Опубликовано вт, 18/02/2014 - 11:38
SD: Сегодня мы посмотрим глазами профессионала на фигурное катание на коньках. С точки зрения организации соревнований этот вид спорта один из самых сложных и требовательных. Но когда вы ознакомитесь с правилами судейства и количеством запретов и ограничений, вам сделается не по себе. Столько условностей, столько требований к костюмам, музыкальному сопровождению, технических регламентов создают целую систему и дают ответ на вопрос, почему фигурное катание - это такой закрытый мир. Всем поклонникам этого вида спорта следует помнить, что только в боксе и фигурном катании запрещено выступать профессионалам на Олимпийских играх, Чемпионатах мира и Европы. Сложилась целая порода людей, связанных творчеством и спортивными идеалалми с бюджетами различных уровней. Ну что? Попробуем постичь тайны избранных...
СИСТЕМА СУДЕЙСТВА
Система судейства, которая используется в настоящее время в фигурном катании, была принята на состоявшемся в июне 2004 г. в голландском городе Швенингене 50-ом конгрессе Международного союза конькобежцев (ИСУ). В июне 2010 г. 53 й конгресс ИСУ внес в нее некоторые изменения. Предложение по реформе системы судейства было выдвинуто руководством ИСУ на конгрессе 2002 г. в Киото (Япония). Тогда участники конгресса (81 голосом против 16) поддержали предложение президента ИСУ Оттавио Чикванты (Ottavio Cinquanta) отменить шестибалльную систему оценок и компьютеризировать судейство, что, по его мнению, давало возможность добиться максимальной объективности. Новая судейская система (ISU New Judging System) впервые была опробована на этапах взрослой серии Гран при сезона 2003/2004, а уже через год, в сезоне 2004/2005, она стала обязательной и была применена на всех крупных международных турнирах, начиная с сезона 2005/2006. Суть новой системы состоит в том, что вместо выставления двух "общих" оценок (за сложность программы и "за представление") судейская бригада помимо общей оценки за технику выставляет также пять оценок за компоненты программы, каждый из которых оценивается по десятибалльной шкале: базовый уровень катания, связующие элементы, хореография, прокат/исполнение и выразительность. Кроме того, оценки по новой системе выставляются отдельно за каждый технический элемент, перечень которых арбитры получают перед соревнованиями. Каждому элементу фигурного катания приписывается определенная ценность, которая является постоянной и изменению (по крайней мере, в течение одного сезона) не подлежит.
В соответствии с Правилами по фигурному катанию на коньках, принятыми 53 м конгрессом в 2010 г., судейская бригада состоит из следующих официальных лиц: максимум 9 судей, выбранных из опубликованного списка судей и рефери (ISU list of Judges and Referees), которые составляют судейскую бригаду и судят соревнования (по правилам 2004 г. компьютер из судейской бригады произвольно выбирал семерых судей. Федерации – члены ИСУ ежегодно представляют в ИСУ свои списки квалифицированных судей, рекомендованных для утверждения ИСУ. Федерации члены ИСУ, организующие международные соревнования, должны при составлении судейских бригад сделать всё возможное для обеспечения представительства в бригадах судей как можно большего числа стран участниц. Однако, ни одна страна не может иметь большинства судей в бригаде. В исключительных случаях, если количество присутствующих судей не достаточно для составления бригады, может быть использован один (1) национальный судья принимающей страны при условии, что он обучен работе по Системе судейства ИСУ.
При составлении бригады для судейства соревнований по танцам на льду на международных соревнованиях, включающих также соревнования по одиночному и парному катанию, для включения в бригаду вначале рассматриваются судьи, которые имеют право судить лишь танцы на льду. Рефери назначается с целью руководить бригадой, следить за ходом проведения соревнования в соответствии со всеми применимыми правилами ИСУ. Для синхронного катания назначается дополнительно ассистент рефери на льду. Судьи (9) и рефери сидят вдоль борта площадки, или на приподнятом подиуме в синхронном катании, и судят всё соревнование.
Из списка технических специалистов, публикуемого ИСУ, назначаются технический специалист и ассистент технического специалиста, которые определяют, какой именно элемент был или не был исполнен. На каждый вид соревнований из списка технических контролёров, публикуемого ИСУ, назначается технический контролёр, который руководит работой технических специалистов в данном виде. Технический специалист, ассистент технического специалиста, технический контролёр и рефери в каждом виде на каждом соревновании должны представлять, если это возможно, Федерации разных стран членов ИСУ. В задачи технического специалиста входит выявление индивидуальных элементов, представляемых фигуристом, и в соответствующих случаях определение их сложности. Во время соревнований все три технических специалиста занимаются тем, что опознают исполняемые фигуристами элементы и вводят их в компьютер, в то время как судейская бригада оценивает исключительно качество исполнения каждого отдельно взятого элемента и компоненты программы. Технический контролер и второй технический специалист поддерживают основного технического специалиста, чтобы обеспечить немедленное исправление всех возможных ошибок. Технический контролер имеет право аннулировать запись элемента, сделанную техническим специалистом, если контролер считает, что элемент был идентифицирован неверно. Работа каждого из этих специалистов в последствии сверяется с аудио и видео записью соревнований. В рамках новой судейской системы судьи заняты исключительно оценкой исполнения каждого элемента и пяти компонентов программы. Они выставляют баллы, основываясь на конкретных критериях для каждого элемента, и дают исчерпывающую оценку мастерства и выступления каждого фигуриста. Каждый судья концентрируется на оценке качества, во первых, каждого технического элемента и, во вторых, в целом компонентов программы. Он вводит оценки за каждый компонент в компьютер с простого, информативного сенсорного экрана. Индивидуальные оценки заносятся в память компьютера и суммируются, составляя оценки выступления каждого фигуриста и окончательное распределение призовых мест. Присужденные баллы взвешиваются таким образом, что технические элементы будут составлять примерно половину общего счета, а компоненты программы другую половину.
