«Совершенствование системы подготовки кадров»

Важнейшим направлением организационной работы в отрасли является совершенствование и развитие системы подготовки и переподготовки кадров. Обеспеченность отрасли квалифицированными кадрами сегодня становится важнейшим элементом реализации задач городской спортивной политики города Москвы и ключевым элементом стратегии развития спортивной отрасли города Москвы.

Эффективное развитие физкультурно-спортивного комплекса Москвы предъявляет высокие требования к уровню подготовки кадров для спортивной индустрии столицы.

Для формирования в Москве конкурентоспособного кадрового потенциала необходимо обеспечить развитие многоступенчатой, непрерывной системы подготовки и повышения квалификации кадров для спортивной отрасли, предусматривающей:

1. профессиональное обучение молодежи в учреждениях среднего профессионального образования по профессиям и специальностям;

2. регулярное обязательное повышение квалификации работников спортивной отрасли и подведомственных Москомспорту учреждений и организаций;

3. дальнейшее расширение и развитие учебно-производственной тренинговой базы;

4. формирование и постоянную актуализацию отраслевого заказа на потребность в специалистах разного уровня образования с учетом реализации городских целевых программ развития физической культуры и спорта, расширения и модернизации его материально-технической базы;

5. совершенствование образовательных стандартов к должностям работников спортивной отрасли;

6. использование зарубежного опыта по внедрению новейших методов обучения.

 

Анализ кадровой политики Москомспорта

Рассматривая сегодняшний кадровый потенциал системы Москомспорта необходимо для начала назвать несколько характерных цифр:

- общее количество работающих в подведомственных учреждениях и организациях Москомспорту составляет 17 125 человек по состоянию на 1 апреля 2009 года;

- общее количество подведомственных учреждений и организаций Москомспорту - 134;

- в системе подведомственных учреждений Москомспорта работает около 3 800 тренеров, среди которых 585 заслуженных тренеров СССР и России;

Среди основных приоритетов кадровой политики Москомспорта необходимо выделить следующие:

- повышение общего уровня профессиональных компетенций руководителей и специалистов учреждений системы Москомспорта;

- формирование и воспитание кадрового резерва по основным направлениям функциональной подготовки специалистов спортивной отрасли Москвы;

- целевая подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров с целью повышения общей конкурентоспособности кадрового потенциала учреждений Москомспорта;

- целенаправленная работа с молодыми кадрами;

- совершенствование системы мотивации и кадрового развития персонала.

В целях обеспечения спортивной отрасли квалифицированными кадрами тренеров и спортивных организаторов предусмотрено усиление подготовки специалистов среднего специального образования за счет объединения возможностей Спортивно-педагогического колледжа системы Москомспорта и училищ олимпийского резерва (УОР).

Оценивая нынешний уровень подготовки руководящего состава и специалистов учреждений Москомспорта, необходимо отметить несколько проблемных зон в кадровой политике:

- среди руководителей учреждений Москомспорта довольно мало специалистов, имеющих современное профильное образование (управленческое или экономическое), на что необходимо обратить особое внимание в перспективных программах профессиональной переподготовки и повышения квалификации;

- достаточно высокий средний возраст руководителей учреждений (директоров и их заместителей), что говорит о недостаточно эффективной плановой работе с молодыми кадрами по формированию перспективного кадрового резерва на руководящие должности;

- отсутствие единой и понятной системы мотивации персонала, особенно применимо к молодым тренерским кадрам;

- необходимость системной подготовки учебно-методических  и информационно-консультационных материалов для различных категорий специалистов учреждений системы Москомспорта.

Департаменту физической культуры и спорта города Москвы подведомственны 4 училища олимпийского резерва, спортивно-педагогический колледж, спортивно-педагогический техникум «Спарта», 4 Центра образования – «Чертаново», «Олимп», «МЭШ» (муниципальная экспериментальная школа), «Самбо – 70». По информации, представленной вышеназванными учреждениями, нами проанализированы статистические данные (таблица № 1) о распределении выпускников данных учреждений.

Если обратить внимание на имеющиеся аналитические данные, можно сделать вывод, что возможности учебного заведения, готовящего специалистов для спортивной отрасли города Москвы, уже сейчас с трудом обеспечивают потребности отрасли в кадрах среднего и низшего звена надлежащей квалификации. В этой связи требуются безотлагательные меры по расширению материально-технической базы существующих учреждений, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена для спортивной отрасли, и увеличению их количества за счет оптимизации сети уже существующих образовательных учреждений, а также открытия новых.

