Опубликовано вт, 08/11/2016 - 10:16
Американская лига постоянно расширяется, за франшизы платят огромные суммы, но каждый сезон приносит убыток в 100 миллионов долларов.
В России недолюбливают чемпионат Америки, хотя у РФПЛ схожие минусы: главным русским звездам под 40 лет, нет скорости, странная организация лиги и турнира. Одним из жирных минусов американского турнира называют неокупаемость – в 2014 году заместитель комиссара MLS Марк Эбботт сказал, что каждый год организация теряет 100 миллионов долларов или больше. В спорах о том, как страдает региональный бюджет Самарской, Свердловской, Пермской и других областей от содержания бесполезных с рыночной точки зрения команд, сорваны сотни глоток.
В мире нет ни одного клуба, который получал бы прибыль регулярно: например, в октябре-2015 «Манчестер Сити» задекларировал профит в размере 14,3 миллиона евро – «горожане» заработали впервые с 2008 года. 12 сентября 2016-го «МЮ» рассказал о доходе в 608 миллионов евро – это рекорд для английских клубов, но при этом долг манкунианцев вырос на 2%.
Крупные компании все равно инвестируют в футбол по всему миру. Это вклады без расчета на возврат денег – инвесторы платят за возможность прилепить свой логотип рядом с бэйджем «Реала», чтобы это увидели миллионы мадридский фанатов и потенциальных клиентов из Китая и ЮАР.
В итоге футбол – более или менее меценатское занятие везде. На нем невозможно заработать и на фондовом рынке: по исследованиям экономистов, рост акций клубов, вышедших на биржу, с 1996 по 2009 годы составил в среднем жалкие 3,66%.
«Мы должны быть в ситуации, когда наши клубы зарабатывают и не теряют деньги, чтобы продолжать инвестиции в футбол как бизнес и улучшать качество игры, команды, поддержку фанатов, и в конечном итоге мы добьемся этого», – сказал комиссар MLS Дон Гарбер в марте 2015-го.
Чтобы добиться поставленной цели, лига пользуется довольно стандартными инструментами, но выжимает их до последней капли.
Главные источники дохода MLS (у лиги общая казна, из которой деньги в равных долях распределяются между командами) – это зрители на стадионах и у телевизоров. Продажа билетов приносит MLS порядка 120 миллионов долларов ежегодно, 30% проходок распространяется в виде рекламной продукции – в качестве призов в конкурсах на радио, например. При этом посещаемость чемпионата в 2016-м составила 7,3 миллиона человек без учета плей-офф. Для сравнения: на матчи АПЛ в прошлом сезоне сходили 13,8 миллионов человек, на РФПЛ – 2,6 миллиона человек. У телевизоров с каналами FOX и ESPN зрители тоже смотрят соккер: 90 миллионов баксов ежегодно платят бродкастеры в казну MLS.
Спонсоры дают MLS около 68 миллионов долларов в год. У лиги есть 18 компаний, самые крупные сделки заключены с adidas (25 млн долларов в год), Heineken (10 млн в год), Audi (2,5 млн в год). При этом около трети всей спонсорской поддержки производится в натуральной форме: Audi предоставляет служебные машины, Heineken обеспечивает бесплатные напитки, adidas – атрибутику.
Торговля приносит MLS порядка 48 миллионов баксов ежегодно, а трансферы – 7 миллионов.
В статье расходов есть четыре основных пункта: контракты игроков (минус 150 миллионов в год), академии (20 миллионов в год), функционирование стадионов (145 миллионов за 363 игры сезона), контракты руководителей лиги, тренеров, селекционеров, врачей и прочих сотрудников клубов (57 миллионов в год).
В целом, выходит сумма от 100 до 130 миллионов долларов убытка в год – примерно по 6 миллионов долларов у каждого клуба.
У MLS есть только один способ спастись от долговой клоаки – лига продает франшизы за бешеные деньги.
«Лос-Анджелес» заплатил 110 миллионов за право участие в турнире. «Нью-Йорк Сити» – 100 миллионов. «Орландо» и «Атланта» – по 70 миллионов. Очень богатые люди вкладываются в франшизы ради очень дорогой рекламы – пока не более того. Но за их средства MLS покрывает долги прошлых клубов. А когда придут новые команды (лига постоянно расширяется), то их деньги пойдут на закрытие долгов «ЛА» и других новичков – получается финансовая пирамида.
Но зрительская аудитория растет – за последние десять лет количество аудитории на трибунах неизменно перло вверх. А каждый новый контракт с бродкастерами становится рекордным. То есть, лига постепенно движется если не к заработку, то к выходу в ноль.
Начало 30-х годов станет для MLS ключевым этапом. Расширение лиги распланировано до сезона-2020 – в лиге будет 24 команды в двух конференциях, но боссы обещали, что этим не ограничатся. В 2023-м буде заключена новая сделка с бродкастерами. В 2026-м или 2022-м США надеется провести чемпионат мира (мало ли сумасшествие в Катаре все-таки сорвется). Если с помощью хайпа вокруг мундиаля и новой сделки с каналами Гарбер не начнет зарабатывать без продажи франишиз, то останется дожидаться, когда его пирамида развалится.
Артем Мазилкин
http://www.eurosport.ru/football/mls/2016/story_sto5932988.shtml