Опубликовано вт, 03/05/2011 - 12:34
После представления стилевого решения для сочинской Олимпиады, возникло очень много вопросов по поводу «сходства» оформительской концепции у оргкомитета «Сочи-2014» с тематикой Олимпийских игр в Атланте. Наши коллеги из Маркер.Ру провели исследование данного сходства. Вот что получилось.
Атланта
«Лоскутное одеяло — это дорожка, на которой должны встретиться разные люди и сформировать единое гармоничное целое», — заявил в 1994 г. один из руководителей Атланты-1996,управляющий директор по корпоративным услугам оргкомитета Игр Джинджер Воткинс представляя концепцию оформления игр. «Лоскуты — это единство разнообразия. Лоскутное шитье — старая традиция южных американских штатов, эта техника знакома многим культурам за пределами США», — говорится в трехтомном отчете организаторов Олимпиады-1996.
Концепцию и оформление Олимпийских игр в Атланте, дизайн всей атрибутики разработало американское дизайнерское бюро Malcolm Grear Designers (MGD). Его лоскутное одеяло из листьевЦентральным элементом стиля стали лавровые листья — символ Древней Греции, объяснил «Маркеру» вице-президент MGD Джоэл Греар. Игры 1996 г. проходили в год столетия возрождения олимпийского движения. «Мы рассматривали все мероприятие как большой день рождения», – говорит Греар. К тому же штат Джорджия считается одним из самых зеленых в США, а Атланту называют «городом деревьев» было выбрано из почти 500 предложений.
Кроме использования на объектах, по этой концепции в Атланте был построен целый парк.
Сочи
На презентации 25 апреля 2011 г. оргкомитет Сочи-2014 сообщил, что в основу образа Олимпиады лег принцип лоскутного одеяла — сочетание 28 орнаментов 16 национальных промыслов России. Утверждается, что эта концепция — новое прочтение общности различных культур, традиций и национальностей. Глава комитета Дмитрий Чернышенко похвалил производителя одежды Bosco, многолетнего спонсора российской сборной. Эта компания бесплатно придумала образ будущей Олимпиады. «Результат превзошел наши ожидания. В основу идеи, разработанной командой Bosco, заложено многообразие впечатлений и эмоций, которые Игры в Сочи принесут не только жителям страны, но и зрителям всего мира», — сказал Чернышенко.
«Cо всей полнотой ответственности мы сделали первый шаг в создании будущего образа Сочи-2014, — объявил глава Bosco Михаил Куснирович. — Нам за этот шаг гордо. По-моему, получилось очень сочно! Надеюсь, что новый образ игр будет востребован, интересен и радостен и в России, и в мире. Здорово создавать! Тем более вместе!»
Почему концепции двух олимпиад так похожи
«Лоскутные одеяла — это русская традиция, которая вернулась к нам с Запада после развала СССР, — говорит завкафедрой художественного оформления текстильных изделий Московского государственного текстильного университета имени Косыгина Ольга Исаенкова. — На Руси невеста ткала себе приданое, а из остатков делались украшения — одеяла и коврики. В последние годы лоскутные изделия — это развитая индустрия».
Джоэл Греар в разговоре с «Маркером» признал, что лоскутная идея олимпийского оформления вполне могла быть позаимствована у его компании. Вместе с тем он подчеркнул, что образ Сочи-2014 выглядит иначе.
Департамент маркетинга и дизайна Bosco разработал концепцию самостоятельно, без субподрядчиков. «В Атланте был использован единый цветочный стиль, один узор, – подчеркнул в разговоре с „Маркером“ глава департамента Игорь Казаков. — Наша же идея была в объединении разнообразных стилей. Можно было бы провести аналогию с Атлантой, если бы мы все оформили, например, в лоскуты Хохломы». «Вообще, если задаться целью, чужие корни можно найти в любой идее», — добавляет представитель Bosco.
Новый сочинский стиль узнаваем при первом визуальном контакте, и цель достигнута, убежден Казаков. По мнению Греара, лоскутные одеяла Сочи-2014 чересчур сложны и из-за этого образ плохо запоминается. На вопрос, как улучшить утвержденный стиль Сочи, Греар затруднился ответить сразу: «У дизайнеров это заняло бы немало времени — простого решения нет».