Опубликовано чт, 06/08/2015 - 15:04
Спорт в новом свете
В 2013 году сбой в электросети омрачил одно из самых значимых мировых спортивных событий — финальный матч за звание чемпиона Национальной футбольной лиги (Супербоул). Перед началом третьего тайма игры половина стадиона «Супердоум» в Нью-Орлеане погрузилась во тьму. На перезапуск системы освещения ушло целых 40 минут.
Комиссия, которая позже занималась расследованием происшествия, установила, что продолжительной паузы можно было бы избежать, если бы арену освещали современные системы светодиодного освещения. Они не только потребляют меньше электроэнергии, но, главное, включаются мгновенно — в отличие от традиционных источников света.
В 2005 году в реконструкцию «Супердоума» (сооружение пострадало от разрушительного урагана Катрина) было вложено более $150 млн. Стадион получил тогда новую светотехнику, однако светодиоды были использованы только для системы акцентного освещения. Десять лет назад технические характеристики светодиодного оборудования не позволяли использовать его для освещения игровых полей. С тех пор технология совершила стремительный рывок, и сегодня световая эффективность светодиодных решений достигает высокого показателя — 110–120 лм/Вт.
Газоразрядные источники света не имели альтернатив на протяжении нескольких десятилетий, однако уже в ближайшие годы светодиоды станут новым стандартом. Эти полупроводниковые приборы трансформируют электрическую энергию в свет, не содержащий инфракрасного излучения, таким образом обеспечивая максимальную энергоэффективность. Другие, не менее важные преимущества — надежность, универсальность и управляемость. Главный недостаток — высокие первоначальные инвестиции. Впрочем, цены снижаются: за последние два года — уже на 20%. В 2015 году светодиодное оборудование обходится в среднем на 50% дороже традиционного. Впрочем, специалисты обращают внимание на то, что прямое сравнение в данном случае не вполне корректно.
на фото: Свет на "Стэмфорд Бридж"
«При использовании металлогалогенных прожекторов потребуется несколько отдельных блоков оборудования для освещения игрового поля, дежурного освещения, создания световых эффектов, а также система управления,— объясняет руководитель департамента по работе с государственными заказчиками компании Philips “Световые решения” Дмитрий Пантюшин.— Светодиодная система объединяет все эти функции в одном комплексе. Сложив стоимость всех элементов, которые нужны для работы традиционной системы, мы видим, что стоимость светодиодной системы окажется выше лишь на 15%, а то и того ниже. И эту разницу быстро окупят ее преимущества».
Сила света
Одно из ключевых преимуществ светодиодных систем помимо высокой энергоэффективности — экономия на обслуживании светильников. Обслуживание металлогалогенных прожекторов нужно проводить минимум раз в год. При этом по прошествии трех сезонов световой поток, который они обеспечивают, все равно снижается. В то же время срок службы светодиодного прожектора Philips ArenaVision — минимум десять лет. «Опыт Philips, сформированный за 60 лет работы над освещением главных спортивных событий, позволил разработать светодиодное решение, не имеющее аналогов: ArenaVision экономит по разным режимам от 30% до 50% электроэнергии»,— говорит глава Philips «Световые решения» на растущих рынках Мурали Сивараман.
Светодиодное оборудование соответствует требованиям одного из самых популярных футбольных турниров — английской Премьер-лиги. Стадион «Стэмфорд Бридж», домашняя арена футбольного клуба «Челси», благодаря установке системы освещения на базе Philips ArenaVision сократил эксплуатационные расходы в три раза. Кроме того, светодиоды помогли решить еще одну важную задачу: без использования дорогой пускорегулирующей аппаратуры традиционный свет мерцает, что особенно заметно на замедленных повторах во время телетрансляций. Светодиоды этого недостатка лишены. «Футбольный клуб снова стал символом инноваций»,— заявил исполнительный директор «Челси» Рон Гурлей, когда инсталляция системы была завершена.
В 2012 году Датский институт спортивных исследований изучил работу 75 стадионов в 20 странах, построенных или реконструированных для крупных спортивных событий. Цель исследования — выяснить, почему многие из них пустуют. Оказалось, что главная причина — в неспособности адаптироваться к отсутствию больших состязаний. Преуспевают те, кому удается привлекать публику благодаря своей многофункциональности.
«Лучшие европейские спортивные объекты, такие как “Амстердам Арена” или “Альянц Арена”, используются круглый год»,— констатирует Сергей Карпов, руководитель направления спортивного освещения Philips «Световые решения» в России. Применение светодиодных световых решений позволяет трансформировать стадион в любые другие площадки, например концертный зал, превращая объект в постоянный источник прибыли. «Амстердам Арена» оборудована светодиодными прожекторами, это позволяет в перерывах между футбольными матчами использовать арену для проведения концертов самых дорогих музыкантов, в последние годы на этом стадионе выступали The Rolling Stones, Metallica и U2.