Процесс оценки выступления фигуриста выглядит следующим образом:
Каждая "секция" танца с заданным рисунком и каждый предписанный элемент короткой программы, произвольной программы, короткого и произвольного танца имеет определенную Базовую стоимость, занесенную в таблицу "Стоимости элементов" (SOV), публикуемую в Коммюнике ИСУ.
1. Технические специалисты определяют название каждого представленного элемента и уровень его сложности (если это необходимо). В соответствии с их решением элементу присваивается соответствующая сложность из SOV.
2. Каждый из судей в бригаде оценивает качество исполнения элемента и присуждает каждому элементу одну из семи градаций "Качества исполнения элемента" (GOE). Каждая градация имеет свое положительное (+) или отрицательное ( ) численное значение, приведенное в таблице SOV.
3. Общая оценка качества исполнения элемента получается путем вычисления усеченного среднего данных максимум девятью судьями, участвующими в определении результата. Для этого отбрасывается равное количество самых высоких и самых низких оценок, а из оставшихся вычисляется арифметическое среднее. Это число округляется до двух значащих цифр после запятой.
4. Общая оценка каждого элемента получается путем сложения базовой сложности элемента к общей оценке качества его исполнения.
Комбинация прыжков оценивается как один элемент путем сложения базовой стоимости включенных прыжков и оценки качества исполнения наиболее трудного прыжка.
5. Финальная оценка получается путем сложения общих оценок каждого отдельного элемента.
6. В произвольной программе одиночников оценка для всех прыжков, исполненных во второй половине программы, умножается на 1,1, чтобы поощрить равномерное распределение наиболее сложных элементов.
7. По окончании программы каждый судья также выставляет дополнительные оценки за представление программы. Это так называемые "Компоненты программы": базовый уровень катания, связующие элементы, хореография, прокат/ выполнение и выразительность. Каждый из них оценивается по 10 бальной шкале с шагом 0,25. Для обязательных танцев этих компонентов только три: ритм, прокат и выразительность.
Приблизительное значение оценок таково: 1 – очень плохо, 1 – плохо, 2 – слабо; 3 – ровно, 4 – средне, 5 – выше среднего, 6 – хорошо, 7 – очень хорошо, 8 – прекрасно, 9 10 – великолепно.
8. Общая оценка за каждый из критериев представления программы получается путем вычисления усеченного среднего судейской бригады.
9. Финальная оценка за каждый из критериев представления программы получается путем умножения усеченного среднего бригады на следующие коэффициенты: мужчины – 1,0 в короткой программе, 2,0 в произвольной; женщины и пары – 0,8 в короткой программе, 1,6 в произвольной. Таким образом, получается пять оценок за компоненты программы.
10. В случае нарушения общих правил применяются следующие штрафы:
за каждые лишние или недостающие 5 секунд снимается 1,0;
за использование музыки со словами (для пар и одиночников) снимается 1,0 (в танцах на льду музыка со словами допускается);
за использование запрещенных элементов снимается 2,0 за каждый элемент;
за использование предметов или неправильный костюм снимается 1,0.
11. Итоговый результат получается путем сложения общей оценки за элементы с пятью оценками за компоненты программы и с вычетом необходимых штрафов.
12. Результат соревнований вычисляется путем сложения итоговых результатов короткой и произвольной программ (обязательный танец, оригинальный танец и произвольный танец на льду). Участник, получивший максимальное количество баллов, занимает первое место, за вычетом снижений за все допущенные нарушения, следующий за высшим результатом получает второе место и так далее.
При совпадении общей суммы преимущество отдается тому спортсмену, чей результат в последней части соревнований был выше. Если два или более участников/пар получают один и тот же результат, преимущество в короткой программе, танце с заданным рисунком или коротком танце отдается спортсмену/паре с наибольшим техническим результатом. Преимущество в произвольной программе и произвольном танце отдаётся спортсмену/паре с наибольшим результатом за Компоненты программы. Если и эти результаты также одинаковы, участники делят место.
На оценку в фигурном катании влияет не только хореография и техника исполнения, количество выполненных выбросов и поддержек, но и правильно подобранная музыка и костюмы. Что запрещают правила Международного союза конькобежцев фигуристам?
