Опубликовано чт, 22/04/2010 - 11:02
В связи с введением новой главы 54.1, посвященной особенностям регулирования труда спортсменов и тренеров в Трудовой Кодекс РФ, регулирование труда тренеров стало более детальным. Вместе с тем остаются определенные вопросы, связанные с регулированием отношений, возникающих между тренером и работодателем.
Одним из таких является вопрос о правовом статусе тренера как педагогического работника и является ли вообще тренер педагогическим работником? Данный вопрос имеет значение не только для теории, но и для практики, поскольку в случае положительного ответа на поставленный вопрос, на тренера будут распространяться нормы связанные с дополнительными гарантиями и компенсациями с одной стороны и определенными ограничениями с другой.
Определение понятия тренер содержится в ст. 2 Федерального Закона от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Согласно, этой статье, тренер - физическое лицо, имеющее соответствующее среднее профессиональное образование или высшее профессиональное образование и осуществляющее проведение со спортсменами учебно-тренировочных мероприятий, а также осуществляющее руководство их состязательной деятельностью для достижения спортивных результатов.
Кроме того, определение понятия тренера, как работника, содержится в ст. 348.1 ТК РФ, которая определяет тренеров как работников, чья трудовая функция состоит в проведении со спортсменами учебно-тренировочных мероприятий и осуществлении руководства состязательной деятельностью спортсменов для достижения спортивных результатов.
Как мы видим, Трудовой Кодекс не содержит такого важного признака тренера, как наличие специального образования.
Вопрос об образовании тренера не разрешен на законодательном уровне. Не совсем понятно, каким оно должно быть? Понятно, что тренер, должен разбираться в приемах подготовки спортсменов к соревнованиям в том или ином виде спорта, его правилах, запрещенных к использованию методик подготовки (в частности запрещенных к употреблению спортсменами препаратов) и т.д. Но должен ли он обладать педагогическими навыками? Ведь спортсмен, достигая определенного возраста может сам становиться тренером, должен ли он в таком случае получить дополнительное образование? Или достаточно разбираться только в избранном им виде спорта? Чтобы ответить на эти вопросы рассмотрим особенности трудовой деятельности тренеров.
Тренер, в процессе своей деятельности воздействует на личность спортсмена, он должен вызывать доверие у спортсмена, чтобы у последнего не возникало желание искать другого наставника, а уж тем более прекращать свои спортивные тренировки (все это может привести к ухудшению спортивных результатов спортсмена). Причем на то, что деятельность тренера носит педагогический характер не должен влиять факт узкой направленности деятельности тренера, поскольку тренер руководит только спортивными тренировками спортсмена, поскольку нет педагога, который влияет на всю личность в целом, − все педагоги ограничены той либо иной сферой влияния на человека.
Тренер должен сформировать личность своего подопечного, в процессе осуществления своей деятельности, не выходя при этом за рамки моральных и этических норм. Результаты деятельности тренера должны соответствовать образовательным стандартам, эти результаты можно оценить только косвенным путем, − наблюдая за достижениями спортсмена.
Деятельность тренера начинается задолго до осуществления занятий по подготовке спортсмена. Он должен быть способен оценить возможности лица в сфере спорта. Тренер должен уметь набирать учеников (спортсменов). агитировать за занятие тем или иным видом спорта.
Чтобы быть хорошим тренером, надо быть неплохим спортсменом, надо самому поддерживать себя в хорошей форме. Вместе с тем, отличный спортсмен, после ухода из спорта, не всегда может стать отличным тренером. Для этого необходимо обладать рядом черт: владеть определенными знаниями в сфере организации тренировочного процесса, знать физиологию, психологию, основы медицины. Со всем этим спортсмен уже сталкивался, когда сам готовился к соревнованиям, однако он не обладает всем набором необходимых навыков. Ведь все люди, и спортсмены не являются, исключениями являются индивидуальными, а, следовательно, требуют индивидуального подхода, поэтому то, что было хорошо для данного спортсмена, который становится тренером, необязательно будет хорошо для того, кого он взялся тренировать. Именно поэтому законодательство предусматривает требование к специальному образованию тренера. Известная олимпийская чемпионка Ирина Роднина на встрече со слушателями Дипломатической академии МИД России отмечала, как недостаточно в нашей стране хороших, профессиональных тренеров.
К сожалению, действующее законодательство не содержит ни определения «педагогического работника», ни «педагогической деятельности».
В толковом словаре В. Даля содержится определение понятия «педагогика» −наука о воспитании и обучении молодежи, а под педагогом понимается человек, посвятивший себя этому предмету. Т.е. педагог – это человек, который занимается воспитанием и обучением молодежи.
