Опубликовано чт, 13/08/2015 - 11:10
Вчера одной из главных спортивных новостей дня в США стало открытие в Чикаго судебного процесса с участием Майкла Джордана. Господин Джордан, шестикратный чемпион НБА, пятикратный обладатель приза лучшему игроку лиги и множества других ее призов, двукратный олимпийский чемпион, является, по мнению большинства экспертов, сильнейшим игроком в истории своего вида спорта. Кроме того, он, несомненно, является самым богатым баскетболистом в истории. В этом году Forbes оценил состояние господина Джордана, завершившего карьеру 12 лет назад, в $1 млрд.
Ответчик в процессе куда менее известен. Это — относительно небольшая и уже не существующая торговая сеть Dominick`s Finer Foods. Претензии к ней Майкла Джордана связаны с довольно давним случаем. В 2009 году компания опубликовала в издании Sports Illustrated поздравление господину Джордану с принятием в Зал славы баскетбола. Проблема заключалась в том, что поздравление было написано на привычном американцам скидочном двухдолларовом купоне на стейк. Майкл Джордан посчитал это незаконным использованием своего имени в рекламных целях. Ранее суд согласился с таким определением.
Ажиотаж вокруг начавшегося в Чикаго процесса связан с тем, что он должен определить стоимость ущерба, который Dominick`s нанесла Майклу Джордану, а следовательно, по существу, стоимость самого бренда "Майкл Джордан". Сам господин Джордан выразил твердое намерение защищать его.
О том, что этот бренд является одним из самых привлекательных в мире, до сих пор можно было предполагать исключительно по стоимости рекламных контрактов. Майкл Джордан в клубе "Чикаго Буллс" ближе к концу 1990-х зарабатывал по контракту более $30 млн в год. Однако именно миллиардером его сделали не чисто спортивные, а рекламные доходы.
По количеству рекламных контрактов он был безусловным рекордсменом среди спортсменов. Список коммерческих партнеров Майкла Джордана состоит из дюжины компаний, среди которых такие крупные, как Coca-Cola, Gatorade, Wheaties. Но наиболее плодотворным было его сотрудничество с Nike, разработавшей популярнейшую модель кроссовок Air Jordan. Если в начале карьеры в НБА оно приносило Майклу Джордану около $500 тыс. ежегодно, то впоследствии, как утверждают источники, отчисления выросли до $60 млн. В этом нет ничего странного, учитывая, насколько выгодно партнерство самой Nike. Согласно данным Forbes, доходы компании от продажи продукции под брендом Jordan составляют примерно $1 млрд в год.
Ожидается, что на чикагском процессе 52-летнему Майклу Джордану, который сейчас является владельцем клуба НБА "Шарлотт Бобкэтс", будут заданы вопросы, касающиеся стоимости его рекламных контрактов. С их помощью суд попытается оценить стоимость его персонального бренда.
Тема спонсорских договоров Майкла Джордана появилась уже в первый день процесса. При отборе присяжных, чтобы проверить их беспристрастность, от кандидатов потребовали ответить на вопрос, считают ли они господина Джордана своим идолом. Один сказал, что когда-то боготворил его. Адвокат заметил, что это не может служить доказательством его пристрастности, обратив внимание на то, что, например, он обут в обувь не от Nike. Судья Джон Блейки после этого порекомендовал проверить, что на кандидате еще надето — в конце концов Майкл Джордан много чего рекламировал. "Ну, допустим, надо проверить, нет ли на нем продукции Hanes",— улыбнулся судья, упомянув марку нижнего белья, тоже прочно ассоциирующуюся с господином Джорданом.