О техническом прогрессе Олимпиады

Никакая Олимпиада не обходится без технических новинок – в экипировке, инвентаре и оборудовании. Не станут исключением и сочинские Игры.

Бобслей, сани и скелетон

На соревнованиях по саням, бобслею и скелетону все решают сотые, а иногда и тысячные доли секунды. Технологии позволяют добиться еще большей точности, но спортивные власти пока к этому не готовы. Между прочим, санно-бобслейная трасса – возможно, самый высокотехнологичный объект этой Олимпиады. В ледовых изгибах спрятаны сотни суперсовременных приборов и датчиков, над бортами развешаны десятки видеокамер, стартовый и финишный створы оснащены сложными системами безопасности. Помимо инженеров и технических работников трассу обслуживает внушительная команда олимпийского хронометриста – компании Omega. Эти люди делают самое главное – засекают время попыток и фиксируют результаты. А заодно получают массу дополнительной информации, такой как скорость, перегрузка, ускорение, траектория входа в виражи.

Если присмотреться к идеальной на первый взгляд поверхности трассы, то на всем ее протяжении можно увидеть небольшие отверстия. Именно в них и спрятаны лазерные фотодетекторы, которые фиксируют промежуточное время. Такие же датчики установлены у стартовой и финишной линий. Квантовый таймер способен показывать время с точностью до миллионных долей секунды. Впрочем, в протоколах миллионные пока не отражаются. В бобслее и скелетоне счет по традиции идет на сотые, в санях – на тысячные доли секунды.

Тут возникает тонкий момент. Согласно нынешним правилам, если спортсмены показывают одинаковое время, они делят места. Но сейчас техника позволяет узнать, кто же все-таки был чуточку быстрее. Однако хронометристы уверяют: вся подобная информация будет засекречена. В СМИ сведения о миллионных и десятитысячных долях секунды не попадут. Правильно ли это? Не должен ли побеждать сильнейший, а отказ от передовых технологий является очередным примером консерватизма в спорте? С другой стороны, сейчас обычному человеку понять, что такое сотая доля секунды практически невозможно, а что же будет, если дело дойдет до миллионных?

Конькобежный спорт

Как фиксируется время?

Коньки – один из тех видов спорта, где самое главное – результат, выраженный в секундах и их долях. И чем точнее он будет определен, тем справедливее окажется исход соревнований. На ноги спортсменов надеваются транспондеры – электронные приемо-передающие устройства, фиксирующие прохождение спортсменом дистанции. Транспондер – это 16-граммовый приборчик на резинке, использующийся во многих видах спорта. На старте судьи проверяют их наличие. Но на самом деле, транспондер не является самым главным прибором фиксации результата. Данные, получаемые с его помощью, носят скорее справочный характер. Так, по кругу «Адлер-Арены» установлены 14 приборов, которые связываются с транспондерами на ногах спортсменов. Такое их количество позволит продемонстрировать в Сочи новинку – на телевизионной картинке зрители видят бегущую виртуальную линию, отмечающую отставание каждого спортсмена от времени лидера. При этом приборы связи с транспондерами зрители не видят – они скрыты подо льдом.

Впрочем, у транспондера есть и еще одна функция. Он фиксирует пересечение спортсменом финишной черты. Но является в этом важном деле только дублером. Основным прибором, фиксирующим финиш спортсмена, является инфракрасная система, реагирующая на пересечение луча передним коньком. Но теоретически конек может пересечь финиш по воздуху – это не запрещено. Тогда финиш и фиксируется по транспондеру.

Транспондеры применяются в разных видах спорта – например, в лыжах и биатлоне спортсмены тоже надевают их на ноги. Но никто не видел транспондера на ноге у легкоатлета. И действительно – для представителей этого вида спорта изготавливаются особые тоненькие транспондеры, которые крепятся к номеру на груди.

И все же ни транспондер, ни инфракрасный луч на самом деле не фиксируют официальный результат спортсмена. За это отвечает другой комплекс – система фотофиниша. Главная ее часть – две камеры, стоящие по обе стороны финишного створа. Почему две – понятно: иначе один спортсмен может заслонить другого. Сами камеры уникальные – делают 2000 кадров в секунду. Они-то и фиксируют финиш. Затем оператор выставляет на экране компьютера линию, проходящую через конец конька, а она, в свою очередь, указывает на результат. Но точные секунды утверждает, естественно, не оператор, а находящийся рядом и наблюдающий за процессом специальный судья. Скорострельность камеры позволяет зафиксировать конек финиширующего спортсмена уже на первых восьми миллиметрах финишной черты.

