Опубликовано сб, 31/12/2016 - 18:06 пользователем Вадим Маршев
Накануне Нового 2017 года поздравления всем своим ученикам адресует профессор Маршев вместе с напоминанием о несданных домашних заданиях. Вместе с позравлениями интересным будет прочесть интервью профессора в Баку - городе, с которым его многое связывает, городе, в котором прошла молодость и достигнуты первые успехи. Каждое утро миллионы людей просыпаются и открывают глаза навстречу новому дню. Они бегут, спешат, принимают решения, смеются, любят, одним словом, живут. Если представить их судьбу в виде нити, то окажется, что вся Земля будто заплетена в огромный клубок. А что если попытаться распутать клубок и найти тех, чья нить началась в маленьком приморском городке, обдуваемом ветрами, с солнечными мощеными улочками и приветливыми людьми?
Вадим Иванович Маршев – наглядный пример пословицы "Талантливый человек талантлив во всем". Заслуженный профессор Московского университета, доктор экономических наук, член Олимпийской команды СССР в беге на 400 метров с барьерами, призер чемпионата СССР по легкой атлетике, основатель и художественный руководитель вокально-инсрументального ансамбля "Аракс", и, наконец, любящий отец, дедушка и прадедушка. В наш век молодежи, постоянно жалующейся на отсутствие времени, такое разнообразие сфер деятельности кажется почти невозможным.
"Я родился в Сабунчи. Есть такой поселок, он знаменит многими вещами, но в особенности найденной там когда-то нефтью. Прямо около станции Сабунчи находился дом, двухэтажный со спускающейся в центр двора лестницей, прямо как в итальянских фильмах… Насколько я помню, там было 16 квартир, на первом этаже располагалась наша, но мы всегда жили одной семьей, хотя были представителями разных национальностей, традиций, типов мышления.
Как-то раз к нам, совершенно неожиданно, переехал из Ленинграда музыкант Алексей Владимиров и мы, мальчишки, хулиганы, гонявшие голубей и постоянно устраивавшие драки, учились у него музыке.
Наверное, есть что-то закономерное в том, что я родился 1 сентября и всю жизнь учусь, учусь, учусь. Мне нравится учить и учиться. Я не учу ребят чему-то такому, чего они не знают, я учу их учиться и, что еще важнее, научаться – не просто иметь знания по предмету, но еще и навыки, знать в какой сфере их надо использовать и доводить до такой степени, чтобы уметь сыграть все что угодно с закрытыми глазами.
К счастью, для поступления в Москву в авиационный институт мне не хватило баллов и у меня появился свободный год. Я стал заниматься спортом и музыкой. Ездил в городское бакинское училище, занимался с Лешей Владимировым и тренировался на стадионе Нефтчи, в поселке Разина. Как-то довольно быстро я начал показывать хорошие результаты и уже зимой с командой поехал в Ленинград, а там умудрился попасть в сборную Трудовых резервов страны. В марте 1956 года я оказался на сборах в Нальчике. И в том же месяце в Баку умирает мой батюшка, он был инженером-строителем в Азнефти. До сих пор на Монтина стоит мост и под ним туннель Ивана Маршева.
Передо мной остро встает вопрос: куда идти дальше? Отца больше нет, надо учиться жить самому. Мой тренер уговорил меня пойти в Физкультурный институт, где я и встретился с моей будущей женой.
Вот тогда у меня и началась тройная жизнь. Утром я учился, днем тренировался, а вечером – репетировал. У меня семь увлечений, три из которых сформировались в эти годы. Я до сих пор стараюсь каждый день поиграть на пианино, это уже стало частью меня, можно сказать привычкой или зависимостью. Дома у меня тоже все играют. Старший сын Олег начал учиться в музыкальной школе Бакинского дома офицеров, продолжил в Московской школе Гнесиных, выиграл множество международных конкурсов и теперь преподает в консерватории города Линца. Вот как иногда случается : бакинец Олег Маршев выиграл конкурсный отбор и занял единственное вакантное место профессора в Австрии.
