Опубликовано ср, 13/05/2009 - 14:51
Важнейшим направлением организационной работы в отрасли является совершенствование и развитие системы подготовки и переподготовки кадров. Обеспеченность отрасли квалифицированными кадрами сегодня становится важнейшим элементом реализации задач городской спортивной политики города Москвы и ключевым элементом стратегии развития спортивной отрасли города Москвы.
Эффективное развитие физкультурно-спортивного комплекса Москвы предъявляет высокие требования к уровню подготовки кадров для спортивной индустрии столицы.
Для формирования в Москве конкурентоспособного кадрового потенциала необходимо обеспечить развитие многоступенчатой, непрерывной системы подготовки и повышения квалификации кадров для спортивной отрасли, предусматривающей:
1. профессиональное обучение молодежи в учреждениях среднего профессионального образования по профессиям и специальностям;
2. регулярное обязательное повышение квалификации работников спортивной отрасли и подведомственных Москомспорту учреждений и организаций;
3. дальнейшее расширение и развитие учебно-производственной тренинговой базы;
4. формирование и постоянную актуализацию отраслевого заказа на потребность в специалистах разного уровня образования с учетом реализации городских целевых программ развития физической культуры и спорта, расширения и модернизации его материально-технической базы;
5. совершенствование образовательных стандартов к должностям работников спортивной отрасли;
6. использование зарубежного опыта по внедрению новейших методов обучения.
Анализ кадровой политики Москомспорта
Рассматривая сегодняшний кадровый потенциал системы Москомспорта необходимо для начала назвать несколько характерных цифр:
- общее количество работающих в подведомственных учреждениях и организациях Москомспорту составляет 17 125 человек по состоянию на 1 апреля 2009 года;
- общее количество подведомственных учреждений и организаций Москомспорту - 134;
- в системе подведомственных учреждений Москомспорта работает около 3 800 тренеров, среди которых 585 заслуженных тренеров СССР и России;
Среди основных приоритетов кадровой политики Москомспорта необходимо выделить следующие:
- повышение общего уровня профессиональных компетенций руководителей и специалистов учреждений системы Москомспорта;
- формирование и воспитание кадрового резерва по основным направлениям функциональной подготовки специалистов спортивной отрасли Москвы;
- целевая подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров с целью повышения общей конкурентоспособности кадрового потенциала учреждений Москомспорта;
- целенаправленная работа с молодыми кадрами;
- совершенствование системы мотивации и кадрового развития персонала.
В целях обеспечения спортивной отрасли квалифицированными кадрами тренеров и спортивных организаторов предусмотрено усиление подготовки специалистов среднего специального образования за счет объединения возможностей Спортивно-педагогического колледжа системы Москомспорта и училищ олимпийского резерва (УОР).
Оценивая нынешний уровень подготовки руководящего состава и специалистов учреждений Москомспорта, необходимо отметить несколько проблемных зон в кадровой политике:
- среди руководителей учреждений Москомспорта довольно мало специалистов, имеющих современное профильное образование (управленческое или экономическое), на что необходимо обратить особое внимание в перспективных программах профессиональной переподготовки и повышения квалификации;
- достаточно высокий средний возраст руководителей учреждений (директоров и их заместителей), что говорит о недостаточно эффективной плановой работе с молодыми кадрами по формированию перспективного кадрового резерва на руководящие должности;
- отсутствие единой и понятной системы мотивации персонала, особенно применимо к молодым тренерским кадрам;
- необходимость системной подготовки учебно-методических и информационно-консультационных материалов для различных категорий специалистов учреждений системы Москомспорта.
Департаменту физической культуры и спорта города Москвы подведомственны 4 училища олимпийского резерва, спортивно-педагогический колледж, спортивно-педагогический техникум «Спарта», 4 Центра образования – «Чертаново», «Олимп», «МЭШ» (муниципальная экспериментальная школа), «Самбо – 70». По информации, представленной вышеназванными учреждениями, нами проанализированы статистические данные (таблица № 1) о распределении выпускников данных учреждений.
Если обратить внимание на имеющиеся аналитические данные, можно сделать вывод, что возможности учебного заведения, готовящего специалистов для спортивной отрасли города Москвы, уже сейчас с трудом обеспечивают потребности отрасли в кадрах среднего и низшего звена надлежащей квалификации. В этой связи требуются безотлагательные меры по расширению материально-технической базы существующих учреждений, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена для спортивной отрасли, и увеличению их количества за счет оптимизации сети уже существующих образовательных учреждений, а также открытия новых.