Как они стартуют?

Еще одна интересная неповторимость коньков заключается в особенностях процедуры старта. Фальстарт в спорте обычно фиксирует электроника. Везде, кроме коньков. Здесь определение того, правильно ли спортсмен стартовал, – прерогатива судьи-стартера. И если он считает, что конькобежец стартовал преждевременно, дает повторный выстрел. Почему это не делается автоматически? Ответ очень прост. Конькобежцы стартуют кому как нравится. Электроника пока не в состоянии уследить за таким разнообразием движений.

Кстати, Сочи стали первой Олимпиадой, на которой организаторы фактически отказались от стартового пистолета в том виде, к которому мы привыкли. В Сочи это пластмассовое чудо техники, напоминающее космическое оружие из компьютерной игры. Почему отказались от реальных пистолетов? У них все-таки существовала некоторая задержка между выстрелом и включением хронометра. В Сочи задержка равна нулю. А звук (кстати, не очень напоминающий настоящий выстрел) идет из обычной колонки. Да и спуск, как утверждают стартеры, у нового «оружия» гораздо мягче, чем у настоящего пистолета. Это важно при повторном выстреле. Плюс на конце «ствола» в момент выстрела загорается лампочка, что удобно для зрителей. У изменения формата стартового пистолета была и еще одна причина – нередко возникали проблемы с провозом оружия в самолетах. Частенько его пытались на борт не пропустить – кто знает, какая у этого пистолета начинка. С новыми «игрушками» таких проблем точно не будет.

Передовые костюмы

Продолжая тему коньков, нельзя не сказать о костюмах, которые являются детищами передового производства. Все мы помним, сколько копий было сломлено на обсуждении темы современных костюмов в плавании. Иногда они позволяли относительно посредственному спортсмену бить всевозможные рекорды и становиться чемпионом. Сейчас их, в конце концов, отменили. Но не придет ли к похожей проблеме и коньки? Конечно, никто не предлагает спортсменам выступать в коньках без костюмов, хотя прецеденты даже на этой Олимпиаде уже и были (популярность Ольги Граф во время Олимпиады резко возросла), но все должно быть в переделах разумного.

Перед стартом Олимпиады пошел слух о суперкостюмах американских конькобежцев. Они все время подчеркивали, что их новая гоночная одежда даст большое преимущество. Недаром, мол, каждый комбинезон стоит больше миллиона долларов. Комбинезоны разработаны совместно с аэрокосмической корпорацией «Локхид-Мартин». Говорят, что при изготовлении комбинезона применялись какие-то особые швы. Однако специалисты относятся к американской новинке очень неоднозначно. Особенно европейцы.

Кстати, отметим, что россияне выступают в точно таких же костюмах, что и голландцы (от их производителя, конечно же). Американцы утверждают, что создали самый быстрый комбинезон в мире. Однако в первые дни Олимпиады новые комбинезоны американцам как-то не помогли. От медалей они пока далеки. А вот голландцы побеждают (10 из 18 на утро субботы, 15 февраля). В отличие от наших (хотя уже завоеванные две медали – это тоже очень неплохо, но не идет ни в какое сравнение с голландцами). Так, может, дело все-таки не в технологиях?

Еще немного о санях

Вот где технологии точно решают это в санном спорте. У немцев слишком хорошие сани, чтобы бороться с ними на равных. Четыре победы из четырех. Это становится просто неприлично. Мне это напоминает доминирование России в синхронном плавании и художественной гимнастике на Летних Играх. Правда, там дело точно не в технологиях, чего не скажешь о санях. Трехкратному олимпийскому чемпиону немцу Георгу Хаклю удалось сконструировать какие-то просто непобедимые сани (точнее полозья) и после завершения карьеры он передал свое дело своим будущим членам по сборной. После такого доминирования немцев в санях (4 победы из 4 и 5 медалей из 12) пошли разговоры о том, не пора ввести единые стандарт полозьев для всех. Потому что, как известно, отсутствие конкуренции убивает спорт (привет, российский баскетбол). Посмотрим, чем закончится эта история после Олимпиады.

Владимир Агеев
 

  • Vkontakte comments
  • Facebook comments