Опубликовано пн, 01/06/2015 - 09:06
Министр спорта России Виталий Мутко заявил 30 мая, что чемпионат мира 2018 года пройдет в прежнем формате. Тем не менее с учетом накалившейся вокруг ФИФА обстановки вероятность того, что у России отберут турнир, все-таки существует. Для страны это станет огромным имиджевым ударом. Но с точки зрения экономики это, может быть, и к лучшему, поскольку позволит сэкономить около 300 млрд руб. бюджетных средств.
Футбольные чиновники продолжают уверять, что чемпионаты мира по футболу будут проведены в России и Катаре. Но количество желающих переиграть это решение растет каждый день. Швейцарская прокуратура ведет соответствующее дело, английские, американские и немецкие журналисты «роют землю», чтобы найти зацепки и доказать факты коррупции при выборе стран — хозяек турниров 2018 и 2022 годов.
Экс-глава УЕФА Леннарт Юханссон уже призвал отдать Англии право на проведение чемпионата мира по футболу 2018 года.
«В Англии мировое первенство не проводилось с 1966 года, а это ведь родина футбола. На Англию стоит обратить внимание, говоря о ЧМ-2018», — цитирует агентство Reuters бывшего футбольного чиновника, забывшего, правда, упомянуть, что в России мировое первенство не проводилось ни разу.
Прецедентов переноса мировых первенств из-за обвинений в коррупции еще не было. Но настрой у борцов за чистоту футбола очень серьезный, поэтому ничего исключать нельзя. Причем по политическим причинам шансов потерять турнир больше у России, чем у Катара, хотя выбор последнего сразу вызвал массу вопросов и организационных проблем. Прежде всего, летом в Катаре очень жарко, и сейчас обсуждается возможность переноса первенства на зиму, против чего возражают ведущие национальные чемпионаты, поскольку им придется из-за этого ломать свой график. Есть также большие нарекания на ужасные условия труда тысяч иностранцев, строящих катарские стадионы. Но Катар — союзник США, а Россия находится в конфронтации с Западом.
«Негатив из-за переноса чемпионата мира из России в другую страну будет связан в основном с политической сферой, а не с экономической. Потому что это будет рассматриваться как победа противников России», — говорит главный экономист БКС Владимир Тихомиров.
А с экономической точки зрения перенос турнира не критичен для нашей страны. «С учетом экономической ситуации это, может быть, даже и к лучшему», — полагает эксперт.
Стадионы, отели и аэропорты
013 году «Программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу» должен был составить 664,115 млрд руб. Из них около 50% — это средства федерального бюджета, 15,3% — региональных бюджетов, остальное — частных инвесторов, которые должны были строить в основном гостиницы и объекты инфраструктуры.
Что получит Россия за эти деньги? Чемпионат планируется провести в 11 городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде, Саранске, Калининграде, Волгограде, Екатеринбурге, Самаре, Сочи и Ростове-на-Дону. В Москве игры будут проходить на двух аренах, одна из которых «Открытие-Арена» уже построена на средства владельца футбольного клуба «Спартак» Леонида Федуна. Большая спортивная арена «Лужники», на которой должен пройти финал, сейчас реконструируется. В Казани и Сочи стадионы уже построены. В Санкт-Петербурге игры будут проходить на арене, уже несколько лет строящейся для ФК «Зенит».
В Екатеринбурге новый стадион строить не будут, а реконструируют стадион «Центральный» (работы планируется начать в июле). В Нижнем, Саранске, Калининграде, Волгограде, Самаре и Ростове-на-Дону возведут арены с нуля.
Во всех городах (кроме Калининграда) стройка уже началась, почти все находятся на стадии сооружения фундамента, отставания от графика нигде нет. В Калининграде строительство планируется начать в июле.
Помимо стадионов предполагается еще построить несколько десятков тренировочных баз. Кроме того, в планах было: капремонт и реконструкция 12 медучреждений, строительство и капремонт четырех десятков объектов водного хозяйства, тепло- и электроэнергетики, реконструкция аэропортов, строительство дорог, линий метро и прочих объектов транспортной инфраструктуры (всего свыше 20 объектов), а также строительство 62 гостиниц и жилых комплексов для команд и болельщиков.
Сокращение расходов
Кризис внес свои коррективы. За последние два года в программу внесено немало изменений. С конца прошлого года правительство активно ищет способы сокращения расходов. Проблем подкинула девальвация рубля, которая, по словам министра спорта Виталия Мутко, увеличила первоначальные сметы на 30–40%.
Чтобы удешевить стадионы, правительство вынуждено было разрешить подрядчикам вносить изменения в госконтракты, а также объявить курс на замещение импортных стройматериалов отечественными.
«Есть задача уложиться в заявленные ранее сметы. Не стоит вопрос о том, получится у нас или нет, никто дополнительных ресурсов нам не даст», — говорил Мутко.
В мае 2015 года была снижена стоимость Программы подготовки к ЧМ-2018. Общая сумма трат составляет теперь 660,628 млрд руб. Расходы федерального и региональных бюджетов снизятся незначительно и составят 335,6 млрд и 101,2 млрд руб. соответственно. Больше всего снизятся расходы юрлиц — на 2,26 млрд руб., до 223,8 млрд руб.
