Опубликовано чт, 09/01/2014 - 15:17 пользователем Владимир Агеев
«РФС в своей деятельности будет ориентироваться на краудсорсинг и работу со стейкхолдерами». Это цитата из выступления Генерального секретаря Российского футбольного союза (далее – РФС) профессора Анатолия Ивановича Воробьева на Круглом столе в МГУ 24 декабря. Для футболистов и представителей физкультурных организаций такое заявление – это факт посягательства на святое. А в стенах Экономического факультета МГУ такие заявления спортивного руководителя как глоток свежего воздуха. Профессор Воробьев отметил, что не так давно при публикации стратегии развития РФС «Советский спорт» развернул широкую полемику «от лица общественности», связанную с путями развития российского футбола при таких начальниках и стейкхолдерах. Журналисты уважаемого издания давно и плотно стали в ряд стейкхолдеров РФС, но не знали об этом. Да что там журналисты? Многие руководители серьезного уровня до сих пор не знают, что их компании уже являются стейкхолдерами по отношению к РФС и как-то участвуют в реализации стратегий. Мы внесем поправку в этот раздел знаний. Стейкхолдеры (stakeholders – англ. – заинтересованные стороны) – это достаточно широкий круг лиц и организаций, имеющих отношение к предприятию[1]. В спорте стейкхолдерами являются потребители, органы государственной власти, органы спортивного руководства, конкуренты, поставщики, средства массовой информации и т.д. (см. Рисунок 1).
Рисунок 1. Стейкхолдеры в спорте
Следующий раздел нашего внимания – спорт и краудсорсинг. «Российский футбольный союз стремится активно применять методы краудсорсинга для определения путей, по которым будет в ближайшее время жить и развиваться российский футбол», – поведал профессор Воробьев в своем выступлении. Что же такое «краудсорсинг», и как он может оказаться полезен российскому спорту? Согласно устоявшемуся определению, краудсорсинг – это мобилизация ресурсов людей посредством информационных технологий с целью решения задач, стоящих перед бизнесом, государством и обществом в целом[2]. Важно понимать, что краудсорсинг включает в себя не только привлечение мнения как можно большего количества людей. Способов его применения, которые «различаются как по тематике и виду получаемого результата, так и по категории привлекаемых людей», на самом деле масса.
Краудсорсинг разделяется на две основные категории: по сфере применения (бизнес, социальный и политический) и по типу решаемых задач (создание продукта (контента), голосование, поиск решения, поиск людей, сбор информации, сбор мнений, тестирование, служба поддержки, сбор средств (краудфандинг)).
В стратегии РФС подразумеваются задачи, которые стоят как перед бизнесом профессиональных Лиг и клубов, так и перед обществом, населяющим нашу страну. Государство поставило и политические задачи по подготовке правовой базы, созданию инфраструктуры и проведению ЧМ-2018.
Как и в любом бизнесе, в футбольной структуре должна быть поставлена первоочередная задача заработать. И для появления новых идей, контента и поиска решений в бизнесе краудсорсинг и применяется. Что касается уровня государства, то в первую очередь сюда попадают проекты обсуждения различных законов и иных государственных инициатив. И надо сказать, что активное обсуждение целесообразности появления закона об ограничении вложений денежных средств естественных монополий в спорт, которому был посвящен Круглый стол в МГУ, является прекрасным примером такого краудсорсинга.
В продолжение нашего диалога с Денисом Игоревичем Рогачевым, Заместителем генерального директора РФС, Советником Министра спорта РФ по правовым вопросам хотел бы предложить еще несколько тезисов для последующего обсуждения.
1. РФС права делегировал, а контроль оставил?
В современной России сложилась следующая структура управления футболом. Общественная организация РФС осуществляет общее руководство футболом на территории нашей страны и является правообладателем всех официальных соревнований проводимых в России, отвечает за все национальные сборные всех возрастов и по всем разновидностям футбола, представляет интересы России в международных футбольных федерациях – УЕФА и ФИФА. Все вопросы, касающиеся футбола в России, так или иначе, проходят через РФС.
Профессиональным футболом и организацией Чемпионата России занимается отдельное юридическое лицо – Некоммерческое партнерство «Российская Футбольная Премьер-Лига» (далее – РФПЛ), учрежденная клубами высшего дивизиона в 2001 году. РФС делегировал РФПЛ права на проведение Чемпионата и не является непосредственным организатором Чемпионата России. Однако все контрольные и карательные функции за нарушение разделов Регламента РФС оставил за собой. Не должна ли Лига заниматься законотворчеством и контролем в РФПЛ, учредителями которой клубы и являются?
