Возвращаясь к спортивной антиутопии "W, или Воспоминания детства"

Роман Жоржа Перека "W, или Воспоминание детства" вышел в свет в 1965 году и представляет собой уникальный пример совмещения правды и страшной антиутопии. История ребенка, жертвы войны и холокоста, срастается с художественной фантазией на тему тоталитарного спортивного общества на острове W в архипелаге островов Огненной Земли. Весь роман - мучительная попытка очертить зону скорби и детских впечатлений как зону единственно реального. Это находит отражение и в описании тюремно-лагерной системы государства для спорта W, жители которого знают лишь вечное, жестокое и унизительное единоборство друг с другом.

Я в очередной раз задаюсь вопросом целеполагания и оценки отношений спорта и государства в современной реальности. Спортивные чиновники советской школы находятся в положении одобряемого сверху "необходимого восстановления традиций и методик". В таких условиях при лояльно-принудительном финансировании заявок барьер в 55% занимающихся спортом будет, без сомнения, преодолен. Последующие задачи в 70%, 80%, 90% населения страны, погруженного в спорт, после некоторых колебаний также будут реализованы в самых причудливых онлайн-цифровых и интеллектуально-искусственных формах. Не удивительно, что в мире бюджетных кодов и счетов наше предложение в «Стратегию развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» об обнулении (в духе времени) или амнистрировании всех задач по спортивным достижениям из-за вмешательства пандемии (что логично и понятно) не нашло отклика в структуре управления социальной сферой и спортом конкретно. Потому что «Спорт – норма жизни!» со всеми вытекающими…

Спортивная антиутопия Жоржа Перека дает понять, а что будет, если все мечты и желания спортивного счастья будут реализованы и профинансированы? Во что превратится общество, и какими идеалами станут жить люди? Автор отправляет своего героя Гаспара Винклера на поиски своего глухонемого двойника, погибшего при кораблекрушении на островах Огненной Земли. Там находится остров W с «исторически сложившейся» моделью тоталитарного государства и служения спорту 100 % населения острова. Сложно представить, как это попало в голову Жоржа Перека в 1965 году?

«Большинство обитателей W сгруппировано в четырёх населённых пунктах, называемых просто «деревнями»: есть деревня W, которая, несомненно, является самой древней, поскольку она была основана первым поколением людей W и деревни Норд-W, Вест-W и Норд-Вест-W, расположенные соответственно на севере, западе и северо-западе W… Соединяющая деревни дорога — необычайно узка; очень быстро установился обычай проводить утреннюю разминку, соблюдая одностороннее движение, а именно движение по часовой стрелке. Разумеется, бег в противоположном направлении является серьёзным нарушением правил. Учитывая то, что понятие греха в W неизвестно или, во всяком случае, полностью растворено в спортивной этике (всякое умышленное или неумышленное нарушение — это различие совершенно бессмысленно для W — автоматически приводит к дисквалификации, то есть к поражению, что является здесь чрезвычайной, если не сказать, высшей мерой наказания), несоблюдение обычая, не связанное с соревнованиями, может восприниматься только как вызов: на этом простом основании выстроился довольно сложный механизм, регулирующий отношения между деревнями.

….Законы Спорта суровы, а жизнь W ужесточает их ещё больше. Привилегиям, предоставляемым во всех областях победителям, противопоставлены, почти в чрезмерной форме, притеснения, унижения, насмешки, узаконенные для побеждённых; иногда они доходят до жестоких испытаний, как в случае с обычаем (в принципе запрещённым, но на который Администрация смотрит сквозь пальцы, поскольку болельщики на стадионах к нему очень привязаны), согласно которому пришедший в забеге последним должен пробежать ещё один круг в обуви, надетой наоборот, упражнение, на первый взгляд, безболезненное, но, на самом деле, оказывается, чрезвычайно мучительное, последствия которого (сбитые пальцы, мозоли, язвы на подъёмах стопы, пятках, стопах) практически лишают жертву всякой надежды добиться почётной классификации в соревнованиях следующих дней.

Чем пышнее празднуются победители, тем суровее караются побеждённые, как если бы счастье одних оказывалось изнанкой несчастья других. В обычных забегах — классификационных и местных чемпионатах, — праздники скудны, и наказания почти безобидны: грубые шутки, свист, насмешки, ничуть не серьёзнее, чем фанты для проигравших в салонных играх. Но чем важнее соревнование, тем весомее ставка, как для одних, так и для других: последствием триумфа, ожидающего победителя Олимпиады, особенно того, кто выиграл забег забегов, то есть 100 м, может стать смерть того, кто пришёл последним. Это последствие одновременно непредсказуемо и неизбежно. Если Боги не покинут его, если никто на Стадионе не протянет в его сторону кулак с опущенным вниз большим пальцем, его жизнь будет наверняка спасена, и он понесёт лишь наказание, предусмотренное для остальных проигравших; как и они, он вынужден будет обнажиться и пробежать между двух рядов Судей, вооружённых прутьями и плетьми; как и они, он будет выставлен к позорному столбу, а затем проведён по деревням с тяжёлым деревянным ошейником, утыканным гвоздями. Но если поднимется хотя бы один зритель и укажет на него, требуя кары, предназначенной для трусов, тогда он будет умерщвлён; толпа закидает его камнями, и его раздробленный труп будут демонстрировать в течение трёх дней по деревням, цепляя его за крючья мясников на главных портиках под пятью сплетёнными кольцами и гордым девизом W — FORTIUS! ALTIUS! CITIUS! — после чего бросят собакам".

ссылка на книгу онлайн здесь: https://libking.ru/books/nonf-/nonf-biography/546670-16-zhorzh-perek-w-ili-vospominanie-detstva.html#book

 

 

  • Vkontakte comments
  • Facebook comments