Опубликовано чт, 12/01/2017 - 13:01
12 января ФИФА приняла решение о расширении числа участников чемпионата мира. По инициативе нынешнего президента организации Джанни Инфантино мундиаль 2026 года будет проводиться с участием 48 команд. В настоящее время в финальном турнире ЧМ участвуют 32 национальные сборные — такое положение действует с 1998 года. Основным аргументом в пользу расширения турнира является увеличение доходной составляющей. Согласно опубликованным данным консалтингового расчета, выполненного по заказу федерации, при 48 участниках ЧМ-2026 может принести на $640 млн больше, чем чемпионат 2018 года в России.
Вот какую оценку дал этому решению заведующий кафедрой спортивного менеджмента РЭУ имени Плеханова, генеральный секретарь РФС (2013-2016) Анатолий Воробьев.
— Это в достаточной степени популистский шаг, несмотря на то что приводятся расчеты, по которым доходность ЧМ при расширении на 16 команд повысится более чем на €600 млн, — сказал Анатолий Воробьев «Известиям». — Но эти расчеты не были вынесены на экспертизу общественности. Не исключено, что отдельные затраты — на безопасность, гостиницы, транспортную инфраструктуру, премиальные и прочее — будут расти. И в этой ситуации непонятно, не съест ли затратная часть все доходы.
По мнению экс-генсека РФС, решение ФИФА также может ухудшить и спортивную составляющую чемпионата мира.
— Безусловно, размывается интерес — не будет концентрации, — добавил Анатолий Воробьев. — Все-таки большинство хочет смотреть игры равных команд. Не случайно УЕФА в бытность Инфантино генеральным секретарем организации для повышения маркетинговой привлекательности международных турниров существенно уменьшил количество товарищеских матчей, создав Лигу наций. А Лига наций работает по принципу, что сильные команды играют с сильными, а слабые — со слабыми. На ЧМ такого не произойдет — и на прошедших мундиалях было заметно серьезное преимущество одних команд над другими.
Анатолий Воробьев, с 2012 по 2015 год отвечавший за международную деятельность РФС, напомнил главный тезис предвыборной программы Джанни Инфантино, благодаря которой он и победил в феврале 2016 года на выборах президента ФИФА.
— У Инфантино одним из первых решений было раздать по $5 млн каждой национальной федерации. За счет этого он и выиграл год назад выборы президента ФИФА, хотя победа шейха Салмана до последнего казалась делом решенным, — отметил Анатолий Воробьев. — Думаю, расширение чемпионата осуществляется ради получения поддержки «конституционного большинства» и желания обезопасить себя от поражения на следующих выборах. А простой выдачи права проведения чемпионата мира «малым» — в футбольном плане — странам уже недостаточно.
Анатолий Воробьев при этом отметил, что ФИФА в принятии решений давно стала ориентироваться не на спортивную, а на коммерческую составляющую.
— Видимо, футбол окончательно превращается в коммерческий продукт, хотя в декларации УЕФА написано, что в первую очередь это игра, а уже потом бизнес и всё остальное, —резюмировал эксперт. — Сейчас этот вид спорта прошел очередную стадию своего развития. Сначала он был игрой, потом медийным продуктом, далее — индустрией развлечений, а теперь уже стал бизнесом. И эти смены уклада диктуют новые условия в организационном плане. Компании, являющиеся спонсорами ФИФА, могут считать, что им через футбол нужно выходить на рынки развивающихся стран. С учетом насыщения календаря в традиционных футбольных странах вроде Германии, Франции или Англии трудно придумать, как еще увеличить доходы на их территориях. Теперь шансом на развитие стали отстающие в плане футбола страны: не случайно же произошел взрыв футбольного рынка в Китае.