Опубликовано пн, 12/10/2015 - 12:56
На «Сочи Автодроме» 11 октября состоялся второй в истории Гран-при России Формулы-1. Теперь чемпионат мира приезжает в Россию регулярно: контракт на проведение национального этапа действует с 2014 по 2020 год включительно, а руководство гоночного комплекса уже начало переговоры о продлении договора. Это означает, что каждый год на три дня в Сочи будут приезжать порядка тысячи иностранцев, напрямую задействованных в Формуле-1. Это спортсмены, механики, инженеры, руководители команд, журналисты, а также многочисленные операторы и сотрудники Formula One Management — компании, которая организует чемпионат мира.
Вместе с ними в город приезжают болельщики. Максимальная вместимость трибун «Сочи Автодрома» на данный момент — 55 тыс. мест. В прошлом году на трассе был аншлаг, в этом году ожидается похожая картина: на момент написания статьи в наличии оставалось всего несколько сотен невостребованных билетов. Это означает, что из года в год сочинским отелям необходимо принимать по 56 тыс. человек, которые одновременно приезжают и одновременно уезжают.
Задача, с которой город мог бы не справиться до Олимпиады, но с которой легко справляется после. К Олимпийским играм-2014 в Сочи построили столько гостиниц и гостевых домов, что многие остаются незаполненными даже в разгар сезона: из-за недостатка постояльцев уже закрылся один из отелей, расположенный в пешей доступности от «Сочи Автодрома». Для многих отелей Гран-при России — единственный шанс на 100%-ную заполняемость за весь год.
Гоночная трасса проложена в Имеретинской низменности между олимпийскими объектами: автодром специально расположили на этой территории, чтобы загрузить отели, пустующие после Олимпиады. Этим же объясняется нестандартная дата проведения гонки. Гран-при России специально запланировали на октябрь, когда пляжный сезон закончен и большинство гостиниц пустует — без Формулы-1 в этом месяце в Сочи было бы мало приезжих.
В следующем году Гран-при России будет проводиться в мае — и это тоже способ загрузить сочинские отели в межсезонье, когда море еще холодное, а горнолыжный сезон подходит к концу. Редакция «РБК-Недвижимости» собрала еще три примера того, как Формула-1 влияет на рынок недвижимости в разных городах и странах.
Абу-Даби, ОАЭ
Гоночный автодром «Яс Марина» и грандиозный отель Yas Viceroy — один из самых известных примеров синергии гоночной недвижимости. В арабском эмирате Абу-Даби решили одновременно построить самую современную трассу и самый роскошный отель: комбинированный комплекс расположили на искусственном острове Яс в Персидском заливе. Автодром и гостиница буквально составляют единое целое — корпуса отеля находятся по разные стороны от трассы, а переход между зданиями висит прямо над дорогой.
Во время Гран-при Абу-Даби гонщики и руководители команд останавливаются в отеле Yas Viceroy — чтобы выйти на старт, спортсменам достаточно спуститься на лифте из собственного номера. В рекламной кампании гостиница активно использует репутацию Формулы-1: промопредложения Yas Viceroy рекомендуют поселиться в единственном на планете отеле на трассе Гран-при, пусть даже Формула-1 приезжают сюда один раз в году.
На том же острове сооружен тематический парк развлечений Ferrari World, в котором каждый посетитель может почувствовать себя гонщиком Формулы-1. Рекордные перегрузки на здешних американских горках повторяют нагрузки гоночного болида, а дизайн аттракционов выполнен в стиле команды Ferrari — по замыслу авторов, парк должен привлекать туристов на трассу тогда, когда Гран-при не проводится.
Шанхай, Китай
Международный автодром Шанхая специально построили далеко от города: трасса заняла заболоченные территории, которые не годились для жилищного строительства, а потому не представляли интереса для застройщиков. На площадке оказалось настолько много воды, что часть гоночного комплекса осушать не стали — вместо этого командные домики расположили прямо на воде, а потом соединили их мостиками друг с другом.
Особого влияния на коммерческую недвижимость Гран-при Китая не оказал: в Шанхае и без Формулы-1 было много отелей, которые заполняли бизнесмены со всего мира. Вместо этого автодром притянул к себе жилые кварталы.
Все началось с того, что китайские власти решили сделать гоночную трассу доступной для болельщиков. Чтобы облегчить путь фанатов, к автодрому подвели целую ветку метро. Улучшенная транспортная доступность привела к тому, что участки вокруг новой линии раскупили девелоперы — и на пустыре, который раньше встречал команды и гонщиков на пути на трассу, выросли жилые высотки. Несомненно, население Шанхая увеличивалось без связи с Формулой-1, но вот направление, в котором двинулся город, напрямую обязано гоночной трассе.
Милтон-Кейнс, Великобритания
Небольшой городок Милтон-Кейнс в графстве Бакингемшир на юго-востоке Великобритании не имеет собственной гоночной трассы. Зато здесь расположена штаб-квартира чемпионской команды Формулы-1 Red Bull Racing, а в 15 минутах езды находятся базы еще шести гоночных коллективов, которые участвуют в чемпионате мира на постоянной основе. Здесь сосредоточены 70% всех сотрудников Формулы-1: если жителей этого города в одночасье не станет, в чемпионате будет попросту некому участвовать.
За последние десять лет вокруг Милтон-Кейнса сформировалась «Силиконовая долина» мирового автоспорта: рано или поздно сюда приезжают лучшие инженеры и гонщики, которые работают в чемпионате. Эти люди хорошо зарабатывают, а потому могут себе позволить аренду дорогой недвижимости — отчасти поэтому за последний год арендные ставки в Милтон-Кейнсе подскочили на 15%. В остальной Великобритании за тот же период аренда жилья подорожала всего на 4%. Здесь жил и единственный российский гонщик в Формуле-1 Даниил Квят: несколько лет назад пилот снимал одну квартиру на двоих со своим напарником по программе поддержки молодых пилотов Red Bull Антонио Феликсом да Коштой.
Сейчас численность команд Формулы-1 продолжает увеличиваться. Если раньше на базах трудились по 100–150 человек, то теперь в наиболее успешных коллективах заняты по 600–700 сотрудников — таков примерный штат Mercedes AMG и Red Bull Racing. Среди работников — инженеры компьютерного CFD-моделирования, аэродинамики, разработчики гоночных трансмиссий и многие другие узкие специалисты. Формула-1 ищет таких людей по всему миру и притягивает в Милтон-Кейнс.
За последние десять лет численность населения города увеличилась на 50 тыс. жителей и почти достигла отметки в 250 тыс. человек. К услугам интеллектуальной элиты автоспорта — искусственный горнолыжный склон, закрытый павильон для прыжков с парашютом в помещении и самый длинный в Европе торговый центр — его протяженность составляет 5 км.