Под нож пошли в основном объекты коммунальной инфраструктуры. Примерно на 700 млн руб. сократили затраты на тренировочные базы.
Впрочем, очевидно, что это сокращение расходов — не последнее.
Уже есть проект очередной корректировки программы — из нее, в частности, предлагается исключить строительство 25 гостиниц, а провести корректировку параметров еще по 23 отелям (например, понизить звездность). Эти «новации» дадут экономию 27 млрд руб. Пока постановление правительства на сей счет не вышло.
Мегапроекты не работают
Международный опыт проведения мировых первенств показывает, что в большинстве случаев происходил определенный рост активности в преддверии чемпионата, но потом следовал спад, отмечает Владимир Тихомиров. Последний чемпионат мира проходил в прошлом году в Бразилии.
Мундиаль оказал фатальное воздействие на бразильскую экономику: если в 2013 году ВВП страны вырос на 2,7%, то в 2014-м — на 0,1%. В этом году будет успехом, если экономика хотя бы не упадет.
В России крупные международные события традиционно используются как повод для того, чтобы организовать гигантскую стройку. Саммит АТЭС во Владивостоке, зимние Олимпийские игры в Сочи, Универсиада в Казани — вот лишь самые громкие примеры подобных мегапроектов.
Один из основных аргументов в пользу мегапроектов — это то, что они дают большой мультипликативный эффект и поддерживают другие отрасли. Но не все эксперты с этим согласны.
Игорь Николаев, директор Института стратегического анализа ФБК, говорит, что совсем не очевидно, что подготовка к чемпионату мира — «это наше спасение». «Доказывается это достаточно просто. Была у нас Олимпиада, был саммит во Владивостоке, еще до санкций и падения цен на нефть. Темпы экономического роста, несмотря на эти мегапроекты, стремились к нулю, а экономика все равно ушла бы в кризис», — полагает он.
Действительно, если посмотреть на темпы роста ВВП, то они в пик подготовки к Олимпиаде постепенно снижались — с 4,5% в 2010 году до 1,3% в 2013-м. В прошлом году, когда непосредственно проходили Игры в Сочи, рост составил 0,6%. Причем даже в первом «олимпийском» квартале, когда еще не действовал фактор санкций и девальвации рубля, ВВП вырос лишь на 0,6, а во втором — на 0,7%.
Невидимая стройка
Безусловно, возведение стадионов, объектов инфраструктуры и гостиниц в нескольких областных центрах России к ЧМ-2018 поддержит стройиндустрию на фоне текущего падения объемов строительства. Но в масштабах страны величина расходов незначительная.
В этом году из федерального бюджета планируется потратить почти 95 млрд руб., из региональных — 24,5 млрд руб., частники должны вложить еще 27,6 млрд руб. Итого получается 147 млрд. Между тем за первые четыре месяца этого года объем работ в строительстве, по данным Росстата, 1,3 трлн руб. В одном только апреле показатель составил 391,7 млрд руб.
«Футбольная» стройка в силу своих ограниченных масштабов пока никак особо не помогла вытянуть весь стройкомплекс. За четыре месяца объем работ сократился на 4,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Резко просело и производство базовых стройматериалов, которые уже должны использоваться на сооружении стадионов и других объектов. Выпуск цемента за четыре месяца снизился на 8,4%, товарного бетона — на 13,8%. И это несмотря на то, что жилищное строительство все еще бьет рекорды — плюс 28,4% за январь — апрель.
Облегчение для бюджета
С точки зрения бюджетов (как федерального, так и регионального) в условиях падения цен на нефть и рецессии — чем меньше расходов, тем лучше. Напомним, что дефицит федерального бюджета в этом году составит 2,675 трлн руб., или 3,7% ВВП. По предварительной оценке Минфина, дефицит за январь — апрель 2015 года составил 995,79 млрд руб.
Покрывать дефицит предполагается за счет средств Резервного фонда. Если нефть не вырастет до $70–80 за баррель, то уже в следующем году от 4 трлн руб. (по состоянию на 1 мая 2015 года) ничего не останется.
Регионы на фоне сокращения доходной базы вообще погружаются в долговую яму. По данным Минфина, на начало 2015 года суммарная задолженность субъектов Федерации превысила 2,4 трлн руб.
Владимир Тихомиров полагает, что перенос ЧМ-2018 в другую страну сэкономит бюджетные деньги и позволит их потратить на более актуальные цели.
«У правительства будет намного больше ресурсов для маневрирования в кризисной ситуации, особенно если кризис будет продолжаться не один год, соответственно, будет требоваться больше помощи от государства», — отмечает он. Минэкономразвития прогнозирует, что рецессия закончится в этом году (ВВП упадет на 2,8%), а в следующем уже начнется рост. Но многие эксперты считают, что кризис продлится и в 2016 году, а потом будет несколько лет стагнации. Экс-министр финансов Алексей Кудрин предрек России «пять тощих лет».
Игорь Николаев говорит, что если нас лишат ЧМ, то все будет зависеть от того, как «правительство распорядится этими деньгами и что будут делать с теми проектами, которые уже строятся».
Впрочем, пока об этом говорить преждевременно, и плана «Б» на случай провала никто не готовит.