Опубликовано пн, 15/06/2015 - 11:54
Когда через несколько дней после выигранных выборов Йозеф Блаттер объявил об уходе с поста президента FIFA, за сердце схватились даже старушки во дворах. Представители российской власти уверяют, что чемпионат мира 2018 года у нас никто не отнимет, скорее всего, так оно и будет. Во-первых, никогда в истории такого не случалось. Во-вторых, кому это вообще нужно: бюджет FIFA распределен на семь лет подготовки к ЧМ, четыре из них уже прошли, и, даже если предположить, что чемпионат нам достался нечестно, организация вряд ли захочет фиксировать огромные убытки и за три оставшихся года готовить мероприятие с нуля в другом месте. Это значит, что стройка века продолжится. В 11 городах России появятся стадионы на 35 тыс. зрителей и более, построенные по последним международным стандартам, новые дороги, аэропорты и вокзалы.
Первоначально правительство предполагало, что наши затраты на организацию чемпионата составят около 664 млрд руб., половина будет выделена из федерального бюджета, а вторая поступит от региональных властей и частых инвесторов. В январе глава Минспорта Виталий Мутко сообщил, что расходы на проведение чемпионата сократятся на 10%, однако уже в апреле ведомство предложило сэкономить только 27 млрд руб., принадлежащих в основном инвесторам. Объем бюджетных вложений пока неизменен. Таким образом, по сегодняшним прикидкам ЧМ 2018 года обойдется России примерно в 638 млрд руб.
Сокращение расходов не скажется на строительстве стадионов и мало повлияет на возведение транспортной инфраструктуры, чего нельзя сказать об инфраструктуре туристической. Под ударом окажется именно строительство гостиниц: уже объявлено о закрытии 25 из 63 проектов. Дело в том, что затраты на постройку практически всего спортивного и транспортного ложатся на федеральный бюджет, а вот отели как раз одна из отраслей, которые, как рассказал Виталий Мутко, реализуются в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП). Двузначные показатели инфляции, которые вряд ли изменятся в ближайшее время, и экономическая ситуация в целом плохо сказываются на проектах в рамках ГЧП.
Известно, что строители многих объектов в Сочи до сих пор латают дыры в балансах, и вкладывать средства в новую инфраструктуру инвесторы не спешат. В частности, один из крупных девелоперов, выступавший инвестором в Сочи, "Галс-Девелопмент" (строительство гостиницы "Камелия"), инфраструктуру к чемпионату мира в бизнес-план не внес.
Так или иначе, даже если речь не идет о быстрой окупаемости, вопрос об эксплуатации объектов ЧМ-2018 после матчей остается буквально стратегическим. Пессимистов немало и в спортивной среде. Недавно главный тренер московского ФК ЦСКА Леонид Слуцкий засомневался, что новым стадионам найдется достойное применение в будущем, и даже выразил опасение, что "сначала деньги потратятся на строительство, потом — на разбирание всех этих объектов". Возможно, до "разбирания" и не дойдет, но, если речь идет о продолжении футбольного использования арен после чемпионата, вряд ли оно имеет большие перспективы при нынешних показателях заполняемости трибун в России. Хотя чемпионат как раз дает шанс, что болельщики наконец начнут ходить на футбол.
Спортивное наследство
Если говорить об опыте использования "наследия" крупных мероприятий, которые проводились в России за последние годы, самым успешным, скорее всего, будет Сочи. Все спортивные объекты в Сочи так или иначе используются: там хоккейная команда "Сочи" тренируется, здесь чемпионат по керлингу среди ветеранов проходит, еще где-то этапы чемпионатов мира и пр. "Адлер-арену", где проводились соревнования конькобежцев, в силу южной специфики переделали в теннисный центр: 9 крытых и 15 открытых кортов.
В Сочи и правда попытались максимально использовать стадионы, построенные к Олимпиаде, уверен известный футбольный менеджер Юрий Белоус. В то же время, чтобы объекты не простаивали, создавая лишнюю статью для расходов в бюджете, "культуру спортивного потребления в городах все равно придется прививать, она еще не осела в головах людей".
