Опубликовано чт, 30/01/2014 - 14:22 пользователем Владимир Агеев
Олимпиада в Сочи практически началась с выбора российского кандидата для выступления в одиночном катании фигуристов. Столько различных способов отбора, и такой резонанс в прессе не вызвало ни одно спортивное событие. Чиновники сделали выбор и решили отправить Плющенко. Все. Финита. Ему уже шьют костюм, а туристы из Японии бронируют билеты. Интересно в этом контексте посмотреть, почему этот своеобразный вид спорта живет именно так? Интерес, прежде всего, профессиональный для спортивных менеджеров.
До 1992 года на Олимпийские Игры допускались только спортсмены-любители, а профессионалы зарабатывали свой нелегкий хлеб в профессиональных лигах. Нужно отметить, что профессионалы, в большинстве своим представляли лиги США. Стоит ли лишний раз напоминать, что профессиональный спорт как бизнес зародился именно там? Также в Олимпийских Играх не могли участвовать те спортсмены, у которых были контракты со спонсорами. Доходило даже до скандалов. Но с приходом к руководству Международным Олимпийским Комитетом (МОК) Хуана Антонио Самаранча на Олимпиадах наступило время профессионалов, и игры вышли на новый уровень. Высокий профессиональный уровень. Повысился уровень подготовки инфраструктуры для проведения игр. Преобразование портового города Барселона в современный мегаполис мирового уровня – отличный пример. Повысился уровень организации соревнований – зимние игры стали проходить на протяжении больше, чем двух недель, чтобы захватить три уикэнда. Следовательно, большее количество болельщиков смогли посетить игры и следить за всеми перипетиями борьбы в удобное время на экранах телевизоров. Существенно возросла коммерциализация Олимпийского движения. Доходы МОК выросли до миллиардных значений за счет продажи прав на телетрансляции и заключения спонсорских контрактов. Расширились программы Олимпийских игр – стали появляться новые современные виды спорта, а представительство женщин стало обязательным для всех видов спорта (кроме двоеборья).
Однако, не смотря на это, в олимпийском движении по-прежнему живут два непрофессиональных вида спорта. Профессионалов там не ждут, и их допуск строго запрещен. Речь идет о боксе и о фигурном катании. Причин у этого много, но главная из них заключается в том, что профессионалы этих видов в спорте зарабатывают деньги.
Правда заключается в том, что реальный заработок тех спортсменов, кто будет представлять свои страны на Олимпиаде в Сочи равен сумме стипендии, которую государство платит спортсменам сборной России через ФГБУ ЦСП. Им обещаны за победы призовые деньги, машины, медали и грамоты. Но реальный заработок в этом виде спорта для них – это стипендия около 40.000 рублей для члена сборной России. Все остальные тренируются и живут за счет родителей и спонсоров. Родители, отдавая своих детей в спортивные школы по фигурному катанию, должны осознавать, что расходы в этом спорте существенны: это и аренда катка для тренировок, многочисленные разъезды по соревнованиям, покупка дорогостоящих коньков и костюмов, оплата работы тренеров, хореографов и других членов команды. А вот какие будут у всего этого доходы, не понятно. Спортсмены работают за свое будущее и на свое имя.
И, надо сказать, не только на свое. Ведь у каждого спортсмена, как было сказано, есть тренер. А вот они без достатка в фигурном катании точно не остаются. Тренеры получают все. Достаточное количество школ и большая масса учеников обеспечивают им существенный и стабильный доход. Ко многим тренерам выстраиваются очереди, а их имена всегда на слуху. И для них успешные выступления своих учеников – залог профессиональной популярности в будущем. Для их учеников важно засветиться во время любительской карьеры, выиграть что-нибудь существенное, чтобы быть потом интересным для организаторов профессиональных шоу, за которые платят деньги. Кстати, спортивный результат там далеко не на первом месте. И если раньше впереди планеты всей была только Америка, то сегодня и в России различные ледовые шоу набрали такие обороты, что Первый канал предоставляет время прайм-тайм для этих проектов.
Благодаря этому фигурное катание стало очень популярным в России. За ним следят, его обсуждают. В различных рейтингах телевизионщиков среди зимних видов фигурное катание идет третьим сразу вслед за хоккеем и биатлоном. Это очень хорошие показатели. Сегодня модно отдавать своих детей в школы по фигурному катанию, а сами дети тоже с большим удовольствием встают на коньки. Спортивные магазины продают тысячи пар коньков. Но что происходит со спортивной составляющей этой популярности?
Формата спортивных соревнований внутри страны нет. Все время происходят какие-то отборы и квалификации. При такой высокой емкости рынка начинающих фигуристов им просто негде и не за что соревноваться. Поэтому выбор этого спорта для занятий представляется неудачным. Очень сложно этим зарабатывать, если ты тренируешься не у Тарасовой, Чайковской, Мозер, Мишина или Москвиной. А что остальным делать? Ради чего калечить здоровье?
Модель зарабатывания денег в фигурном катании для спортсменов можно представить в следующем виде: участие в соревнованиях и отбор на Олимпиаду → завоевание на Олимпиаде медалей → приглашение в профессиональном шоу → получение постоянного дохода. Модель для заработка чиновников включает в себя субсидии Минспорта, спонсорские выплаты Ростелекома и других компаний, отчисления на развитие от ISU и т.д. И эти две модели не пересекаются, а только соприкасаются…
Но не даст ли эта модель сбой в Сочи? Не получилось ли так, что, увлекаясь многочисленными шоу, мы оставили спорт на откуп чиновникам федерации, которые уже сорок лет руководят процессами? Ответы на эти и другие вопросы нас ожидают в скором будущем. Но при этом одинаково удивимся любому из исходов. Причем не только в мужской программе, но и в любой другой дисциплине фигурного катания.
Владимир Агеев