На основании вышеизложенного, в целях обеспечения систематического повышения квалификации и переподготовки кадров специалистов учреждений и организаций спортивной отрасли города Москвы предлагается рассмотреть вопрос о создании государственного учреждения города Москвы Центра подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов спортивной отрасли города Москвы (далее – Центр), а Департаменту физической культуры и спорта города Москвы выступить учредителем Центра, утвердить в установленном порядке его устав, разработать и утвердить структуру и штатное расписание Центра в установленном порядке, а также оформить документы, необходимые для регистрации Центра в качестве юридического лица, а также для организации учебного процесса.
Промежуточные итоги реализации программы «Спорт Москвы – 2»
В рамках реализации программы «Спорт Москвы-2» в разделе кадрового обеспечения спортивной отрасли города Москвы достигнуты следующие результаты:
- разработана и реализуется программа кадрового обеспечения спортивной отрасли на 2008-2009гг.;
- работает система повышения квалификации кадров по основным направлениям их функциональной деятельности;
- ведется работа по стандартизации основных функциональных направлений деятельности специалистов учреждений системы Москомспорта;
- формируется система комплексной оценки профессиональных компетенций специалистов учреждений системы Москомспорта;
- ведется работа по оптимизации организационных структур и стандартизации функций руководителей различных типов учреждений системы Москомспорта.
|
Таблица № 1
Задачи по подготовке кадров для спортивной отрасли Москвы в программе «Спорт Москвы – 3»
В рамках кадровой программы предусматривается комплексная система целевой подготовки, переподготовки и повышения квалификации спортивных специалистов с высшим образованием для нужд отрасли по следующим уровням профессиональных программ:
-
- среднее профессиональное образование;
- высшее профессиональное образование;
- профессиональная переподготовка;
- повышение квалификации.
В рамках реализации программы «Спорт Москвы – 2» разработана концепция моделирования и создания отраслевых профессиональных стандартов по основным категориям и профессиям специалистов учреждений системы Москомспорта.
Во исполнение распоряжения Москомспорта от 16 декабря 2008 года № 1239 «О проведении комплексной оценки профессиональных компетенций специалистов руководящего звена учреждений Москомспорта» в целях определения соответствия специалистов учреждений Москомспорта предъявляемым квалификационным требованиям в феврале-апреле 2009 года проведена комплексная оценка профессиональных компетенций специалистов руководящего звена учреждений системы Москомспорта. Квалификационная оценочная комиссия в формате устного собеседования оценивала профессиональные компетенции директоров и их заместителей основных учреждений системы Москомспорта (ДЮСШ, СДЮСШОР, ЦФКиС, МССУОР, ЭШВСМ и др.)
Среди основных вопросов оценки профессиональных компетенций были:
- стратегия и цели развития спортивной организации;
- основные показатели работы организации в целом и ее отдельных подразделений и сотрудников;
- возможности смешанной модели финансирования с привлечением внебюджетных средств;
- кадровая политика и развитие системы мотивации персонала;
- вопросы повышения квалификации персонала и др.
По итогам комплексной оценки профессиональных компетенций специалистов руководящего звена учреждений Москомспорта подготовлены общие типовые рекомендации по основным направлениям функциональной деятельности руководящего звена.
Предварительно среди целевых программ переподготовки и повышения квалификации уже сегодня можно выделить следующие программы:
- стратегический менеджмент и система оценки показателей деятельности;
- финансовая политика и механизм внебюджетного финансирования;
- PR-деятельность и корпоративная культура;
- кадровая политика и мотивация персонала;
- информационные технологии и электронный документооборот;
- коммуникационный менеджмент и управление конфликтами (особенно для тренеров);
- системная работа с родительскими комитетами и т.д.
При планировании кадровой политики Москомспорта необходимо использовать опыт, накопленный высшими учебными заведениями, которые ведут системную подготовку и переподготовку спортивных менеджеров.
Сегодня могут быть предложены программы по спортивному менеджменту нескольких уровней:
- высшее профессиональное образование;
- магистратура;
- профессиональная переподготовка;
- повышение квалификации.
По всем вышеперечисленным программам Москомспорт может быть заказчиком, направляя на обучение своих специалистов либо за счет целевого финансирования, либо с оплатой на индивидуальной основе. Целесообразно формировать целевые группы из специалистов похожего уровня с обязательным утверждением образовательных программ, учитывающих необходимые требования и пожелания заказчика.
Если вернуться к среднему возрасту руководителей учреждений (директоров), то на основании нижепредставленной информации (таблица 2) можно сделать вывод, что возраст 22 - х % от общей численности руководителей превышает 61 год, а преобладающим является возраст – 55-60 лет, что составляет 40 %.
В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев отметил необходимость содействия приходу молодых, талантливых, творчески мыслящих и профессиональных людей.