На основании вышеизложенного, в целях обеспечения систематического повышения квалификации и переподготовки кадров специалистов учреждений и организаций спортивной отрасли города Москвы предлагается рассмотреть вопрос о создании государственного учреждения города Москвы Центра подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов спортивной отрасли города Москвы (далее – Центр), а Департаменту физической культуры и спорта города Москвы выступить учредителем Центра, утвердить в установленном порядке его устав, разработать и утвердить структуру и штатное расписание Центра в установленном порядке, а также оформить документы, необходимые для регистрации Центра в качестве юридического лица, а также для организации учебного процесса.

Промежуточные итоги реализации программы «Спорт Москвы – 2»

В рамках реализации программы «Спорт Москвы-2» в разделе кадрового обеспечения спортивной отрасли города Москвы достигнуты следующие  результаты:

- разработана и реализуется программа кадрового обеспечения спортивной отрасли на 2008-2009гг.;

- работает система повышения квалификации кадров по основным направлениям их функциональной деятельности;

- ведется работа по стандартизации основных функциональных направлений деятельности специалистов учреждений системы Москомспорта;

- формируется система комплексной оценки профессиональных компетенций специалистов учреждений системы Москомспорта;

- ведется работа по оптимизации организационных структур и стандартизации функций руководителей различных типов учреждений системы Москомспорта.
 


ИТОГО по всем учреждениям
Год выпуска 2006 2007 2008
Количество выпускников 428 420 421
ВУЗ (по специальности) 219 201 208
ВУЗ (другие) 131 161 141
Работа по специальности 105 100 104
Служба в армии 19 17 26
Остальные 0 3 12

Таблица № 1

 

 

Задачи по подготовке кадров для спортивной отрасли Москвы в программе «Спорт Москвы – 3»

В рамках кадровой программы предусматривается комплексная система целевой подготовки, переподготовки и повышения квалификации спортивных специалистов с высшим образованием для нужд отрасли по следующим уровням профессиональных программ:

    1. среднее профессиональное образование;
    2. высшее профессиональное образование;
    3. профессиональная переподготовка;
    4. повышение квалификации.

В рамках реализации программы «Спорт Москвы – 2» разработана концепция моделирования и создания отраслевых профессиональных стандартов по основным категориям и профессиям специалистов учреждений системы Москомспорта.

Во исполнение распоряжения Москомспорта от 16 декабря 2008 года № 1239 «О проведении комплексной оценки профессиональных компетенций специалистов руководящего звена учреждений Москомспорта» в целях определения соответствия специалистов учреждений Москомспорта предъявляемым квалификационным требованиям в феврале-апреле 2009 года проведена комплексная оценка профессиональных компетенций специалистов руководящего звена учреждений системы Москомспорта. Квалификационная оценочная комиссия в формате устного собеседования оценивала профессиональные компетенции директоров и их заместителей основных учреждений системы Москомспорта (ДЮСШ, СДЮСШОР, ЦФКиС, МССУОР, ЭШВСМ и др.)

Среди основных вопросов оценки профессиональных компетенций были:

- стратегия и цели развития спортивной организации;

- основные показатели работы организации в целом и ее отдельных подразделений и сотрудников;

- возможности смешанной модели финансирования с привлечением внебюджетных средств;

- кадровая политика и развитие системы мотивации персонала;

- вопросы повышения квалификации персонала и др.

По итогам комплексной оценки профессиональных компетенций специалистов руководящего звена учреждений Москомспорта подготовлены общие типовые рекомендации по основным направлениям функциональной деятельности руководящего звена.

Предварительно среди целевых программ переподготовки и повышения квалификации уже сегодня можно выделить следующие программы:

- стратегический менеджмент и система оценки показателей деятельности;

- финансовая политика и механизм внебюджетного финансирования;

- PR-деятельность и корпоративная культура;

- кадровая политика и мотивация персонала;

- информационные технологии и электронный документооборот;

- коммуникационный менеджмент и управление конфликтами (особенно для тренеров);

- системная работа с родительскими комитетами и т.д.

При планировании кадровой политики Москомспорта необходимо использовать опыт, накопленный высшими учебными заведениями, которые ведут системную подготовку и переподготовку спортивных менеджеров.

Сегодня могут быть предложены программы по спортивному менеджменту нескольких уровней:

- высшее профессиональное образование;

- магистратура;

- профессиональная переподготовка;

- повышение квалификации.

По всем вышеперечисленным программам Москомспорт может быть заказчиком, направляя на обучение своих специалистов либо за счет целевого финансирования, либо с оплатой на индивидуальной основе. Целесообразно формировать целевые группы из специалистов похожего уровня с обязательным утверждением образовательных программ, учитывающих необходимые требования и пожелания заказчика.

Если вернуться к среднему возрасту руководителей учреждений (директоров), то на основании нижепредставленной информации (таблица 2) можно сделать вывод, что возраст 22 - х % от общей численности руководителей  превышает 61 год, а преобладающим является возраст – 55-60 лет, что составляет 40 %.