Самый же очевидный сочинский успех — в горном кластере. Посещаемость зимнего курорта "Роза Хутор" в этом году оказалась рекордной, в чем, впрочем, нельзя отрицать роль экономических и внешнеполитических перипетий последнего времени.
Организаторы ЧМ-2018 заверяют, что и он даст положительные примеры. Виталий Мутко рассказал "Деньгам", что 7 из 12 стадионов чемпионата перейдут в собственность регионов. У футбольных клубов появятся домашние стадионы: помимо московского "Спартака", питерского "Зенита" и казанского "Рубина" своими площадками обзаведутся "Крылья Советов" в Самаре и "Ротор" в Волгограде.
Судьба остальных спортивных объектов до конца не определена, однако генеральный подрядчик большинства из них, "Спорт Инжиниринг", указывает на своем сайте первоначальные планы по их использованию. На стадионе Нижнего Новгорода будет играть местная футбольная команда, но для большей эффективности использования объекта арена станет и местом проведения концертов, в восточном крыле появится фитнес-центр, а в северном — офисные помещения. Ростовский стадион на 40 тыс. зрителей (в период ЧМ их будет даже 45 тыс.), возможно, будет трансформирован в пространство для культурно-развлекательных мероприятий. Об объекте в Калининграде известно только, что его вместимость уменьшится на 10 тыс. мест. А стадион в Саранске планируется превратить в крупнейший в Мордовии спортивный и культурно-досуговый центр.
Все ли из запланированного получится, неизвестно. Александр Островский, генеральный директор компании ВМК, специализирующейся на управлении крупными объектами, полагает, что неопределенность присутствует в таких проектах всегда: в мировой истории крупных спортивных мероприятий есть примеры успешного использования объектов и полных провалов. "Неудачный опыт использования инфраструктуры есть в Германии. Перед летней Олимпиадой 1972 года была построена станция скоростной железной дороги в городе Обервизенфельд, там же — стадион,— рассказывает эксперт.— В 1988 году там проводился чемпионат Европы по футболу, и с тех пор ни станция, ни стадион не используются. А вот Лондон, наоборот, может служить отличным примером. Олимпийский парк, расположившийся в бывшей промышленной зоне города, после окончания Игр получил имя королевы Елизаветы II, велодром превратился в Лондонский велопарк, а на месте баскетбольной площадки были построены новый жилой комплекс и торговый центр".
Частные инвесторы, построившие стадионы, всегда найдут возможность использовать их для увеличения прибыли, уверен Юрий Белоус. Даже использование частных стадионов и арен не по назначению вполне нормальная практика. В Мадриде фанаты выстраиваются в очередь, чтобы сыграть свадьбу "дома" у любимой команды. А "Открытие-Арена" регулярно проводит экскурсии для болельщиков ФК "Спартак Москва", показывая им раздевалки футболистов и внутреннее устройство стадиона.
Использование транспортной инфраструктуры, как кажется, должно сопровождаться еще меньшими трудностями. На деле иногда оказывается не так.
Дорожная карта
В успешном со спортивной точки зрения Сочи сегодня полностью закрыта железная дорога, соединявшая аэропорт с городом и олимпийскими объектами. Хотя предполагалось, что после Игр поезда будут пользоваться спросом и у местного населения, и, конечно, у туристов. Впрочем, по мнению руководителя аналитической службы агентства "Авиапорт" Олега Пантелеева, можно было ожидать, что линию и станции придется законсервировать. "Необходимость такого аэроэкспресса возникает при пассажиропотоке свыше 10 млн человек, поэтому, как только это количество людей в аэропорту снизилось, поезд оказался ненужным",— констатирует эксперт. Впрочем, если на то пошло, сомнительными можно назвать все проекты "Аэроэкспресса", кроме Москвы: во Владивостоке после саммита АТЭС путь для скоростных поездов тоже законсервирован и ждет создания игорной зоны. В ходе подготовки к ЧМ-2018 упор на железные дороги делать и не стали. Даже повсеместно обсуждаемая скоростная трасса Москва--Казань, которую Россия вместе с Китаем доведет до Пекина, не приурочена к футболу и будет готова уже после чемпионата.
