Опубликовано чт, 20/02/2014 - 12:06 пользователем Владимир Агеев
Вчера в Сочи была упущена последняя возможность доказать, что именно мы - самая сильная хоккейная держава. Четыре года назад мы проиграли в ¼ финала хозяевам Олимпиады, теперь мы уступили в ¼ финала в качестве хозяев. Поменялись тренеры, сменилась часть игроков, а результат остался тем же самым. Потому что проблемы остались. Проблемы системного характера.
Одержав непростую победу над Норвегией, наша ледовая дружина шагнула в ту стадию турнира, где для дальнейшего продвижения к заветному Олимпу требовались максимальные усилия, простых соперников не оставалось, а каждый следующий матч мог стать последним. И первый же такой матч с Финляндией им и стал. Мы проиграли. Мы жили в ожидании противостояния с США в финале и ждали встречи с Канадой, а в итоге наши звезды отправляются домой после Финляндии. Кто-то останется в России доигрывать клубный сезон, кто-то отправится на первом чартере для звезд НХЛ обратно покорять Америку…
Так почему же все-таки мы проиграли? Для ответа на этот нелегкий вопрос предлагаю посмотреть на то, как устроен хоккейный мир и какую в нем роль играет российский профессиональный хоккей.
Ни в одном виде спорта атлеты не появляются на Олимпиаде так поздно, как хоккеисты. Об участии в Открытии, за редким исключением, и речи не идет. А вы никогда не задавались вопросом, почему мужской хоккейный турнир так скоротечен на Олимпийских Играх? 12 команд, 7 матчей, 10 дней. Может, потому, что на более продолжительный срок своих хоккеистов не готова отпускать Национальная Хоккейная Лига. Потому что остановка сезона для них – это прямая потеря денег. А свои бизнес-интересы они всегда ставят на первое место.
Весь хоккейный мир крутится вокруг НХЛ, и ИИХФ готова идти на любые уступки, лишь бы в Олимпийском турнире принимали участие все сильнейшие. Но что же происходит? В НХЛ стали сомневаться в целесообразности участия своих представителей в следующих Играх. И будут ли ее представители в Пхенчане-2018 пока большой вопрос. Почему они сомневаются?
1) Остановка сезона – это снижение доходов. Остановка сезона на две недели – это недополученные деньги от спонсоров. Это сокращение поступлений от продажи прав на телетрансляции. Это потеря интереса к НХЛ – болельщики переключаются на другие виды спорта. А за Олимпиадой на другом континенте из-за разницы во времени следить неудобно.
2) Руководство НХЛ очень опасается травм своих лидеров. Понятно, что на Игры едут сильнейшие представители Лиги. Так же понятно, что матчи там проходят на высочайших скоростях, спортсмены максимальные выкладываются для победы. Вероятность получения травм в таких условиях тоже максимальна. Какая профессиональная лига заинтересована в том, чтобы травмы получали ее лучшие игроки?
3) В отличие от КХЛ, в НХЛ очень борются за целостность сезона. Они крайне негативно относятся к необходимости его прерывать. Это влечет потерю игровой формы игроками – ведь на Олимпиаду отправляется только их малая часть, а большинство не играет и только тренируется. Потом следует акклиматизация звезд Лиги после выступления по другую сторону Атлантики. Прибавьте сюда еще и тот факт, что многие спортсмены только об Олимпиаде и думают, забыв о своих клубных делах. А ведь Олимпиада проходит непосредственно перед решающей стадией сезона, и все это не то, отчего будут в восторге потребители НХЛ, то есть хоккейные болельщики.
Да, Олимпиада – это реклама Лиги, лучших ее игроков, но на Играх нет прямой ассоциации с НХЛ, Олимпийский турнир не способен компенсировать потенциальные потери Лиги. А когда издержки больше доходов, в НХЛ работают законы экономики. Поэтому не стоит удивляться, что на некоторое время эти Игры могут стать последними с представительством НХЛ.
Что касается России и КХЛ, то вопрос о том, участвовать или нет в Олимпиаде, даже в теории не стоит. У нас все и всеми силами делается для сборной. Включается режим «наибольшего благоприятствования». Чемпионат КХЛ останавливают заблаговременно, максимально подстраиваясь под интересы сборной. Причем происходит это не только перед Олимпийскими играми. Сезон КХЛ всегда заканчивается до Чемпионатов мира. Надо ли их проводить каждый год? В то время как из НХЛ на него приезжают только неудачники плей-офф. Мы даже готовы прерывать сезон для таких «важных» соревнований как этапы Евротура, на которых наигрываются «надцатые» составы сборных. Целая Лига (международная!) останавливается ради европейского междусобойчика, что нарушает целостность сезона и делает его календарь достаточно неравномерным.
Только у нас в КХЛ существует лимит на легионеров. Да такой, что часть клубов Лиги обязана ему строго соответствовать (российские команды), а другая половина – никаких ограничений не имеет (все команды из других стран). Соответствует ли это принципам честной конкуренции? Является ли это примером эффективной профессиональной лиги? Президент ФХР Владислав Третьяк как-то заметил, что приглашая иностранных игроков, мы усиливаем наших соперников по Олимпиаде, а иностранные тренеры, работающие в России, изнутри узнают, как бороться с нашими лучшими игроками. Только, мне представляется, что чем больше сильных игроков, тем сильнее лига. И не стоит забывать, что самые сильные наши хоккеисты (почти все) играют как раз в НХЛ под руководством тех самых североамериканских тренеров, которые возглавляют свои сборные. Так что, кто и кого лучше знает – это вопрос тонкий.
Одна из немногих звезд, которая с недавних пор играет в России – это Илья Ковальчук. Расторгнув многомилионный и многолетний контракт в НХЛ, он приехал играть в КХЛ. Насколько это решение является экономически оправданным (зарплата Ильи, как «звезды из НХЛ», выводится из-под потолка зарплат – еще одна своеобразная придумка КХЛ), мы сейчас обсуждать не будем. Скажем только, что один из руководителей СКА – клуба, где играет Ковальчук – Геннадий Тимченко заявил, что Илья приехал в Россию ради Олимпиады, поскольку не был уверен, что игроков НХЛ на нее отпустят. И что, он теперь вернется в Америку?
В чем я согласен с Третьяком, так это в том, что развивая хоккей в России, надо думать головой. То есть делать все с умом. И если мы вкладываем миллиарды в нашу хоккейную лигу, которую мы видим конкурентом американской, надо задумываться о том, как эти деньги начать отбивать. Нельзя тратить миллиарды и надеяться, что этот источник никогда не пересохнет.
В завершении хотелось бы отметить, что хоккей – это, конечно, круто. Круче, чего бы то ни было на Олимпиаде. Только заявлять, что «если мы возьмем в хоккее золото – остальные медали не имеют значения, а если не возьмем – не имеют значения тем более» абсолютно не честно по отношению к остальным нашим олимпийцам. Каждая победа, каждая медаль – это отдельная история успеха и огромный труд. Она каждая дорога по-своему. И об этом ни в коем случае нельзя забывать.
А пока Олимпиада не закончилась, продолжаем болеть за наших. И почему-то вспоминаются слова одного из советских участников Велогонки Мира. Когда после окончания одного из этапов он не смог победить, подошедший к нему журналист, обратился с вопросом: «Наверное, вам помешала кочка перед самым финишем?» После чего наш спортсмен ответил: «Тем, кто не готов, всегда мешают кочки. А вот тем, кто готов, помешать ничто не способно!..»
Владимир Агеев