Опубликовано пт, 01/11/2013 - 17:14
SD: В Риме продолжается самое настоящее чудо. Футболисты «Ромы» продолжают обновлять всевозможные рекорды. Кризис и его последствия уже не так интересны римлянам и не мешают им жить и верить, что «Рома» весонй выиграет скудетто и выйдет в Лигу Чемпионов УЕФА. А пока акции «Ромы» продолжают дорожать. За месяц цена на акцию увеличилась на 260%.
Как фан-сайты стали биржевыми сводками
«На акцию "Ромы" нельзя даже кофе купить!" — эта язвительная шутка, весьма распространённая среди фанатов римского "Лацио" ещё пару месяцев назад, более неактуальна. Тогда одна акции джаллоросси на фондовом рынке оценивались примерно в половину евро. Сегодня же за одну акцию можно едва ли не обеспечить себя плотным завтраком — каждая акция стремится к стоимости в 2 евро.
Пожалуй, ещё никогда фанатские сайты "Ромы" не были столь увлечены биржевыми делами. Новости относительно очередного дня роста акций клуба располагаются на почётном месте на любом фан-ресурсе римлян, сводки обновляются каждый день. Последний раз подобный ажиотаж вокруг акций лидирующего в серии А столичного клуба был ещё до массового распространения высокоскоростного Интернета — в 2000 году, когда "Рома" в последний на сегодняшний момент раз боролась за скудетто, а акции клуба расходились как горячие пирожки по 5,5 евро. Ежедневно "Рома" отмеряла рост акций клуба в десятках процентов, подтянув за собой и акции других клубов — "Лацио" и "Ювентуса" на 10-15% в среднем за день. Впрочем, рост заклятых врагов по римскому дерби и действующих чемпионов Италии на фоне роста "Ромы" просто меркнет: к концу октября месячный рост составил почти 260%, а рост с октября 2012 года по октябрь 2013 исчисляется 205%.
Как взлетела "Рома"
У "Ромы", что называется, всё сошлось в один момент. Первый и, безусловно, главный фактор роста акций клуба — успешное выступление команды в чемпионате Италии. Аналитики утверждают, что рост спровоцирован всплеском интереса тифози "Ромы" к клубу, и большинство покупок совершено не профессионалами, а именно болельщиками, что говорит о том, что инвесторы голосуют прежде всего сердцем, а не умом. Такие "страстные" всплески в случае нескольких подряд поражений клуба могут привести к обвалу акций ещё более стремительному, чем взлёт. Ежедневно в октябре из рук в руки переходили от 7 до 10 млн акций (5-7% от общего числа бумаг, выпущенных на фондовый рынок), притом что ещё в сентябре в среднем за день проходил обмен 2,5 млн акций. Разницу в настроениях профессиональных инвесторов и болельщиков "Ромы" подчёркивают цели вложения: и те, и другие хотят видеть прибыль по акциям после выхода клуба в Лигу чемпионов, однако если тифози уже требуют от команды Руди Гарсии победы в чемпионате, то профессионалы рассчитывают на то, что "Рома" займёт второе место. Удивительно, но факт: именно такой результат принесёт клубу максимальную экономическую выгоду — в Лигу чемпионов джаллоросси попадут напрямую, а огромную сумму в качестве призовых за скудетто, прописанную в контрактах футболистов и персонала, выплачивать не придётся. К футбольным факторам роста акций (а следовательно росту "фанатского" инвестирования) стоит отнести и продление контракта с живым символом "Ромы" Франческо Тотти. Руководство "Ромы" может меняться хоть раз в месяц, пока Тотти является главным гарантом стабильной любви болельщиков к клубу.
Понятно, что интерес болельщиков — не единственная причина роста популярности акций "Ромы". Клуб стабилизировал своё финансовое состояние и стал интересным для инвесторов. Сделка с Unicredit до 2017 года, подписанная летом 2013 года, подчеркнула серьёзность планов клуба, который уже ждёт новых инвесторов. В частности, в итальянской прессе нарастают слухи о возможном участии в проекте "Ромы" нефтяной компании Alliance Oil, которая фактически контролируется российским бизнесменом Мусой Бажаевым. Бажаев некоторое время назад инвестировал в сферу туризма в Италии, и потенциальное приобретение бизнесменом пакета акций "Ромы" не выглядит невозможным. Руководство клуба, правда, все подобные сообщения отвергает, однако достаточно вспомнить, что и "Интер" первоначально опровергал все слухи о переходе во владение к Эрику Тохиру.
В-третьих, интерес к "Роме" подогревает строительство нового стадиона. Акции "Ювентуса" в своё время совершили рывок под прессом информации о строительстве новой арены, и того же самого добилась "Рома". К тому же строительство 55-тысячной арены, которую планируется возвести в ближайшие три года, приведёт к перспективному сотрудничеству с Nike, гораздо более финансово привлекательному для клуба, чем работа с Kappa, приносившая по 6,5 млн евро за сезон.
Наконец, к росту акций привела и грамотная работа менеджмента клуба, здорово поработавшего на трансферном рынке. Летнее окно принесло "Роме" не только ряд классных и совсем не старых футболистов (Ляич, Жервиньо, Стротман, Бенатиа, выкуп Дестро, очередной хорватский вундеркинд Тин Едвай), но и порядка 40 млн евро прибыли в балансе между продажами и покупками. В клуб пришло более 100 млн евро наличными, что значительно освежило капитал клуба. В нынешние в целом застойные для серии А финансовые времена подобный глоток воздуха подобен чудесному воскрешению.
Как фанат "Ромы" может рассчитывать на потеху над лациале
Конечно, у "Ромы" совсем не всё так радужно. Например, несмотря на рост интереса к инвестированию, клуб в начале октября подтвердил финансовые потери. По итогам прошлого сезона чемпионата Италии римляне потеряли ровно 40 млн евро. Тем не менее и здесь у клуба есть повод для оптимизма. Прежде всего связан он с оптимизацией зарплат (бюджет зарплат в прошлом сезоне был сокращён на 8 млн евро по сравнению с сезоном-2011/12) и ростом выручки на 7,5%, до 125 млн евро. Это помогло боссам джаллоросси сократить потери по сравнению с сезоном-2011/12 на 18 млн евро (с 58 млн до 40 млн). Скорый переезд на новый стадион совершенно точно — за счёт увеличения продаж абонементов и посещаемости, а также продажи корпоративных лож — принесёт клубу большую, чем 21,2 млн евро в прошлом сезоне, прибыль, а главный потенциальный источник доходов для "Ромы" — еврокубки. Если команда Руди Гарсии попадёт по итогам сезона в Лигу чемпионов, клуб по итогам сезона-2014/15 будет близок к выходу в чистую прибыль.
Может быть, тогда у владеющего одной акцией фаната "Ромы" хватит денег и язвительности не только на то, чтобы купить кофе, но и на то, чтобы купить кофе живущему по соседству поклоннику "Лацио".
Источник: "Чемпионат.com"