Так или иначе, востребованность крупных инфраструктурных объектов зависит прежде всего от перспектив развития регионов, где они расположены. Например, по мнению независимого авиаэксперта Андрея Крамаренко, построенный к саммиту АТЭС знаменитый мост на остров Русский "сегодня никому не нужен, денег его обеспечивать и содержать тоже нет". Однако Дальний Восток остается в национальных приоритетах, соответственно, мост на Русский будет нужен или нет в зависимости от реализации планов по освоению острова.
Даже новый аэропорт в Казани, справившийся с пассажиропотоком во время Универсиады, сегодня кажется безлюдным. Впрочем, по мнению Олега Пантелеева, это вопрос времени: с учетом действий региональных властей по развитию столицы Татарии местный аэропорт будет работать с полной загрузкой уже через десять лет.
Регулярное сообщение между 11 городами, где будут проходить матчи ЧМ-2018, в любом случае необходимо. "Мы рассчитываем на активное участие инвесторов в постройке аэропортов, хороший пример у нас уже есть — это аэропорт в Ростове-на-Дону, в постройку которого инвестор вложил около 18 млрд руб. собственных средств и человеческих ресурсов",— объяснил корреспонденту "Денег" Виталий Мутко.
Однако, если для Ростова и Волгограда новые аэропорты — отчетливая необходимость, целесообразность нового аэропорта в Саранске с населением 300 тыс. человек (включая Жерара, безусловно, Депардье) вызывает вопросы. Столица Мордовии вообще стала в последнее время притчей во языцех. Маленький город с модным аэропортом и стадионом на 40 тыс. зрителей — это посерьезнее, чем Нью-Васюки, завистники негодуют. "Все болельщики разочарованы, что футбол будет в Саранске, но его не будет в Краснодаре, футбольном городе номер один по всей России",— аргументирует директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.
Андрей Крамаренко, рассуждая о необходимости новых аэропортов почти во всех городах ЧМ-2018, заявил, что проведение чемпионата в Саранске — "недоразумение". Олег Пантелеев уверен, что максимальная загруженность аэропорта после ЧМ составит пару рейсов в Москву и Нижний Новгород и несколько чартеров "на юга" летом. Проект аэропорта все еще в разработке. Неоднократно обсуждалась идея сделать одно его крыло временным, то есть модульным. Таким образом, после ЧМ лишнюю часть аэропорта можно будет разобрать, а стройматериалы использовать в других проектах. По мнению авиаэкспертов, такой вариант наиболее рационален.
Выбором Саранска недовольны не только краснодарцы, но и местное население. На имя Йозефа Блаттера поступали жалобы на проведение ЧМ в городе, но у чиновника других проблем хватало. Дело в том, что дома некоторых жителей Новопосадской улицы были разрушены, так как мешали строительству автодороги к будущему стадиону. Например, дом Дмитрия Щербакова по решению городских властей был снесен, а возмещение он получил по ценам ниже кадастровых: вместо 250 тыс. руб. за сотку — 90 тыс. руб., в итоге за 42 кв. м жилой недвижимости с 1,5 сотки участка — 1 млн руб. "Разумеется, есть закон, который позволяет в интересах проведения крупных мероприятий сносить здания, в том числе жилые, но возмещение стоимости должно исходить если не из рыночных, то тогда из кадастровых цен",— объясняет правозащитник Владимир Гридин, занимавшийся этим делом. По этому и еще нескольким подобным делам было подготовлено заявление, которое, впрочем, дальше Верховного суда Мордовии не прошло.
В то же время Михаил Блинкин считает, что риска сделать "слишком много инфраструктуры" сегодня нет: "Если посмотреть чуть шире текущих цифр, то даже Саранску, пусть и с 300-тысячным населением, аэропорт не повредит, если город будет не стагнировать, а развиваться". Правда, экономика Мордовии с ее низким (на фоне среднего показателя по России) ВРП на душу населения пока не выглядит готовой к рывку.
Подробнее: http://kommersant.ru/doc/2734666