Опубликовано сб, 29/09/2018 - 11:09
Предложения очередной футбольной реформы вышли на прошлой ннеделе из-под пера акционера футбольного клуба "Спартак" Москва Леонида Арнольдовича Федуна. Этот факт, безусловно, приятен для специалистов и исследователей в спортивном менеджменте. Жизнь на месте не стоит, все развивается и изменяется. И после Чемпионата мира по футболу в России наш футбол не останется прежним, как бы этого не хотели люди "устоявшегося передела". Но при всем уважении к точке зрения и оценке событий президента "Спартака" не до конца проясненными остаются несколько проблем:
1. Почему эти предложения не обсуждаются в кругу собственников клубов, которые себе не враги, а сразу выносятся на страницы печати? Сложно представить себе, что акционеры одного бизнеса РФЛ не разговаривают друг с другом. И даже в этом случае у бизнеса есть управлющая компания - та самая Лига, которая также заинтересована в эффективном развитии и новых конкурентных преимуществах. Это вопрос. Если клубы резко против новой бизнес-модели, то идея обречена на провал. И Федун должен знать (не может не знать) ПОЧЕМУ?
2. Тенью за всей этой историей маячит зловещий образ Миистерства спорта. Федун по-прежнему собирается принимать участие в Чемпионате России. Формат турнира остается прежним. Значит, без верховного руководства Минспорта и РФС в этой истории никак не обойтись. Он должен это понимать.
3. Если п.2 признан верным, то Леонид Арнольдович может начать стартап создания новой "правильной" Лиги и провлечь к проекту акционеров, которые видят в футболе форму "человеческого счастья" и разделяют его убеждения и ценности. Мы готовы приветствовать и поддерживать такие изменения.
Пересказываем статью владельца «Спартака» в «Спорт-Экспрессе».
• Сейчас в нашем футболе слишком много непрозрачной бюджетной подержки – даже Министерство финансов и Счетная палата не назовут, сколько в регионах тратят на футбол прямо или косвенно. Нужно сделать прозрачную систему: все бюджетные деньги идут на субсидирование медиаправ. РПЛ хватит 80-100 миллионов евро, для ФНЛ достаточно 15. По мере развития российского медиарынка размер субсидий может сокращаться.
• Все остальные бюджетные вливания в футбол (поддержка, некоммерческое спонсорство и так далее) запрещены. Региональные власти наконец сосредоточатся на строительстве спортивной инфраструктуры и поддержке детского и массового футбола.
• Деньги от медиаправ будут распределяться в зависимости от спортивных результатов клубов.
Сейчас бюджет выживания в РПЛ составляет 13 миллионов евро, причем значительную часть так или иначе закрывают администрации регионов. При предполагаемом сценарии ТВ-контракт закроет сразу 40% всего бюджета, это порядка 5-6 миллионов евро.
А так как вслед за ростом телевизионного контракта автоматически увеличатся доходы от рекламы (сейчас они в России одни из самых низких в Европе), система станет прозрачнее и правильнее.
• От продажи билетов каждый клуб должен получать не менее 2-2,5 миллиона евро. Значит, средняя посещаемость не может быть ниже 18 000 зрителей. Такое в России могут обеспечить только 17 клубов, 5 из них все еще в ФНЛ.
• Следовательно, нужно менять подход к лицензированию клубов премьер-лиги. Их должно быть от 12 до 16, проходят только те, кто соответствует трем ключевым требованиям (сделали же так в КХЛ):
1. Стадион с крытыми трибунами вместимостью не менее 20 000 зрителей.
2. Наличие полноценной академии с инфраструктурой, включая крытый манеж (это и воспитание своих игроков, и возможность заработать на трансферах до 10% годового бюджета; причем 3% от трансферных расходов, включая доход футболиста и комиссии за первый год, направлять первым тренерам и школам).
3. Бездефицитный бюджет с доходами не менее 13 миллионов евро.
В ФНЛ – 32-36 профессиональных клубов, разбитых на Восточный и Западный дивизионы. Это позволит сократить огромные транспортные расходы и организовать нормальный недельный тренировочный цикл.
Лицензионные требования:
1. Стадион не менее 5000-7000 зрителей с частично крытыми трибунами.
2. Собственная футбольная школа или соглашение о сотрудничестве с региональным футбольным центром.
3. В заявке на сезон – 5-10 доморощенных игроков.
4. Бездефицитный бюджет.
• Цель – прийти к тому, чтобы структура доходов российских клубов изменилась.
Сейчас от продажи медиаправ клубы в среднем получают 4% – должны 40%. Продажа билетов и услуг на стадионе должна приносить 15% вместо 6%. Термин «некоммерческое партнерство» должен уйти навсегда.
• Реформа – сложная и болезненная, она затронет интересы многих футбольных и околофутбольных людей, поэтому никак не обойтись без политической воли и решения сверху.
Быстрых результатов от реформы ждать не надо. Нужно минимум десятилетие. Но тогда у нас будет хотя бы надежда превратиться в одну из ведущих европейских футбольных держав. А жить как сейчас больше нельзя. Это путь медленной деградации.
Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов; instagram.com/lesya_solod0707; vk.com/fcska
источник: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/odukhevremeni/2192372.html