ТРЕБОВАНИЯ К КОСТЮМАМ ФИГУРИСТОВ
Согласно правилам Международного союза конькобежцев, фигуристам запрещено надевать излишне театральные костюмы, а также костюмы, обнажающие значительную часть тела.
Мужчины обязаны быть в брюках, использование лосин запрещено. Они не могут выступать в костюмах без рукавов.
Женщины должны быть в юбках (или платьях). Иногда это правило называют Katarina Rule, в честь легендарной немецкой фигуристки Катарины Витт, которая выступала в костюме, состоящем из блестящего купальника и незначительно числа перьев на бёдрах.
При этом костюмы фигуристов должны быть прочными, а также должны подчёркивать замысел номера и его идею. Несоблюдение этого требования и отобрало один балл у российских фигуристов на Олимпиаде в Сочи. Во время командных выступлений Елены Ильиных и Никиты Кацалапова судьи сняли паре 1 очко за кусочек платья, который слетел в конце программы с костюма партнёрши.
Елена Ильиных и Никита Кацалапов. Фото: Reuters
А на чемпионате Финляндии в 2013 году судьбу золотых медалей решила оторвавшаяся пуговица на костюме Осси Канерво. За это нарушение, согласно правилам Международной федерации фигурного катания, с пары Линдхолм и Канерво был снят один балл.
Во время соревнований, показательных выступлений и на церемонии награждения костюмы спортсменов не должны включать никаких логотипов.
На всех чемпионатах за пределами льда, в зоне телевизионных интервью, а также во время тренировок фигуристы могут надеть костюм, на котором размещены не более двух логотипов спонсоров (за исключением производителей табака и алкоголя).
По правилам, олимпийцам нельзя пользоваться любой продукцией брендов, которые не спонсируют Олимпийские игры. За нарушение правил спортсменов могут строго наказать вплоть до дисквалификации.
ТРЕБОВАНИЯ К МУЗЫКАЛЬНОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ
Вопрос о наличии слов в музыкальной композиции находится на усмотрении рефери турнира. Если он решит, что такое сопровождение нарушает правила, то с результата, показанного спортсменом, будет снят один штрафной балл. Так случилось, например, с Брианом Жубером в короткой программе на чемпионате мира в 2008 г. Несмотря на то, что свою короткую программу француз исполнял на протяжении всего сезона, и к его музыке не было никаких претензий, рефери чемпионата мира счёл иначе.
Сегодняшние правила Международного союза конькобежцев запрещают использовать музыку со словами в одиночном и парном катании, но начиная с сезона 2014/2015 это ограничение будет снято. Решение об этом вынес Международный союз конькобежцев в 2012 году на своём конгрессе, который проходил в столице Малайзии, городе Куала-Лумпур.
В танцах на льду, наоборот, музыку со словами использовать разрешено, но существуют другие ограничения. Обязательные танцы исполняются под определённый набор мелодий. А в оригинальном танце можно использовать только музыку, отвечающую требованиям данного сезона. Тему из года в год определяет Международный союз конькобежцев. Так, например, в сезоне 2007/2008 использовалась народная музыка, в сезоне 2008/2009 — музыка 1920–1940-х годов, а в сезоне 2009/2010 снова была народная музыка.
ЗАПРЕЩЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КАТАНИЯ
Во время выступления фигуристов нередки падения с поддержек и выбросов, травмы от конька партнёра. Некоторым рисковым спортсменам опасные трюки в своё время стоили медали. Так, в 1957 году, выступая на чемпионате Европы, Станислав Жук со своей женой Ниной показал элементы (поддержка на одной руке), которые судьи отказались признать законными. Они посчитали их рискованными для здоровья спортсменов. На том чемпионате Жук и его супруга получили серебряные медали. Однако уже через год эти элементы были признаны высшим пилотажем среди фигуристов, и каждый спортсмен считал за честь повторить их на льду.
Тем не менее на соревнованиях спортсменам категорически запрещается выполнять следующие элементы:
– сальто;
– прыжки навстречу партнёру;
– каскады из 4 и более прыжков;
– поддержки за запрещённые части тела;
– поддержки с поворотом более 3,5 оборотов;
– вращательные движения, когда партнёр вращает партнёршу в воздухе вокруг себя, держа её за руку или за ногу;
– крутящие или вращательные движения, в которых партнёрша переворачивается, и её опорная нога отрывается ото льда;
– вращательные движения с хватом одного из партнёров за ногу, руку или шею другого партнёра;
– раскрутки за руку или ногу, в которых партнёрша теряет контакт со льдом;
– перевороты партнёрши в вертикальной плоскости;
– лежание на льду и длительное и/или стационарное нахождение на льду обоих колен спортсмена одновременно в любом месте программы;
– злоупотребление поддержками, когда партнёрша значительную долю программы проводит на руках у мужчины, а не на коньках;
– использование декораций, посторонних предметов.
За исполнение каждого из этих элементов/движений с фигуристов снимают 2,0 очка.
В танцах на льду, в отличие от фигурного катания, запрещены поддержки партнёрши выше головы партнёра, подкрутки, выбросы и другие акробатические элементы.
Если после всего этого вам не стало скучно, то пора обувать коньки - и на каток!
По материалам aif.ru nnm.ru