формирование принципов вертикали управления и взаимодействия субъектов отрасли.
Соперничество субъектов спортивной индустрии зачастую переносится со спортивных площадок в кабинеты руководителей, хотя мировая практика показывает, что именно в спорте принцип правильно построенного соревнования дает и высокие доходы. Продолжаются скандалы, связанные с переходами спортсменов. Суммы контрактов большинства из них потрясают воображение, а профессиональный спорт по-прежнему убыточен. Парадокс? Нет. Скорее - противоречие. И этим противоречием продиктована необходимость правового и экономического регулирования процесса предоставления спортивных услуг.
Говоря простым языком, все можно посчитать. Сопоставить затраты клубов с доходностью, государственные дотации с их целесообразностью, выдачу контрактных векселей футболистам за участие в «Премьер-лиге» с отказом выплат по ним, рекомендации препаратов спортсмену с профессиональным стандартом врача команды т.д. Нужны лишь четкие регламенты. Лет десять назад такой же непростой путь соответствия был пройден в «нефтянке», в «оборонке», в газовой промышленности, в строительстве. Теперь вопросы регулирования в спорте не могут решаться на уровне «государство-федерация» или «федерация-клуб». Теперь деньги другие.
Сергей Алтухов.