В свою очередь, распоряжение Мэра Москвы от 8 декабря 2008 года № 319-РМ, определяющим условия формирования резерва управленческих кадров города Москвы определено, что кандидату на включение в такой резерв должно быть до 50 лет включительно, а предельный возраст пребывания в резерве - не может превышать 60-ти лет.
На основании вышеизложенного, предлагаем рассмотреть вопрос о мерах по привлечению в отрасль молодых управленческих кадров, а также целесообразности установления предельного возраста руководителей подведомственных Москомспорту учреждений и организаций (генеральных директоров, директоров) на решение Коллегии.
Таблица 2
Возраст руководителей подведомственных организация и учреждений,
подведомственных Москомспорту
до 40 лет | от 41 до 50 лет | от 51 до 60 лет | более 61 года |
12 | 39 | 53 | 29 |
9% | 29% | 40% | 22% |
Очень важным направлением кадровой политики Москомспорта должна стать системная работа с молодыми кадрами (особенно это касается специалистов руководящего звена и тренерско-преподавательского состава) необходимо обратить внимание на несколько ключевых моментов:
- должна быть разработана действенная система мотивации молодых кадров, при которой на ближайшие 3-5 лет каждый из них понимал бы стратегию своего карьерного развития в спортивной отрасли в целом и в конкретной организации;
- молодым кадрам необходимо помочь с получением квалифицированного образования, которое повысит их конкурентоспособный потенциал (Москомспорт мог бы полностью или частично оплачивать обучение молодых кадров);
- необходимо пересмотреть систему оплаты труда молодых кадров (особенно тренерских), что сделает работу в спортивной отрасли более престижной и экономически привлекательной;
- важно на регулярной основе проводить мониторинг карьерного развития молодых специалистов в спортивной отрасли города Москвы.
Для эффективной реализации своей кадровой политики Москомспорту необходимо сформулировать основные принципы своей стратегии при взаимодействии с московскими вузами. Среди этих принципов основными должны стать следующие:
- взаимодействие с теми вузами, которые уже имеют опыт подготовки квалифицированных кадров для спортивной отрасли в целом и отдельных спортивных организаций;
- проведение открытых конкурсов образовательных программ вузов по основным направлениям функциональной подготовки специалистов учреждений Москомспорта;
- утверждение Москомспортом целевых программ подготовки и переподготовки с учетом обязательных требований заказчика;
Использование непрерывной системы обучения с применением дистанционных образовательных технологий
В качестве перспективного направления кадровой политики Москомспорта стоит акцентировать внимание на внедрении моделей непрерывного образования (колледж + вуз), при реализации которых заранее планируется целевая подготовка специалистов со средним профессиональным образованием с последующим поступлением на программы высшего профессионального образования.
Это потребует обязательного согласования учебных планов СПК и ЦО с профильными вузами Москвы, что существенно повысит качество учебного процесса и профессиональные компетенции выпускников.
Также очень важно разработать механизм поступления выпускников ДЮСШ и СДЮСШОР в профильные высшие учебные заведения.
С учетом того, что многие выпускники спортивных школ продолжают активно заниматься спортом, необходимо предусмотреть возможность обучения студентов по индивидуальному плану по смешанной модели обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, давая возможность совмещать обучение в ВУЗе с активной карьерой спортсмена. Такая модель обучения для действующих спортсменов сегодня на практике успешно используется во многих ВУЗах.
О реализации антикризисных мер на рынке труда города Москвы
В целях минимизации негативного воздействия финансового кризиса на рынок труда города Москвы, Правительством Москвы определены приоритетные задачи в области занятости населения города:
- сохранение рабочих мест в организациях города;
- создание новых рабочих мест;
- стимулирование руководителей предприятий, на которых предполагается массовое высвобождение работников, на организацию временных рабочих мест, в том числе общественных работ, в целях сохранения кадрового потенциала;
- информационно-разъяснительную работу среди населения по вопросам трудового законодательства и законодательства о занятости, наличия рабочих мест, прав и обязанностей работодателей и работников в процессе высвобождения и трудоустройства.
Заключение
Приоритетными направлениями кадрового обеспечения спортивной отрасли города Москвы являются:
1. создание комплексной системы целевой подготовки, переподготовки и повышения квалификации спортивных специалистов с четкой и конкретной ориентацией на потребности спортивной отрасли в целом и конкретных учреждений по итогам ежегодного мониторинга;
2. создание Центра подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов, работающих в тесном контакте с ведущими вузами, выпускающими спортивных менеджеров и представителей других профессий для учреждений Москомспорта;
3. формирование системы стимулов и мотивации для эффективного карьерного развития специалистов и повышения их конкурентоспособности.
Стелла Баженова.