Английский опыт показывает, что там Федерация футбола и АПЛ живут порознь: каждый занимается своими вопросами. И представить, чтобы Федерация регулировала дела клубов очень сложно. Хотя, безусловно, диалог между ними есть и обязательно должен быть.
Показателен и пример хоккея. Там все функции по определению вектора развития профессионального хоккея в России находятся в руках у Профессиональной Лиги – КХЛ. Но Президент ФХР Владислав Третьяк имеет свою точку зрения: «Есть закон о спорте. Он предусматривает, что за все происходящее с отдельным видом спорта внутри страны отвечает национальная федерация. И все. НХЛ-то никаким правовым документам не подчиняется. А наша система выстроена по-другому… Пока права на проведение чемпионата России КХЛ делегирует федерация, курирующая весь хоккей нашей страны. И регламент КХЛ без подписи федерации недействителен»[3].
Получатся, что у ФХР в хоккее, РФС в футболе, РФБ в баскетболе есть право вето на любое решение Профессиональной Лиги? И почему право вето есть только у ФХР, и нет его у остальных федераций из стран, клубы которых представлены в КХЛ? В рамках одной Профессиональной Лиги клубы из разных стран живут по разным законам. Не является ли все это нарушением принципов конкуренции и честной игры? Когда в Законе о спорте будет прописан такой неотъемлемый субъект профессионального спорта как Профессиональная Лига?
Пример РФС показывает, что, даже делегировав Профессиональной Лиге право на проведения Чемпионата и общественно признавая, что к организаторам Чемпионата России РФС никакого отношения не имеет, РФС в единоличном лице продолжает контролировать и управлять всеми вопросами, касающимися профессиональных футбольных клубов, ограничивая тем самым возможности выстраивания эффективной бизнес-модели.
2. Клуб «Россия»
Мировая спортивная практика дает прекрасные примеры того, на чем в первую очередь должна концентрировать свое основное внимание футбольная федерация – создание института сборных команд своих стран. Одни из самых ярких примеров – «Клуб Англия» и «Клуб Италия». Этими «Клубами» занимается исключительно федерация страны, без какого-то ни было вмешательства со стороны Профессиональных Лиг (АПЛ и Серия А). Иными словами, национальные сборные всех возрастов представляют собой как бы один большой клуб с вершиной в виде главной сборной. Все сборные выстроены по одной модели. Все достаточно прозрачно и понятно. У клуба есть и куратор из федерации, и функционер из мира профессионального спорта, отвечающий за все сборные и выстраивающий векторы их развития, и, как итог, спортивный результат, ответственность за который возглавляющие этот «клуб» специалисты несут наравне с главным тренером основной команды. Опыт Италии показывает, что такая отлаженная модель позволяет добиваться результата, даже несмотря ни на какие проблемы в национальном клубном футболе.
Любопытно, что «Клуб Англии» занимается не только футболистами, но и отвечает за работу с болельщиками (для России это особенно актуальная тема, а опыт Англии здесь невозможно переоценить), разрабатывает тренировочные и восстановительные программы (а это тоже очень важно) и развивает спортивную науку (чему в России также, к сожалению, уделяется не так много внимания). При этом каждый из участков работы возглавляет соответствующий специалист, отчитывающийся непосредственно перед Генеральным секретарем Федерации футбола Англии.
Вы что-нибудь слышали о «Клубе Россия»? Не прагматичнее ли для РФС, отдав клубный футбол на откуп Профессиональной Лиге, начать выстраивать наш «Клуб Россия»? После введения правил финансового Fair Play и возможного вступления в силу закона об ограничении вливаний государства в спорт, руководители клубов не останутся перед другим выбором, кроме как реально думать о том, как зарабатывать, а не только тратить. Перемены в нашей спортивной отрасли жизненно необходимы. Мало чем-то управлять, надо уметь из этого делать деньги. И выход из сложившейся ситуации только один: нам нужна грамотная бизнес-модель развития профессионального спорта в России.
Владимир Агеев
[1] Алтухов С.В. Ивент-менеджмент в спорте. Управление спортивными мероприятиями. – М.: Советский спорт, 2013, С. 35-36.