Профессор Хорошилов А.В.
Электронная система кадрового развития (ЭСКАДРА) – это совокупность технологических средств и инструментов для формирования, оценки и развития компетенций в информационном обществе. Непрерывно растущие требования к системе обучения государственных служащих и работников бизнес-сообщества обуславливают необходимость закрепления и развития достигнутых результатов обозначенного проекта на основе компетентностного подхода. В соответствии с современными тенденциями всесторонней оценки уровня квалификации специалистов представляется актуальной разработка средств формирования, оценки и управления компетенциями в различных направлениях профессиональной деятельности.
В процессе выполнения проекта «ЭСКАДРА» были решены следующие задачи.
- Разработка программного комплекса для определения соответствия специалиста квалификационным требованиям (должностным инструкциям), определенным нормативными актами Российской Федерации в области использования современных информационных технологий (далее – Подсистема).
- Разработка тестов для оценки соответствия специалиста квалификационным требованиям, определенным нормативными актами Российской Федерации в области использования современных информационных технологий.
- Разработка рекомендаций сотрудникам кадровых служб различных организаций на основе сопоставления результатов тестирования и требуемых уровней компетенций специалистов.
Поставленные задачи решались на основе принятого в мировой практике подхода к управлению компетенциями.
1. Разработка программного комплекса ЭСКАДРА
Целью создания Подсистемы «ЭСКАДРА» является разработка комплекса программно-технических мер для развёртывания системы управления компетенциями специалистов в различных направлениях профессиональной деятельности, в том числе и владении информационно-
Внедрение Подсистемы «ЭСКАДРА» позволяет:
- создать условия для оптимального управления процессом реализации принципа государственной службы (ст. 4 п. 4 ФЗ N 79) «профессионализма и компетентности государственных служащих»;
- способствовать внедрению современных кадровых технологий для тесной увязки роста специалиста и его карьерного продвижения;
- обеспечить эффективное планирование потребностей в обучении специалиста на основе результатов мониторинга компетенций.
В рамках выполнения проекта, при помощи Подсистемы «ЭСКАДРА» автоматизируется процесс оценки компетенций специалистов, включающий следующие подпроцессы:
- планирование оценочных мероприятий включая: автоматизированную оценки при помощи электронных курсов, оценку с участием экспертов и самооценку;
- доведение до сведения слушателей перечня учебных курсов, которые им необходимо пройти в рамках автоматизированной оценки компетенций с указанием периода изучения курса;
- доведение до сведения специалистов, выступающих в роли оценивающих экспертов, перечня государственных должностей и их компетенций, подлежащих оценке, с указанием периода выставления оценки;
- доведение до сведения специалистов, участвующих в самооценке, перечня оцениваемых компетенций и периода выставления оценки;
- хранение информации о результатах обучения;
- анализ соответствия замещаемой должности.
2. Программный комплекс «ЭСКАДРА» обладает следующими функциональными возможностями:
- управление реестром компетенций;
- управление организационно-штатной структурой;
- управление реестром должностей учреждения;
- анализ расхождений, обеспечивающий сопоставление профиля специалиста с профилем должности им замещаемой (перечень компетенций, необходимых для замещения должности с указанием минимального необходимого уровня);
- автоматизированное оценивание и определение компетентности специалистов по результатам обучения/тестирования, включая управление назначениями учебных материалов для оценки уровней компетенций;
- определение компетентности специалистов по результатам экспертного оценивания, в т.ч. управление назначениями экспертов для оценивания работников;
- определение компетентности работников по результатам самооценки, включая управление назначениями самооценки работникам;
- мониторинг результатов оценки компетентности специалистов; автоматическое отслеживание временных периодов актуальности оценок уровней компетенций работников;
- возможность задания различных правил определения итогового уровня компетенции специалиста;
- возможность оперативного отсеивания завышенных/заниженных экспертных оценок.
Программное обеспечение Системы включает:
- прикладное программное обеспечение, обеспечивающее реализацию функций Подсистемы:
- модуль управления реестром компетенций;
- модуль управления реестром должностей;
- модуль управления реестром специалистов;
- модуль управления оценкой компетентности специалистов;
- модуль оценки компетентности специалистов;
- систему управления базами данных, обеспечивающую высокий уровень масштабируемости и надежности хранения данных - СУБД Oracle 10g;
- системное, инструментальное и сетевое программное обеспечение:
- операционную систему MS Windows 2003 Server Standard;
- сервер приложений Apache TomCat с установленным модулем PHP.
Полученные в ходе выполнения НИР результаты должны обеспечить единообразный подход к определению соответствия специалиста вышеуказанным квалификационным требованиям за счет применения компетентностного подхода при оценке знаний (навыков) сотрудников различных учреждений. В связи с тем, что такой подход тесно связан с обучением и аттестацией, реализация программно-технических средств и тестов для оценки соответствия специалиста квалификационным требованиям выведет на новый качественный уровень интерпретацию результатов проекта за счет возможности управления компетенциями.