Как распределяются доходы в "Формуле 1"? Sauber и Force India подали жалобы в Еврокомиссию

Сразу две команды "Формулы-1" — Sauber и Force India — подали жалобы в Еврокомиссию, в которых просят предписать владельцам самой престижной гоночной серии изменить правила распределения призовых. Sauber и Force India недовольны тем, что "маленькие" команды находятся в заведомо проигрышном положении, поскольку их более популярные конкуренты получают средства не только за спортивные результаты, но и просто за то, что они существуют. Так, например, Force India, в прошлом году занявшая в Кубке конструкторов шестое место, получила $81 млн, а оказавшаяся лишь на одну позицию выше McLaren — уже $120 млн.

Две команды, выступающие в чемпионате мира "Формулы-1",— Sauber и Force India — подали в Еврокомиссию жалобу на схему распределения призовых за участие в первенстве. В ней они обращают внимание на то, что существующая сейчас система несправедлива по отношению к небольшим командам и дает неоправданные преимущества "конюшням" с именем. Sauber и Force India полагают, что таким образом нарушаются принципы честной конкуренции. В Еврокомиссии подтвердили получение жалобы, обещали ее рассмотреть и решить, давать ли ей ход. До завершения процедурных вопросов, как заметил пресс-секретарь Еврокомиссии Рикардо Кардосо, никаких комментариев не будет.

Отметим, что схема распределения призовых в "Формуле-1" официально не разглашается. Но если судить по данным, попадающим в СМИ, то она действительно имеет некоторые признаки несправедливости. Например, в прошлом сезоне прибыль от чемпионата мира составила $1,8 млрд — она формируется за счет поступлений от продажи прав на телетрансляции и взносов организаторов этапов за право их проведения. Согласно договоренностям между командами и владельцем коммерческих прав "Формулы-1", а именно фондом CVC Capital Partners, половина прибыли уходит в призовой фонд. Оставшиеся 50% переходят в распоряжение CVC.

Призовой фонд (в данном случае речь идет о $900 млн) распределяется следующим образом: 23,75% равными долями делится между десятью сильнейшими командами чемпионата. Тут нужно отметить, что в нынешнем чемпионате выступают всего десять команд, но в прошлом, до ликвидации Caterham, их было 11. Так, в 2014 году команды из первой десятки получили по $42,7 млн. Еще 23,75% от призового фонда распределяется в зависимости от результатов "конюшен" за последние три сезона. Именно поэтому Mercedes, выигравшая Кубок конструкторов-2014, в прошлом году получила $68,3 млн, а Red Bull, проведшая сезон неудачно, но зато побеждавшая в 2012-м и 2013-м, заработала $81,1 млн. Тут трудно к чему-либо придраться — очевидно, что призовые распределяются вполне справедливо. Однако недовольство Sauber и Force India вызывают другие аспекты, действительно ставящие большие команды в заведомо выигрышное положение. Таковых несколько.

Так, особняком в "Формуле-1" стоит самая популярная команда — Ferrari, для которой созданы специальные условия. Выражается это в том, что "Скудерия" ежегодно (вне зависимости от спортивных результатов) получает по 2,5% как из призового фонда, так и из средств, переходящих в распоряжение CVC. То есть из вышеозначенных $1,8 млрд Ferrari в 2014-м перепало $90 млн "просто так". Помимо этого Ferrari достаются еще и средства из отдельного бонусного фонда, который призван поощрять "большую тройку": помимо "Скудерии" в нее входят McLaren и Red Bull. В 2014-м из него Ferrari получила $21,2 млн. То есть большая часть из $209,4 млн, полученных "Скудерией", досталась ей не из-за хороших результатов, а просто за то, что она есть.

В несколько менее привилегированном положении находятся Red Bull и McLaren. Они, в отличие от Ferrari, отчислений от общей прибыли не получают, но, как уже было сказано, поддерживаются средствами из бонусного фонда. Red Bull получила из него $78,9 млн, а McLaren — $34,6 млн. В итоге суммарные призовые, перечисленные этим командам, составили $202,7 млн и $120 млн соответственно. Замыкают пятерку "особых" команд Mercedes и Williams, которые получают по $30 млн в год в знак признания их заслуг. Благодаря такой существенной прибавке Williams за прошлый сезон получила в общей сложности $94 млн, а Mercedes — $141 млн. И вот так выходит, что пять команд "Формулы-1" помимо участия в распределении того, что именуется призовым фондом, получают еще 14,9% от доли, которая достается CVC.

Доходы непривилегированной пятерки ощутимо ниже. Force India получила $81,1 млн, доход Lotus за счет относительно высоких результатов прошлых лет составил $89,6 млн, Sauber получила $72,6 млн, замкнули десятку Toro Rosso ($68,3 млн) и Caterham ($59,8 млн). И этого, несмотря на то что речь идет о десятках миллионов долларов дохода только из одного источника (у команд есть еще и спонсоры, также вносящие свою лепту в их обеспечение), явно недостаточно, чтобы команды, не имеющие поддержки крупных концернов, могли добиваться хороших спортивных результатов.

В качестве иллюстрации можно привести пример той же Lotus, которая в минувший понедельник только чудом избежала введения внешнего управления. Команда только британским фискальным органам задолжала £2,9 млн ($4,4 млн), а общий размер долга, по разным оценкам, колеблется в диапазоне $150-200 млн. От неприятностей Lotus спасло только соглашение с Renault, согласно которому французский концерн выкупит контрольный пакет акций команды. Но другим "конюшням", скорее всего, так не повезет.

Александр Петров

 

  • Vkontakte comments
  • Facebook comments