На фото: Свет на «Альянц Арена»
«В соответствии с этим мы сформировали проектный подход к освещению спортивных объектов — концепцию Philips Arena Solution. Технологии, заложенные в концепцию, позволяют быстро превращать спортивную арену в театральную сцену, поле для массовых представлений и демонстрировать разнообразные световые эффекты. В концепцию также входит специализированное освещение торговых площадей, парковочных мест, прилегающей парковой территории, организация навигации, медиафасады и многие другие световые решения,— говорит Дмитрий Пантюшин.— Таким образом, спортивный объект превращается в городскую достопримечательность, привлекающую посетителей не только на спортивные события, но и в периоды между соревнованиями и, соответственно, в источник постоянных доходов».
Широкое использование светодиодных технологий как в спортивном освещении, так и в других приложениях открывает уникальные возможности не только в управлении светом, но и в эффективном использовании ресурсов и электроэнергии.
Незаурядное освещение превращает некоторые стадионы в арт-объекты, которые стабильно привлекают местную публику и туристов. В последние годы все большее значение в архитектуре стадионов играют современные инженерные технологии, в том числе, естественно, технологии освещения. Это касается не только медиаэкранов и мониторов для передачи информации о матче и рекламы, но использования светодиодов в архитектурном фасадном освещении стадиона.
В 2014 году мюнхенская «Альянц Арена» объявила о революционном обновлении внешнего вида. Фасад этого стадиона превратится в гигантский холст, на который при помощи светодиодных решений с полностью автоматизированной системой управления можно проецировать все, что угодно, вплоть до анимации. Для этого планируется использовать 380 тыс. светодиодов в 8 тыс. прожекторов, которые покроют 29 тыс. кв. м фасада. Все это оборудование можно будет контролировать буквально одним пультом. «Вместе с Philips мы будем бороться за звание самого привлекательного стадиона в мире»,— говорит Андреас Юнг, член исполнительного совета «Альянц Арены».
В свое время возведение «Альянц Арены» обошлось мюнхенской «Баварии» в €340 млн. Благодаря большой востребованности стадиона расплатиться с кредиторами удалось на 16 лет раньше срока. Менеджеры клуба уверены, что и новые инвестиции в облик арены будут иметь такую же заметную отдачу.
Привлекающий свет
Некоторые российские арены уже следуют примеру лучших европейских. Например, новая «Айс Арена» в Ростове-на-Дону помимо матчей Молодежной хоккейной лиги (МХЛ) делает ставку на проведение популярных шоу на льду. Светодиодная система, реализованная специалистами Philips «Световые решения», заменяет специальное шоу-оборудование и позволяет создавать световые эффекты без использования традиционных прожекторов.
«Для нескольких российских стадионов, которые примут у себя чемпионат мира по футболу 2018 года, светодиодные фасады станут важными стилеобразующими элементами – например, для московских “Лужников” и “Динамо”, а также нового казанского стадиона,— говорит главный архитектор проектного института уникальных сооружений “Арена” Дмитрий Буш.— При проектировании большинства новых российских стадионов учитывается возможность многофункционального использования».
На фото: Стадион "Иден парк" в Новой Зеландии
Согласно требованиям Международной федерации футбола (ФИФА), для каждого футбольного стадиона, проектируемого к чемпионату мира, разрабатывается специальная программа многофункционального использования после его окончания. Для обоснования состава и объема многофункциональных помещений разрабатывается бизнес-план, учитывающий как спрос на определенные услуги в конкретном районе строительства стадиона в конкретном городе, так и перспективный доход от предоставления этих услуг. Цель программы — помочь бюджету или инвестору предельно сократить затраты на эксплуатацию стадиона и в перспективе окупить строительство.
Согласно экспертным оценкам, обслуживание одного стадиона вместимостью около 40 тыс. мест в России обходится городскому бюджету примерно в 500 млн руб. в год. Специалисты Philips «Световые решения» считают, что эту сумму можно существенно сократить, используя энергоэффективное оборудование. «В мире более 50% всех крупнейших спортивных арен оборудованы решениями Philips. В России и странах СНГ наши технологии также используются во всех крупных спортивных объектах, построенных для международных спортивных мероприятий,– заключает Сергей Карпов.— Система освещения — это лишь 1% стоимости стадиона, но при этом 99% его зрелищности».
Подробнее: http://kommersant.ru/doc/2717334