Опубликовано ср, 19/08/2015 - 10:16
SD: Мы советуем обратить внимание читателей на предложения по реорганизации существующих систем детского футбола и профессиональных соревнвований в России, которую на страницах sovsport.ru предлагает Владимир Овсянников. Мы отдаем себе отчет в том, что футбол в нашей стране продается незаслуженно плохо и тем самым уступает в конкурентной борьбе другим видам спорта все заметнее. Безусловно, предлагаемые предложения - это темы для дискуссий. Насколько они будут востребованы, насколько они заинтересуют общественность и экспертное сообщество - покажет время. Пока не закончились летние каникулы, полезно пошевелить мозгами и немного подумать.
Как реорганизовать российский футбол. Часть 1. Структура проведения соревнований
Предлагаю новую схему проведения соревнований в профессиональном футболе.
Преимущества моего проекта перед нынешним.
-
Проведение соревнований в двух группах во всех лигах позволит сократить количество матчей при том же количестве участвующих команд, что позволит заканчивать осеннюю часть на одну неделю раньше.
-
Вместо 8 матчей команд из верхней части таблицы с аутсайдерами будут проводиться семь матчей между командами первой восьмерки.
-
Проведение матчей на нейтральном поле между лидерами будет хорошей рекламой футбола в городах, где нет команд в РФПЛ.
-
Проведение соревнования во 2 лиге по системе весна-осень позволит играть на хороших натуральных полях при небольших затратах.
-
Проведение квалификационного турнира на участие в ЛЕ даст шанс командам со средним бюджетом пробиться в Европу и ликвидирует «болото» середины таблицы.
Как реформировать российский футбол. Часть 2. Спортивный капитал
Во второй части хотел остановиться на системе финансирования клубов, но два события заставили остановиться на реорганизации детского спорта на примере футбола.
Первое событие – это подписание договора РФС с немецким футбольным союзом о сотрудничестве, из которого можно сделать вывод, что после скитаний по голландским и итальянским тропам, Мутко решил вести – немецкими. Но мы то, знаем, чем заканчиваются такие путешествия по чужим дорогам, на опыте страны, которую пытались вести по европейскому примеру, потом – китайскому, а в результате пришли непонятно куда с неопределенными направлениями в будущем.
Второе событие – интервью Гранта, где этот опытный специалист затронул тему развития российского футбола. А вот эта фраза:
«Придумывайте что-то свое! Все великие дела решаются только теми, кто понимает, что надо не копировать чужих, а делать то, что нужно им самим. Что уникально и неповторимо. Германия в начале 2000-х решила не просто изменить сборную, а изменить стиль игры на всех уровнях – от академий до национальной команды. Там пришли к выводу, что больше не нужна команда Шварценеггеров, а требуется хороший футбол. Даже Исландия придумала свое! Это непросто, и Россия нуждается в креативе»,
заставила меня пересмотреть свое мнение, что надо идти чьим-то путем. Я пришел к выводу, что надо искать что-то новое, учитывая систему управления страной и ее успешные проекты.
И так, что нужно нам и на словах им, т.е. футбольным управителям, самим? Нам нужен интересный футбол, который демонстрируют команды, в которых играют в основном российские футболисты и как следствие этого, тренер сборной имеет большой выбор квалифицированных игроков для создания сильной сборной. Сейчас для сборной игроков, могущих решить эти желания, не хватает, поэтому государство берется за решение этой проблемы, отправив в самое пекло своего самого успешного спортивного менеджера.
Далее, на основе приведенной схемы, посмотрим, как сейчас происходит организация и финансирование детского спорта:
из которой виден тот извилистый и долгий путь к народу. Вот сравнительная статистика с образцовой Германией, на чей путь хочет нас направить Мутко, по количеству чиновников, стоящих на этом пути:
Официальных лиц (функционеров, агентов, арбитров и др.):
В Германии: 159,1 тыс. (по одному на 39 зарегистрированных футболистов).
В России: 259,8 тыс. (по одному на 3 зарегистрированных футболистов).
Т. е. получается, что у нас в 13 раз ниже эффективность работы функционеров, чем в Германии. Ужас. Я уже писал в своей заметке http://www.sovsport.ru/blogs/blog/bmessage-item/38375 какую сумму денег, пожираемую чиновниками можно сэкономить, если сделать эффективность их работы близкой к немецкой. Для этого надо значительно уменьшить объем работы, который они взяли на себя и передать его людям, для которых они якобы трудятся. Не надо за нас решать, куда и как отдавать детей, а надо обеспечить конкурентную среду детского спорта, а мы уж потом сами разберемся.
Программа развития детского спорта – очень долгосрочная, результаты которой получаются через много лет, поэтому за разработку и выполнения с радостью берутся все кому не лень, сиди в кабинете, протирай штанишки, инструкции сочиняй, деньги распределяй, о себе, любимом, не забывай. Спрашивать придут не скоро, да и могут вообще не прийти, потому что спрашивателей могут сменить на таком долгом пути исполнения программы, в связи с новым вектором развития, поэтому и отвечать за свои деяния не придется.
