Опубликовано пт, 14/08/2015 - 12:13
У нынешнего московского дерби есть все шансы стать одним из самых рейтинговых и прибыльных событий в истории российского футбола. Ажиотаж, который царит вокруг матча двух непримиримых соперников, своевременно уловили на федеральном телевидении. Несмотря на то что права на трансляции чемпионата России по футболу принадлежат каналам, входящим в структуру "Газпром-медиа", именно это дерби покажет "Первый канал", который редко отдает предпочтение спортивным трансляциям, делая исключения для матчей сборных России по футболу и хоккею. Однако на этот раз "Первый" не только взял матч чемпионата России, но и поставил его в пятничный вечерний прайм-тайм (игра начнется в 21:30) — особенно ценное время как для канала, так и для рекламодателей.
Обычно в этот слот "Первый канал" ставит такие популярные передачи, как, например, "Голос" с рейтингом 4,9% и долей 15,1% или "Три аккорда" (4,4% и 14,2%, согласно данным TNS TV Index). Из спортивных программ сравниться с ними могла только церемония открытия зимних Олимпийских игр в Сочи (4,6% и 15,9%). Рейтинги российского клубного футбола, как правило, значительно ниже, поэтому федеральные каналы стараются избегать ставить матчи чемпионата страны в свою сетку вещания. Обычно ключевые игры первенства показывает НТВ, однако по причине низких рейтингов отводит им крайне невыгодное время (суббота или воскресенье в 13:30), стараясь минимизировать свои потери. Так, в прошлом сезоне самым популярным матчем чемпионата стала игра между лидерами — ЦСКА и "Зенитом", собравшая на НТВ рейтинг 1,9% при доле 7,5%. Учитывая, что нынешний матч между "Спартаком" и ЦСКА покажет "Первый канал" (более рейтинговый, чем НТВ), да еще и в лучшее из возможных эфирное время, у дерби есть все шансы стать самой популярной спортивной трансляцией этого сезона. А кроме того — одним из самых коммерчески успешных матчей в истории российского футбола.
При вместимости "Открытие Арены" в 45 тыс. зрителей (самый большой из ныне действующих футбольных стадионов России) билетов на главное дерби страны не было уже за несколько дней до игры. Гостевая квота, предоставленная болельщикам ЦСКА (около 4500 билетов), тоже разошлась в момент. То есть пятничное дерби гарантированно станет самым посещаемым матчем только что стартовавшего сезона, в котором наиболее рейтинговыми были именно игры с участием "Спартака": в Самаре против "Крыльев" (26 200 болельщиков), гостевой против "Краснодара" (25 000), домашние против "Уфы" (23 200) и "Рубина" (26 163). Дополнительную интригу пятничному дерби придает турнирная борьба команд: ведь в случае успеха "Спартак" может обойти ЦСКА и пусть и на время (до матча "Зенита" и "Краснодара") захватить лидерство в чемпионате.
Только билетная программа в день игры принесет "Спартаку" более 130 млн руб. (примерно €2 млн). Примечательно, что от своих VIP-болельщиков, располагающихся в 48 ложах на трибуне A (вмещают 659 человек), "Спартак" получит даже больше, чем от всех зрителей трибуны С, рассчитанной почти на 16 тыс. человек: 34,4 млн против 33,6 млн руб. В "Спартаке" полагают, что могли бы заработать в так называемый matchday гораздо больше, если бы встречу в экстренном порядке не перенесли с субботы на пятницу.
Тема переноса была одной из самых обсуждаемых всю неделю, предшествующую матчу. В прошлую пятницу, когда "Спартак" уже вовсю продавал билеты на дерби, было объявлено, что встреча перенесена. Это произошло по инициативе ЦСКА, который мотивировал просьбу тем, что во вторник ему предстоит выездной матч квалификации Лиги чемпионов с португальским "Спортингом". По действовавшему на тот момент регламенту Российского футбольного союза (РФС) перенос был невозможен из-за нехватки времени (не менее чем за десять дней до игры), однако экстренно собравшееся бюро РФС внесло в правила послабления, которые и позволили соблюсти формальности.
Коммерческий директор "Спартака" Александр Атаманенко подтвердил "Ъ", что красно-белых фактически поставили перед фактом переноса матча, не учитывая финансовых потерь клуба как хозяина встречи. Помимо шквала гневных обращений болельщиков, некоторые из которых даже возвращали билеты (клуб обязался компенсировать им расходы), был и более серьезный случай. Как рассказал "Ъ" господин Атаманенко, один из болельщиков арендовал ложу на весь сезон с тем расчетом, чтобы точно посетить именно матч "Спартак"--ЦСКА, однако из-за переноса встречи он не сможет попасть на игру и теперь планирует расторгнуть договор, из-за которого клуб может потерять около 10 млн руб. Кроме того, из-за буднего дня и позднего начала матча "Спартак", очевидно, недополучит доход от двух других (помимо билетов) составляющих matchday — продажи еды и атрибутики. Как пояснил "Ъ" Александр Атаманенко, клуб строит свою работу таким образом, чтобы болельщики как можно больше времени проводили на стадионе (и, соответственно, тратили бы больше денег).
Если бы игра состоялась в субботу, сборы matchday были бы выше, но даже без них доход, который получит "Спартак" от дерби, сопоставим, например, со средним доходом от игрового дня финалиста Лиги чемпионов "Ювентуса". Туринцы, которые в 2011 году открыли близкий по конфигурации и вместимости стадион (42 тыс. зрителей), в прошлом сезоне собирали за matchday в среднем €2 млн (билеты, еда и атрибутика). В пятницу "Спартак" только на билетах заработает аналогичную сумму, которая уже не так далека от лучших европейских образцов. Так, "Челси", "Ливерпуль" и "Манчестер Сити", располагающие схожими по вместимости аренами, в среднем собирали за матч €3,98 млн, €2,8 млн и €2,6 млн соответственно. Однако лидирующему по показателю дохода за матч "Манчестер Юнайтед" удается получать €6,5 млн, учитывая вместимость Old Trafford (76 тыс.) и то, что манчестерцы в прошлом сезоне не выступали в хлебной Лиге чемпионов.