Тогда же вечерами я подрабатывал в ресторане "Дружба". Когда приходил Вагиф Мустафазаде, мы все, конечно, уступали ему место за роялем, а сами смотрели и учились. У нас был квинтет, и надо сказать, мы неплохо зарабатывали по тогдашним меркам. Я никогда не пил и не курил, вел здоровый образ жизни – с утра приезжал из Сабунчи в университет, потом на стадион Сталина, сейчас он носит имя Тофика Бахрамова (а Тофик Бахрамович тогда был одним из наших преподавателей) потом отдыхал немного и ехал работать.
В 1962 году, окончив институт и отработав положенные два года, я поступил на мехмат АГУ. А в 1963 году стал призером чемпионата СССР в беге на 400 метров с барьерами, выступая за Азербайджанскую ССР, на основании чего и был включен в состав сборной команды СССР. Тренером моим был Юрий Николаевич Литуев, рекордсмен Союза, чемпион. Я часто тренировался отдельно от общей группы, уезжал со сборов и, в конце концов, это повлияло на формирование команды - в Токио я не поехал.
Вот на этом фото на обложке журнала "Советский союз" я бегу по первой дорожке под номером 187.
В 1965 году меня пригласили на механико-математический факультет в МГУ, и я уехал из Баку. Доказал хорошую теорему о неподвижной точке, она стала основанием для дальнейшего ее применения в других сферах. Это теорема о том, что есть точки равновесия в отношениях между бизнесменами, компаниями, странами, надо только их кропотливо искать, как и все в нашей жизни.
Так появились три моих начала : любовь к математике, музыка, спорт.
А уже потом - наука и кавказская кухня (моя жена великолепно готовит, печет пахлаву в десять слоев с медом и коньяком, все как полагается)
Изменился ли Баку? Да.
Но мне нравится динамика города, по крайней мере, в двух вещах: в строительстве объектов и в фантастическом украшении публичных мест, деревьев, садов, скверов, фонтанов. Чувствуется любовь к городу, забота".
Музыка, спорт и математика - это три языка, на которых говорит человечество
- Как Вы считаете, человек сам выбирает свою судьбу или существует некое предопределение?
- Сложно ответить однозначно. Есть ген певца, музыканта, баскетболиста, алкоголика, но этот ген лишь предопределяет, а внешняя среда либо ускоряет, либо замедляет его действие. Примешивается сознание, воля, и сам человек может управлять тем, что было в него заложено. Да, есть предопределение, но есть над нами еще и Творец, который подставляет какие-то определенные условия и мы сами выбираем траекторию движения, про которую впоследствии говорим: "Да, это моя жизнь и я прожил ее именно так".
Когда я оглядываюсь назад, понимаю, что если бы у меня была возможность, я бы прожил жизнь так же. Мне нравится то, что я делал и что в итоге получилось. Единственное, что бы я переделал: я бы поддержал начатое мною исследование истории управленческой мысли. Но, с другой стороны, тогда бы я потерял свои путешествия по миру с ветеранами спорта, случайные встречи, знакомых. Моя жизнь вся построена из преодоления барьеров, причем для каждого есть точная мелодия из 15 шагов. Эта музыка мне помогала, и теперь я лучше понимаю тривиальное учение Платона. Он предлагал, чтобы все жители его утопического государства изучали ритмику, гимнастику и геометрию. Музыка, спорт и математика - это три языка, на которых говорит человечество. Я могу сесть и сыграть так, что все заплачут – я с ними поговорил посредством музыки.
За что я должен благодарить судьбу, так это за то, что я стал приезжать в Бакинский филиал МГУ им. М.В. Ломоносова. Последний раз я был здесь на похоронах сестры и улетал с мыслью, что не успею больше побывать на этой земле.
Автор: Кямаля Сафарли, студентка филиала МГУ им. М.В.Ломоносова в Баку
Enter.News