Опубликовано вт, 07/10/2014 - 11:58 пользователем Владимир Агеев
Формула-1 очень опасный вид спорта. Каждый гонщик, садясь за руль гоночного болида, понимает, на какой риск он идет. В былые времена, к сожалению, аварии со смертельным исходом были обыденным делом. Но сейчас другие времена. Безопасность дошла до самого высокого уровня, и казалось, что сегодня ничего совсем уж страшного на трассе Формулы-1 произойти не может.
Но мы ошибались. То, что произошло на Гран-При Японии 5 октября 2014 года, навсегда войдет в историю автоспорта черной страницей. Жюль Бьянки после страшной аварии с эвакуатором находится в критическом состоянии, но все мы надеемся на то, что все будет хорошо, что он сможет восстановиться и продолжит заниматься любимым делом – гоняться в очень опасных гонках Формулы-1.
Один из самых трагических Этапов Гран-При в истории Формулы, Гран-При Сан-Марино, состоялся в Имоле в 1994 году. Тогда гонки унесли жизнь двух пилотов. В субботней квалификации разбился австрийский гонщик Роланд Ратценбергер, а в гонке погиб один из величайших пилотов – трехкратный чемпион мира Айртон Сенна. С тех пор прошло уже больше 20 лет, а кажется, что это было совсем недавно…
Эти события повлекли серьезные изменения в правилах безопасности проведения гонок: были существенно увеличены зоны безопасности на всех автодромах, искусственно сокращены максимальные скорости болидов, введена система HANS (система защиты шеи и головы). С тех пор произошло уже много страшных аварий, но, к счастью, все до этого дня обходилось: гонщики отделывались не самыми серьезными травмами и ушибами.
Нельзя, правда, забывать, что, к сожалению, были трагические события с обслуживающим персоналом гоночных треков – маршалами. Так, в 2000 году на Гран-При Италии после завала на первом круге и в 2001 году на Гран-При Австралии после страшной аварии Ральфа Шумахера и Жака Вильнева оторвавшиеся от пострадавших болидов колеса становились причиной гибели людей… После этого было принято решение закрепить колеса сверхпрочными тросами, чтобы после любого инцидента, они не отрывались от болидов.
Что бы ни происходило теперь, в Формуле-1 все всегда обходилось без жертв. Мы периодически слышим о трагических событиях в других гоночных сериях по ту и эту сторону океана, но в Ф1 все было хорошо. И даже такие происшествия как жуткая авария Роберта Кубицы в Канаде в 2007 году, обошлась, можно сказать, без последствий, хоть болид и пережил прямое столкновение со стеной на огромной скорости. Выросло уже целое поколение болельщиков Формулы-1, которые не представляют, насколько могут быть опасны эти гонки.
Мы успокоились и перестали ждать беду. В бизнесе это называют эффектом сапера. Во время войны саперы обезвреживали десятки мин за день. Очень скоро выявилась тенденция гибели опытных специалистов после 250-300 минут работы. Причиной этого был рост самоуверенности, люди совершали досадные ошибки, на которые не попадались даже новички, и погибали. Чтобы избежать этого, ввели правило: солдатам после 200 разминирований полагался принудительный отпуск. После перерыва к человеку возвращался страх, он снова становился бдительным и внимательным.
Как и любая трагедия, авария Жюля Бьянки стала жутким стечением обстоятельств. Плохая погода с усилившимся дождем. То, что начинало темнеть. То, что Жюль вылетел именно в том повороте, где за круг до него потерял машину Адриан Сутиль. То, что Жюль вылетел именно так, как он вылетел… То, что весь удар пришелся в первую очередь на его голову… После истории с Михаэлем Шумахером все любители Ф1 знают, как это серьезно (здоровья, Михаэль!)…
Последний раз нечто подобное произошло в гонках с Филипе Массой в 2009 году во время квалификации в Венгрии, когда небольшая деталь, отлетевшая от двигавшегося перед ним болида Рубенса Баррикелло попала Фелипе прямо в голову. Тогда, слава богу, все обошлось. Масса продолжил карьеру, хотя и не стал уже тем гонщиком, кем он был до аварии. Хочется верить, что и в этот раз все обойдется, и Бьянки вернется к нормальной жизни. Но сейчас речь идет не об одной маленькой детали, а о целом тракторе…
Что больше всего меня убивает: Формула-1 – опасное мероприятие, но не должны болиды врезаться в трактора! Как можно было это допустить?!
