«Спартак»: от идеи до абсурда.

Два взаимосвязанных сообщения обратили на себя внимание на прошлой неделе. Одно из них официальное. «Московский футбольный клуб «Спартак» не собирается менять эмблему команды. Представитель команды сообщил, что нынешняя эмблема клуба полностью устраивает руководство ФК «Спартак». Генеральный директор Валерий Карпин лишь решил внести в эмблему год основания клуба — 1922. Что же касается переговоров с обществом «Спартак» о возвращении классического спартаковского ромба, то они не приносят результата»

 

Директор департамента по связям с общественностью и информационной политике московского «Спартака» Эдуард Нисенбойм опроверг сведения о том, что клуб собирается менять эмблему. «Это выдумки желтой прессы, никаких изменений в эмблеме не произойдет, — сообщил Нисенбойм Infox.ru. – У нас уже есть эмблема, и она нас устраивает».

Оказывается, что желтая пресса тут не при чем. В те же самые дни на встрече со студентами специализации «спортивный менеджмент» лидер спартаковских болельщиков Иван Катанаев заметил, что для болельщиков «Спартака» этот вопрос является принципиальным, поскольку он связан с традициями и историей клуба. Они уверены, что именно эта перемена способна возродить, объединить и консолидировать всех болельщиков «Спартака» и возродить его знаменитый «спартаковский дух».

История вопроса.

В чем же суть проблемы? Эмблема футбольного клуба «Спартак» известна всему миру достаточно давно. Это красно-белый ромб с поперечной полосой и литерой «С» посредине. Ни для кого не является секретом, что авторство этой клубной эмблемы принадлежит Николаю Старостину – основателю «Спартака» с 1922 года. Право пользования этим ромбом Николай Петрович доверил Николаю Озерову – тогдашнему руководителю возрожденного спортивного общества «Спартак» в начале девяностых.

Эмблема была изменена в 1998 году, когда в литеру «С» был вставлен футбольный мяч. Инициировал перемены Андрей Червиченко. Болельщикам эмблема с мячом сразу не понравилась. В фанатской среде ее прозвали «беременным ромбом» и «мишенью». Не понравилась она и законному правообладателю – МФСО «Спартак», и «Роспатенту», который отказал Червиченко в регистрации такого товарного знака как «…сходного до степени смешения» и предложил сторонам договориться. В 1998 году руководство двух спартаковских организаций (Алешина и Червиченко) после длительных переговоров оценили право пользования товарным знаком «Спартак» для футбольного клуба в сумму, эквивалентную стоимости микроавтобуса «Хендай» с небольшими регулярными отчислениями. Червиченко тогда настоял на использовании изображения «с мячом». Мотивировал это необходимостью отслеживать незаконную пиратскую продукцию со «своей» эмблемой.
Общество.
Международное физкультурно-спортивное общество «Спартак» с момента регистрации товарного знака предоставляет лицензии спортивным клубам и организациям, желающим использовать ромб в своих коммерческих целях за выплату комиссионного вознаграждения (роялти). Тем самым общество обеспечивает свой календарный план соревнований. Спартаковские клубы (не все) также платят обществу определенные средства – членские взносы «за использование спартаковской символики». Общество за этим ревностно следит и судится с нарушителями. В качестве публичной казни был избран футбольный клуб «Спартак» Луховицы и его стадион. Теперь они не будут носить гордое имя римского гладиатора. На очереди волейбольный клуб «Спартак» Омск. Календарный план соревнований общества включает в себя пять обязательных мероприятий, которые финансировались до недавнего времени Росспортом. Самое крупное — фестиваль женского спорта «Красота, грация, идеал». Остальные — «Деловая женщина», фестиваль спортивных семей «Стартуем вместе», детско-юношеский турнир по боксу памяти Виталия Островерхова и фестиваль ветеранов спорта. Региональные отделения проводят свои «спартаковские» соревнования. Структура общества очень своеобразна. Зарегистрировано две спартаковских общественных организации: общероссийская общественная организация «Российское физкультурно-спортивное общество «Спартак»» и общественная организация «Международное физкультурно-спортивное общество «Спартак»». На самом деле - это одна структура, у которой одно и то же руководство и один и тот же штат из 12 человек.

Эмблема или бренд?

Спартаковский ромб никак не может стать «брендом». Правообладателям это не очень-то нужно, потому что у них нет ни команды, ни клуба, ни болельщицкой аудитории. Профессиональные клубы не знают, что раскручивать. Бренд – это, прежде всего, выгода. За бренд платят и будут платить тогда, когда он поможет решать функциональные задачи для бизнеса, создавать социально-эмоциональные настроения для потребителей и давать удовлетворение для производителей от верно выбранной стратегии. Компании обращаются в МФСО «Спартак» с предложением подписать лицензионное соглашение на производство той или иной группы товаров в надежде на многочисленную спартаковскую аудиторию потребителей, объединенную спартаковским ромбом в этом самом обществе. Но реальность опровергает эти ожидания.Более того, такая стратегия правообладателя на рынке приводит к размыванию бренда. Представители других спартаковских клубов индивидуализируют спртаковский ромб по-своему, раскручивают его как могут и добиваются собственного признания. Это приводит к расколу целевой аудитории и расслоению ее интересов. Если бы спартаковские недруги хотели навредить, лучшего способа и придумывать не надо.Лидеры спартаковских болельщиков своим нутром почуяли несправедливость и продолжают настаивать на возвращении прежней эмблемы, доведения ее до уровня бренда и создании организованной сплоченности вокруг идеи «В единстве – наша сила!»

Сергей Алтухов

  • Vkontakte comments
  • Facebook comments