Опубликовано вт, 09/09/2014 - 10:56
SD: Генеральный секретарь Российского футбольного союза профессор Анатолий Воробьев в своих высказываниях большое значение уделяет новым для российского футбола финансовым инструментам франчайзингу и краудфандингу. За это он стал объектом критики "специалистов" от игры с мячом. Что же на самом деле представляют собой эти инструменты? Как они могут заработать в спортивной отрасли нашей экономики?
«Краудфандинг со временем обязательно станет интересным инструментом и для предпринимателей, — убежден Федор Мурачковский, гендиректор самой крупной российской краудфандинговой платформы Planeta.ru. — Нужно время, чтобы общество оценило инструмент. Далеко не каждый знает, что методом краудфандинга можно реализовывать самые разные проекты».
Planeta.ru была запущена в июне 2012 г., до этого около года работала в тестовом режиме. За полгода было собрано 1,2 млн на новый альбом группы «Би-2». Один из основателей проекта — Макс Лакмус, бас-гитарист группы. Сервисный сбор «Планеты» — 5 или 10% от собранной суммы (зависит от того, собрали вы 100% или меньше) плюс 5%, которые забирают платежные агрегаторы. С июня 2012 г. через платформу было профинансировано более 500 успешных проектов на сумму около 70 млн руб.
«Проект может быть любого направления, важно, чтобы он понравился людям. К тому же поддержка проекта — не просто сбор денег, а еще и интересная игра, поскольку есть возможность получить оригинальный презент или узнать что-то новое раньше других, посетить закрытое мероприятие или первому опробовать новый гаджет», — говорит Мурачковский.
«Мы осознанно начинали развитие платформы с привлечения творческих проектов. Творческих людей больше, чем предпринимателей. А стоимость привлечения творческого человека к запуску краудфандингового проекта в разы ниже стоимости привлечения предпринимателя», — рассказывает сооснователь и гендиректор Boomstarter.ru Евгений Гаврилин.
Гаврилин и его партнер Руслан Тугушев запустили Boomstarter в августе 2012 г. За это время через платформу прошло более 1500 проектов — из них успешно около 20%. Более 36 000 спонсоров собрали около 50 млн руб. На сегодня ежедневно на Boomstarter регистрируется от 5 до 10 новых проектов в одной из 12 категорий. Самые популярные — музыка, фильмы и видео, книги, компьютерные игры, дизайн. Проект работает по принципу «все или ничего». Автор получает привлеченные средства только в том случае, если наберет желаемую сумму полностью. В противном случае все средства вернутся назад спонсорам. Boomstarter берет 5% от привлеченных средств в успешные проекты, платежные системы взимают еще 5%.
Семь советов начинающим предпринимателям →
Boomstarter — аналог самой известной в мире американской краудфандинговой платформы Kickstarter, запущенной в 2009 г. За пять лет через Kickstarter профинансировано 59 498 успешных проектов на сумму более $1 млрд. Несмотря на все сложности с регистрацией проектов иностранцами (необходимо гражданство США, Великобритании, Канады, Австралии или Новой Зеландии), добираются до международной площадки и россияне. На платформе было запущено 58 российских проектов, из них 26 собрали необходимую сумму. Рекордсменом стал проект разработчиков из Ижевска Lightpack (система подсветки дисплея, которую можно подключить к телевизору или компьютеру и работать в ночное время без вреда для глаз), привлекший более $500 000. В отличие от Planeta, активно поддерживающей социальные и благотворительные проекты, на Boomstarter размещение проектов, предполагающих благотворительность и целевое финансирование, финансирование лечения, привлечение средств для благотворительных организаций, получение стипендий, проведение информационных и агитационных кампаний, запрещены правилами.
Интерес к предпринимателям у Boomstarter есть, уверяет Гаврилин. Но пока сами они почти ничего не знают о краудфандинге. О народном финансировании вообще, по его словам, знают не более 2-3% пользователей интернета. На целенаправленное привлечение предпринимательской аудитории у проекта нет ресурсов. Это, по словам Гаврилина, дело будущего. Пока о рынке краудфандинга в России говорить рано. Мировой рынок краудфандинга, знает Гаврилин, оценивается в $7 млрд.
«Технологические и наукоемкие проекты пока все больше смотрят на Запад, где краудфандинг технологичных проектов, гаджетов, научных разработок становится отдельной индустрией и вызывает огромный интерес как у специалистов, так и у обычных людей», — поясняет Мурачковский. А для стартапов все же больше подходит модель краудинвестинга, которого в России пока нет.
Гаврилин полагает, что кризис подтолкнет предпринимателей к новому инструменту привлечения инвестиций, поскольку получать кредиты станет сложнее.
Не хотят в попрошайки
Запустить проект — малая часть дела. Нужно еще и продать идею спонсорам. Это получается не у всех.
«Я уповал на то, что у меня много друзей. Был уверен, что они меня поддержат, не пожалеют 50-100 руб. Но оказалось, это совсем не так», — рассказывает производитель обоев-раскрасок Михаил Михайлов. За месяц на Boomstarter он собрал только треть суммы, нужной на производство новой партии дизайнерских обоев-раскрасок по эскизу Яны Франк.
«Я попробовал и знаю: краудфандинг — не мое. На первом этапе сбора средств вы спамите по друзьям, знакомым. Купаетесь во внимании, печатаете 1000 знаков в минуту. Эйфория проходит быстро, и через пару дней начинается настоящая работа», — описывает процесс Михайлов. Суть второго этапа работы — засветить проект как можно больше. Сделать так, чтобы о нем написали все и везде. В ход идут письма-попрошайки. «Именно тут я окончательно понял, что проект денег не наберет. Мне чужда история таких писем и постоянного спама про себя и свой проект с просьбой рассказать о нем всем и везде. Получается, что суть этого — достать людей настолько, чтобы они были готовы дать тебе денег, лишь бы ты отстал. Заниматься подобным я не буду», — категоричен Михайлов.
Мурачковский говорит, что многие авторы проектов неадекватно оценивают сбор денег. Думают, что это своего рода благотворительность. А краудфандинг — это фактически интернет-магазин вещей, которых еще не существует. Вы продаете свои продукты, а не просите денег.
При этом сам Михайлов считает свой опыт успешным — узнал общественное мнение, поднял контакты старых друзей, получил новых клиентов и покупателей.
«Краудфандинг хорош не только для начинающих предпринимателей, но и для тех, кто успешно работает, но задумал выход на новый рынок или запуск нового продукта или услуги. Они могут использовать краудфандинг как исследовательский инструмент потребительского спроса. Запустить проект на платформе и увидеть, есть ли интерес, собирает ли он деньги. Если деньги через краудфандинг собрались, значит, высока вероятность, что продукт будет востребован. А если денег нет, а в комментариях люди пишут, что это унылая фигня, то предприниматель сэкономит деньги на запуск, потеряв лишь часть суммы, что потратил на раскрутку проекта на краудфандинговой платформе», — подсказывает Гаврилин.
Читайте далее: http://www.vedomosti.ru/career/news/25208381/skinutsya-na-startap#ixzz3CnUGgJTQ