О том, что на Японию надвигается жуткий тайфун, было известно заранее. Как это может быть опасно, хорошо показано в одном из лучших фильмов о Формуле-1 – «Гонка» («Rush», 2013) – сюжет которого основан на реальных событиях и решающая схватка за чемпионство в 1976 году между Ники Лаудой и Джеймсом Хантом в котором как раз происходит в Японии во время сильнейшего дождя.
В 2014 году рассматривались разные варианты, в том числе и перенос старта гонки на более раннее время. Говорят, что гоночный директор Чарли Уайтинг и «владелец» Формулы Берни Экклстоун, дважды предлагали перенести старт гонки организаторам. И это, не смотря на то, что в Европе было бы совсем неудобно ее смотреть (гонка и так стартовала в 8 утра по среднеевропейскому времени). Но организаторы дважды отказывались, мотивируя это тем, что болельщики не успеют тогда приехать вовремя на трассу. Не очень убедительно, по-моему.
Надо отметить, что Берни никогда не упустит возможности заработать и сделает все, чтобы не потерять ни цента. Но он далеко не дурак. И умеет просчитывать риски. Вспомним, случаи, когда на трассу вызывали пейс-кар на несколько кругов, потому что после аварии в ограждении трассы оторвались винт или два. Бывало, когда пейс-кар появлялся на трассе после минимальных аварий и даже первых капель дождя. Тем более странно, что в этот раз они спокойно позволили гоняться, когда на траектории вылета болидов с трассы оказался трактор…
Сразу вспоминается случай в Бразилии на Гран-При в 2003 году, когда прекрасный гонщик Джанкарло Физикелла одержал свою первую победу в Формуле-1. Тогда тоже шел сильнейший дождь, и в одном повороте вылетали машина за машиной. Одна за одной! Пять машин подряд! Гонщики и стюарды только успевали уворачиваться от новых вылетевших машин. Вот тогда повезло, что никого не задело. Там был достаточно медленный поворот. А остановили гонку после того, как Марк Уэббер на «Ягуаре» врезался в стену на стартовой прямой, а следовавший за ним Фернандо Алонсо влетел в разбросанные по всей трассе шины на огромной скорости и отлетел в стену. Это было страшно! Но обошлось без особых последствий.
Формула-1 добилась автоматизма в эвакуации пострадавших болидов без нанесения вреда событиям в гонке. Из-за дырки в заборе гонки останавливают, а из-за того, что трактор увозит болид, хоть и всего за несколько минут, нет…
Получается, что Формуле-1 до этого сильно везло. До этого никто не влетал в эвакуируемые болиды и в их эвакуаторы... Это могло произойти в любой момент, в любой день... Да, скорее всего в дождь, но не обязательно. И вот это произошло...
Надо сказать, что во время трансляции Гран-При Японии не было показано ни одного повтора произошедшего. Почему? Потому что это ужасающее зрелище шокирует людей? Или потому, что на нем будет точно видно, что это вина дирекции гонки, не подумавшей заранее и/или допустившей какую-то серьезную ошибку? Когда в трансляции первый раз показали, как эвакуируют болид Сутиля, уже буквально секунду назад туда влетел Бьянки...
Почему нельзя было сделать, как в Монако, где эвакуируют потерпевшие аварию болиды в секунду, иногда даже не останавливая гонку. И это в миниатюрном Монако! И никакие трактора не выезжают. А тут... Подумайте, ну как в современной Формуле, где все сдвинулись на безопасности (и это хорошо, спасибо системе HANS, без нее, я так понимаю, Бьянки бы точно не выжить) могло такое случится, что болид оказался под прямым ударом с огромной железякой?..
Формула-1 очень опасный вид спорта. Каждый гонщик, садясь за руль гоночного болида, понимает на какой риск он идет. Понимал это и Жюль Бьянки. Теперь мы обязаны сделать выводы, чтобы подобное больше никогда не повторилось.
Здоровья, Жюль!
П.С.: Если хорошо поискать, в сети Интернет можно найти видео аварии Бьянки, записанное болельщиком. За 15 секунд до столкновения в злосчастном повороте были вывешены зеленые флаги. Сапер подорвался…
Владимир Агеев
PS: Уже после того, как статья Владимира была опубликована, появился комментарий Алена Проста о трагедии на Сузуке. Как видите, оценки совпадают...
А этот комментарий организаторов полезно узнать всем специалистам. Чтобы потом не было вопросов