Бриллиантова Н.А. и Архипов В.В. на основе анализа Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" предлагают следующее определение: «под педагогической деятельностью следует понимать деятельность работников образовательных учреждений, непосредственно связанных с обучением и (или) воспитанием российских граждан и иных лиц»1 . На наш взгляд, данное определение достаточно точное и емкое для определения педагогической деятельности. На его основе мы можем сформулировать следующее определение педагогического работника: педагогический работник – это лицо, обладающее необходимым образовательным цензом, а также соответствующее иным обязательным требованиям, установленных законодательством РФ, другими нормативными актами, содержащими нормы трудового права, а также нравственным нормам общества, трудовая функция которых состоит в осуществлении образовательного процесса и (или) воспитании российских граждан и иных лиц. Введение такого признака педагогического работника как соответствие нравственным нормам общества, конечно является спорным, поскольку не имеет четкого критерия, но с другой стороны, само законодательство говорит, о том, что лица, которые выполняют воспитательные функции должны соблюдать моральные устои общества.
Впервые только ТК РФ 2001 г. предусмотрел особенности регулирования труда педагогических работников, ранее в КЗоТ 1971 г. было лишь положение о дополнительном основании прекращения трудового договора (п. 3 ст. 254 КЗоТ 1971 г.): совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы.
Факторами дифференциации, по которым тренеры и педагогические работники выделяются в отдельную группу, является специфика труда в двух данных отраслях (сфере спорта и педагогической сфере),− и та, и другая сфера очень важны для нормального функционирования российского общества. Конечно, сфера спорта не носит столь всеобъемлющего значения для населения как сфере образования, поскольку, к сожалению, не всем спорт интересен и не все считают его необходимым элементом нормального функционирования общества, в отличие от образования. Вместе с тем, именно достижения спортсменов в какой-то степени влияют на престиж государства. Очень часто спортивные соревнования приобретают политический характер (для этого можно ознакомиться с историей возрожденных Олимпийских Игр). Кроме профессионального спорта должен быть хорошо развит и любительский спорт. Таким образом, можно сказать, что результат труда педагогических работников – это мозг нашей страны; а результат тренерской работы – это тело страны. Именно поэтому необходимо дифференцировать правовое регулирование труда и тренеров и педагогических работников. Однако проводя такую дифференциацию, на наш взгляд, законодатель не учел всей специфики работы тренера, не относя прямо спортивного тренера к категории педагогического работника, но на подзаконном уровне тренер рассматривается именно как педагогический работник.
Например, в Постановлении Правительства РФ от 03.04.2003 №191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» упоминаются тренеры-преподаватели образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля, кроме того в отдельную группу педагогических работников выделяются руководители физического воспитания образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования.
Представляется, что законодатель должен разрешить данный вопрос окончательно, не допуская коллизий в правовом регулировании трудовой деятельности тренеров.
В частности, на наш взгляд, существенным является вопрос, может ли в качестве тренера выступать лицо, которое не может допускать к осуществлению педагогической деятельности (напр., если лицо лишено заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; или лицо, имеющее определенное заболевание и т.п.)? Должен ли тренер проходить аттестацию, о которой говориться в ч. 5 ст. 332 ТК РФ?
Законодателю следует выработать четкую классификацию всех тренеров, причем каждой группе такой классификации должны быть присущи определенные особенности с точки зрения правового регулирования. В качестве критериев классификации тренеров можно выделять возрастной критерий спортсменов (тренер, работающий с лицами, не достигшими 18 лет и с совершеннолетними спортсменами), количественный критерий спортсменов (личный или командный тренер), самой программы подготовки (специальные школы со спортивным уклоном, общеобразовательные школы, индивидуальные тренировки и т.д.), есть и другие критерии, например, на основе приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.05.2008 г. №225н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников физической культуры и спорта» можно разделить тренеров не только по квалификационным группам, но и выполняемых тренерами функций (например, тренер-врач).
Для всех групп тренеров, которые будут рассматриваться в качестве педагогических работников должны быть установлены дополнительные права, обязанности, гарантии и компенсации:
Тренерам должен предоставляться не только ежегодный дополнительный отпуск, но и ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, по аналогии с педагогическими работниками.
На тренеров следует распространять нормы ст. 336 ТК РФ о дополнительном основании прекращения трудового договора.
Для тренеров должны быть установлены такие же ограничения на занятия педагогической деятельностью, которые предусмотрены для педагогических работников (ст. 331 ТК РФ).
Отметим, что на наш взгляд только одна категория тренеров не может рассматриваться в качестве педагогических работников, а именно тренеров, которые работают с совершеннолетними спортсменами, вне зависимости от того, осуществляются ли индивидуальные или коллективные тренировки. Шевченко О.А. не разделяет подход, согласно которому, следует рассматривать в качестве педагогов только тренеров, которые работают с несовершеннолетними спортсменами, поскольку «признание тренера педагогическим работником не только во многом улучшит положение как спортсменов, так и самих тренеров, предоставит последним дополнительные правовые гарантии, но и наделит их специальной юридической ответственностью»2 .