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев отметил необходимость содействия приходу молодых, талантливых, творчески мыслящих и профессиональных людей.

В свою очередь, распоряжение Мэра Москвы от 8 декабря 2008 года № 319-РМ, определяющим условия формирования резерва управленческих кадров города Москвы определено, что кандидату на включение в такой резерв должно быть до 50 лет включительно, а предельный возраст пребывания в резерве - не может превышать 60-ти лет.

На основании вышеизложенного, предлагаем рассмотреть вопрос о  мерах по привлечению в отрасль молодых управленческих кадров, а также целесообразности установления предельного возраста руководителей подведомственных Москомспорту учреждений и организаций (генеральных директоров, директоров) на решение Коллегии.

Таблица 2

Возраст руководителей подведомственных организация и учреждений,

подведомственных Москомспорту

до 40 лет от 41 до 50 лет от 51 до 60 лет более 61 года
12 39 53 29
9% 29% 40% 22%
 

Очень важным направлением кадровой политики Москомспорта  должна стать системная работа с молодыми кадрами (особенно это касается специалистов руководящего звена и тренерско-преподавательского состава) необходимо обратить внимание на несколько ключевых моментов:

- должна быть разработана действенная система мотивации молодых кадров, при которой на ближайшие 3-5 лет каждый из них понимал бы  стратегию своего карьерного развития в спортивной отрасли в целом и в конкретной организации;

- молодым кадрам необходимо помочь с получением квалифицированного образования, которое повысит их конкурентоспособный потенциал (Москомспорт мог бы полностью или частично оплачивать обучение молодых кадров);

- необходимо пересмотреть систему оплаты труда молодых кадров (особенно тренерских), что сделает работу в спортивной отрасли более престижной и экономически привлекательной;

- важно на регулярной основе проводить мониторинг карьерного развития молодых специалистов в спортивной отрасли города Москвы.

Для эффективной реализации своей кадровой политики Москомспорту необходимо сформулировать основные принципы своей стратегии при взаимодействии с московскими вузами. Среди этих принципов основными должны стать следующие:

- взаимодействие с теми вузами, которые уже имеют опыт подготовки квалифицированных кадров для спортивной отрасли в целом и отдельных спортивных организаций;

- проведение открытых конкурсов образовательных программ вузов по основным направлениям функциональной подготовки специалистов учреждений Москомспорта;

- утверждение Москомспортом целевых программ подготовки и переподготовки с учетом обязательных требований заказчика;

Использование непрерывной системы обучения с применением дистанционных образовательных технологий

В качестве перспективного направления кадровой политики Москомспорта стоит акцентировать внимание на внедрении моделей непрерывного образования (колледж + вуз), при реализации которых заранее планируется целевая подготовка специалистов со средним профессиональным образованием с последующим поступлением на программы высшего профессионального образования.

Это потребует обязательного согласования учебных планов СПК и ЦО с профильными вузами Москвы, что существенно повысит качество учебного процесса и профессиональные компетенции выпускников.

Также очень важно разработать механизм поступления выпускников ДЮСШ и СДЮСШОР в профильные высшие учебные заведения.

С учетом того, что многие выпускники спортивных школ продолжают активно заниматься спортом, необходимо предусмотреть возможность обучения студентов по индивидуальному плану по смешанной модели обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, давая возможность совмещать обучение в ВУЗе с активной карьерой спортсмена. Такая модель обучения для действующих спортсменов сегодня на практике успешно используется во многих ВУЗах.

О реализации антикризисных мер на рынке труда города Москвы

В целях минимизации негативного воздействия финансового кризиса на рынок труда города Москвы, Правительством Москвы определены приоритетные задачи в области занятости населения города:

- сохранение рабочих мест в организациях города;

- создание новых рабочих мест;

- стимулирование руководителей предприятий, на которых предполагается массовое высвобождение работников, на организацию временных рабочих мест, в том числе общественных работ, в целях сохранения кадрового потенциала;

- информационно-разъяснительную работу среди населения по вопросам трудового законодательства и законодательства о занятости, наличия рабочих мест, прав и обязанностей работодателей и работников в процессе высвобождения и трудоустройства.

Заключение

Приоритетными направлениями кадрового обеспечения спортивной отрасли города Москвы являются:

1. создание комплексной системы целевой подготовки, переподготовки и повышения квалификации спортивных специалистов с четкой и конкретной ориентацией на потребности спортивной отрасли в целом и конкретных учреждений по итогам ежегодного мониторинга;

2. создание Центра подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов, работающих в тесном контакте с ведущими вузами, выпускающими спортивных менеджеров и представителей других профессий для учреждений Москомспорта;

3. формирование системы стимулов и мотивации для эффективного карьерного развития специалистов и повышения их конкурентоспособности.

Стелла Баженова.

  • Vkontakte comments
  • Facebook comments