Вспомнив всевозможные потуги государственной власти в решении существующих проблем через многочисленные программы в разных областях жизнедеятельности, понял, что только две - привели к положительному результату, который видно без сфабрикованных цифр (почитайте программы развития спорта, там каждый год растет среднее количество денег, выделяемых на человека для занятия спортом, но я, занимаясь много лет, не сумел почувствовать, что это действительно происходит) и ощутил на себе.
Первый положительный результат дала реформа системы энергоснабжения. Я 10 лет бегал по инстанциям, чтобы в мой дом в деревне провели электричество, мне все обещали, документы все новые требовали, потому что пока я собирал одни, правила менялись, и нужно было собирать другие.
И вот разделили энергетическую компанию на три, одна вырабатывает, вторая поставляет, а третья продает. Которую поставляет, обязали в течение месяца рассматривать документы, а потом проводить электролинию к объекту, а дальше вся работа по организации проводки к дому и в доме ложится на заказчика, причем проверяют соответствие инструкциям проводку только до дома, а внутри делай, как хочешь. Сразу на рынке образовалось много компаний, которые стали этим заниматься. И все, в течение двух месяцев я получил «лампочку Ильича» в доме.
Второй положительный результат дала программа повышения рождаемости. Ввели материнский капитал, которым родители сами распоряжаются и на улицах увеличилось количество дам в интересном положении и с колясками, что сразу бросилось в глаза. Параллельно увеличили количество детских садов. И все проблема начала решаться. А если бы увеличили сумму капитала и позволили ее использовать для оплаты детских садов, то образовалось бы много частных, которые в равных условия конкурировали с государственными, где уровень обслуживания низкий и все зависит от заведующих, их степени приближенности к чиновникам образования, то эффект был бы еще больший.
Вот на базе этих двух программ с положительным результатом я и предлагаю креативную систему организации детского спорта, введя спортивный детский капитал (его можно применить и для людей старшего возраста, о которых на словах, так пекутся наши руководители). Для того, чтобы такая система работала надо четко разделить зоны деятельности государства, спортивных секций и родителей по примеру выше описанных программ.
Главная задача при распределении зон деятельности - сделать работу секций, финансируемых государством через спортивный капитал, независимыми финансово и организационно от функционеров различный организаций, оставив за государством контроль целевого использования спортивного капитала.
Для этого надо выполнить следующие мероприятия:
– предоставить возможность организации частных спортивных секций с наименьшим количеством предоставляемых документов и с простой формой отчетности, которой может обучиться за короткое время, гражданин, решивший ее организовать,
- создать равные финансовые возможности для образующихся секций, чтобы они могли конкурировать с уже организованными государственными и частными секциями, которые получают субсидии по степени приближенности к чиновникам, распределяющих их. Для этого надо ликвидировать функцию распределения государственных средств у чиновников, и передать эти средства в фонд спортивного капитала, люди сами разберутся, где будет комфортно их детям заниматься спортом. Так же необходимо предоставлять равные условия для использования секциями стадионов, инвентаря и т.д., находящихся в государственной собственности. Материальную помощь секции могут получать только из негосударственных источников,
- разработать программу с минимальным количеством часов, обязательную для выполнения тренерами при занятии детьми определенным видом спорта. Это позволит специалистам изучать новые методики и использовать их при обучении. Необходимо определить количество часов занятий и соревнований, которые должна предоставить секция за спортивный капитал. Контроль за равноучастием детей в мероприятиях осуществляют родители,
- главным критерием оценки деятельности секций должно быть количество занимающихся и мнение родителей. Качество работы оценивать по количеству детей, прозанимавшихся в секции не менее года и вышедших в профессиональный спорт. За подготовку таких спортсменов надо разработать прозрачную систему материального вознаграждения, с четким определением, сколько, откуда и за какой уровень достигнутых результатов воспитанников будут получать секции деньги. Для этого надо создать электронную базу занимающихся и секций, чтобы можно было проследить весь спортивный путь спортсмена,
- государство должно составить список видов спорта, на которые можно тратить спортивный капитал. В случае приоритетного развития каких- либо видов спорта государство имеет возможность увеличивать спортивный капитал для использования в этих видах. Регионы могут увеличивать сумму капитала, что позволит им развивать подходящий и популярный у них вид спорта, не бегая по верхним эшелонам власти с протянутой рукой,
- нормативные документы для данной программы должны соответствовать, поставленным выше задачам.
Конечно, моя программа имеет тезисно-лозунговый вид, но идея имеет право на жизнь.
Выполнений программы «Спортивный капитал» позволит ликвидировать паразитирующую прослойку функционеров, создать конкурентную среду в сфере спортивных услуг и подтолкнуть родителей к привлечению детей к спорту и главное, позволит каждому гражданину страны четко знать, не по отчетам о проделанной работе, а по получаемой сумме спортивного капитала, что он не зря платит налоги.
Владимир Овсянников