Кроме вопроса о распространении на тренеров правовых норм о педагогических работниках, содержащихся в главе 52 ТК РФ, возникает и ряд других вопросов, например, можно ли увольнять тренера по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ: совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы?
На наш взгляд на практике вопрос будет решаться исходя из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. №2 (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 №63) «О применении судами Трудового Кодекса Российской Федерации». В п. 46 данного Постановления указано, что при рассмотрении дел о восстановлении на работе лиц, трудовой договор с которыми прекращен в связи с совершением ими аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы (пункт 8 части первой статьи 81 ТК РФ), судам следует исходить из того, что по этому основанию допускается увольнение только тех работников, которые занимаются воспитательной деятельностью, например учителей, преподавателей учебных заведений, мастеров производственного обучения, воспитателей детских учреждений, и независимо от того, где совершен аморальный проступок: по месту работы или в быту.
Таким образом, к определенным категориям тренеров данное положение будет применимо, в случае осуществления им воспитательной функции. Например, в Постановлении Министерства труда РФ от 22.01.1993 г. №8 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников физической культуры и спорта Российской Федерации», говорится, что старший тренер-преподаватель по спорту среди прочих функций осуществляет набор в спортивную школу, секцию, группу спортивной и оздоровительной направленности лиц, желающих заниматься физической культурой и спортом и не имеющих медицинских противопоказаний, ведет с ними учебно-тренировочную и воспитательную работу, проводит отбор и спортивную ориентацию наиболее перспективных для дальнейшего спортивного совершенствования детей и подростков. Подобные обязанности закреплены и для тренера-преподавателя. В ряде случаев нельзя говорить о воспитательной функции тренеров. Например, для тренеров взрослых команд или совершеннолетних спортсменов. Опять же встает вопрос о необходимости дать четкую классификацию тренеров именно с точки зрения их социальной роли.
Без сомнения, тренера нельзя полностью отождествлять с педагогическим работником, у него есть своя специфика деятельности, в данном случае законодателю необходимо лишь заимствовать ряд норм, регулирующих деятельность педагогических работников и распространить их на деятельность тренеров.
Выводы.
Кратко подведем итоги всему вышесказанному:
Трудовая функция ряда тренеров имеет ярко выраженный педагогический характер. Можно даже отметить, что тренер – это, в ряде случаев, частный случай педагогического работника. К сожалению, такой вывод трудно выявить, основываясь только на правовом регулировании. Данный вывод основан как на правовом поле, так и на социальной роли тренера в обществе, на его функциях, которые он выполняет наряду с подготовкой спортсмена к соревнованию. Он формирует личность спортсмена, молодым спортсменам он помогает социализироваться в нашем обществе. Хотя на подзаконном уровне ряд работников-тренеров прямо отнесен к педагогическим работникам;
На законодательном уровне отсутствует четкое разграничение тренеров по группам, что свидетельствует о недостатках дифференцирования правового регулирования в рамках трудового законодательства. В качестве критериев дифференциации тренеров по группам можно избрать возрастной критерий спортсменов, целевой характер подготовки спортсменов (например, для достижения определенных высоких результатов или это любительские занятия спортом), командный или индивидуальный вид спорта и т.п.
Классифицируя тренеров по разрядам необходимо учитывать устоявшееся подзаконное регулирование данного вопроса. Необходимо включать особенности регулирования труда тренеров только в одну главу Трудового Кодекса, с целью избежания возможных коллизий (например, если на ряд категорий тренеров распространить нормы о педагогических работниках, то неизбежно тренеры подпадают под регулирование двух глав сразу (Главы 52 и 54.1 ТК РФ)). Таким образом на тренеров не следует распространять нормы Главы 52 ТК РФ, нужно только некоторые нормы ее глав распространить на тренеров, чья деятельность носит ярко выраженный педагогический характер.
В данном случае может встать такой вопрос: есть педагогический работник в смысле Главы 52 ТК РФ, есть педагогический работник, являющийся тренером, на которого распространяются нормы Главы 52 ТК РФ и Главы 54.1 ТК РФ. Таким образом, получается различные права, обязанности, гарантии и компенсации для этих двух категорий работников. На самом деле дифференциация существует и в рамках регулирования труда педагогических работников, она складывается и закрепляется на подзаконном уровне (например, разным категориям педагогических работников предоставляются различные ежегодные основные удлиненные оплачиваемые отпуска). Применительно к тренерам подход к дифференцированному регулированию будет решен на законодательном уровне. Это позволит снять те проблемные вопросы, о которых говорилось в настоящей работе.
Александр Базыкин
Аспирант МГЮА