Опубликовано ср, 31/05/2017 - 12:32
30 мая состоялись защиты магистерских диссертаций на Экономическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова. Наши молодые коллеги Ся Цзялян и Линь Кайжун из Китайской Народной Республики представили к защите работы, которые вызвали особый интерес у маркетологов и спортивных специалистов.
Ся Цзялян подготовил диссертацию на тему на тему «Сравнительный анализ маркетинговых стратегий ведущих футбольных клубов Европы в Китае». Реформа спорта в Китае идет полным ходом. Весь спортивный мир внимательно следит за изменениями спортивного ландшафта в КНР. Государственные структуры, которые владели и управляли всеми видами спорта, во многом ограничивали и коммерческое, и международное развитие китайского спорта. После политического утверждения инвестиционной программы реформ в спорте китайский бизнес вышел на мировые спортивные рынки. Все брендовые европейские клубы открыли представительства в Китае и стали активными участниками рынка. Начинается эра «стадионной дипломатии».
Стадионная дипломатия стала важным шагом для воспроизводства спортивных ресурсов и влияния на глобальные спортивные проекты. Китайские компании купили пакеты акций «Атлетико», «Манчестер Сити», «Эспаньола», «Славии», «Интера» становятся спонсорами «Барселоны», «Реала», «Милана», «Лацио», «Баварии», вкладывают средства в строительство стадионов и спортивных комплексов по всему миру. Ся Цзялян отметил в работе, что европейские клубы в своих маркетинговых стратегиях не учитываю менталитет китайских потребителей, а традиционные механизмы продвижения с использованием Facebook, Instagramm и Twitter в Китае не работают, потому что государство контролирует безопасность интернета. Кроме того, покупка звезд в китайские клубы привела к увеличению популярности местных клубов и росту конкуренции с европейскими грандами. Стратегия футбольной реформы «50 шагов» успешно реализуется, и к 2025 году в Китае будет 20.000 футбольных школ и 50.000.000 футболистов.
Линь Кайжун представил к защите диссертацию на тему «Формирование маркетинговой стратегии баскетбольной лиги Китая на основе использования международного опыта». В условиях рыночной экономики механизм государственного контроля в китайском спорте в корне изменился за счет использования внебюджетных источников финансирования, изменения отраслевого законодательства, правовых механизмов. Ориентиром для изменений стал опыт американского баскетбола. В системе целей развития Китайской баскетбольной лиги стали значиться такие параметры как управление, качество игры, профессионализм, PR и пропаганда, стратегия, спонсорство, фан-клубы и ассоциации болельщиков, СМИ и общественность. Была утверждена стратегия КБЛ «Пересекая реку, нащупывай камни на дне». Суть стратегии – избегай опасности. Успехи Китая в баскетболе меняют спортивную картину мирового спорта. Взлет Китая дает шанс на честную спортивную борьбу. В плане реализации стратеги особое значение приобрели маркетинговые инструменты работы с потребителями. Отдельного внимания заслуживают 4 модели развития спортивных талантов, на которых подробно остановился Кайжун в своей работе.
Заместитель директора Центра спортивного менеджмента МГУ Сергей Алтухов поблагодарил Ся Цзялян и Линь Кайжун за продуктивную совместную работу и пожелал магистрам дальнейших успехов в реализации программы реформ китайского спорта. Такой опыт может оказаться полезным для спортивных экспертов в России.
5月30日上午,罗蒙诺索夫莫斯科国立大学经济系进行了硕士毕业生论文答辩。我们来自中国的年轻同事夏家良和林凯榕参与了此次论文答辩,其答辩内容受到了营销及体育专业人士的高度关注。
夏家良发表了题目为《欧洲大足球俱乐部在中国的营销战略分析》的硕士论文。体育改革在中国正全速进行中,整个体育界在密切关注着中国体育形态的变化。曾控制和管理所有运动项目的国家机构,在很大程度上限制了中国体育的商业发展和国际发展。在确认投资规划改革后,中国的商业走向世界体育市场。所有的欧洲足球豪门在中国设置代表处并成为市场上积极的一份子,开始了球场外交的新纪元。
球场外交成为了体育资源再生以及对全球体育项目影响力的重要步伐。中国企业收购了马德里竞技,曼城,西班牙人,国际米兰等俱乐部的股份,成为巴塞罗那,皇家马德里,米兰,拉齐奥,拜仁慕尼黑等俱乐部的赞助商,在全球投资建设球场和其他体育项目。夏家良在论文中指出,欧洲足球俱乐部在自己的营销战略中并没完全考虑到中国球迷消费群体的社会思潮,脸书和维特的传统营销机制在中国是行不通的,因为中国网络受到严格控制。除此之外,中国足球俱乐部签约球星吸引了大批球迷并对欧洲足球俱乐部在一定程度上产生竞争。足球改革战略正顺利实施中,在2025年前在中国将建有20000所足球学校和5千万的职业足球运动员。
林凯榕的论文题为《运用国际经验制定中职篮营销战略》。在市场经济环境下,由于额外的预算资金、立法部门以及法律机制的变化,使中国的体育领域中的国家调控体制发生了根本的变化。变化的基准来源于美国职业篮球联盟的经验。近年来,诸如管理、赛事质量、职业化、宣传与公共关系、战略、赞助商、球迷俱乐部和球迷协会以及大众传媒等因素已经纳入中国职业篮球联盟的发展目标中。而“摸着石头过河”战略,一直以来是中国职业篮球联盟发展的指导战略,该战略的实质是规避风险。
中国篮球的崛起与成功不仅改变了世界体育的版图,也提供了世界体育公平竞争的机会。在战略实施方面,与消费者合作的营销手段具有重要的意义。另外,值得注意的还有凯榕在论文中详细谈到的“关于中国体育人才培养的4中模式”。
莫斯科国立大学经济系运动管理中心副主任谢尔盖·阿尔杜霍夫对夏家良和林凯榕在本次富有成效的工作中付出的努力表示了感谢,并祝愿两位研究生在今后中国体育改革的实施中取得更大的成功。此方面的经验对俄罗斯体育领域的专家也十分有益。