Опубликовано чт, 28/11/2013 - 10:41
Тема телевизионных контрактов спортивных клубов и лиг – одна из самых обсуждаемых в сообществе спортивных менеджеров. Почему? Ответ лежит на поверхности. Нужно уметь зарабатывать. Никакие госдотации и финансовые вливания не позволят достичь коммерческого успеха в условиях рыночной экономики. Поэтому полезно знать, каким образом телевидение откликается на спрос телезрителей в показе того или иного вида спорта.
НХЛ – 450 миллионов евро в год
Заокеанские хоккейные боссы на днях заключили рекордное для себя соглашение с канадской телекомпанией Rogers Communications – за 12 лет сотрудничества НХЛ заработает более 3,6 миллиарда евро (около 300 миллионов в год). И это только за трансляции матчей на территории Канады, начиная с сезона-2014/15. В США матчи НХЛ показывает телеканал NBC, заключивший с лигой 10-летний договор в апреле 2011 года. На этой сделке хоккейные дельцы зарабатывают чуть более 147 миллионов евро в год. Таким образом, в ближайшие 8 лет НХЛ будет делать на телетрансляциях порядка 450 млн евро в год. И это только в Северной Америке. Жирно? Еще бы! Но есть доходы и пожирнее.
НФЛ – около 6,6 миллиарда евро в год
Никто в мире не зарабатывает столько, сколько ведущая лига по американскому футболу. Американцы сходят по своему национальному виду спорта с ума – каждую неделю телезрители могут посмотреть абсолютно все матчи тура по совершенно разным каналам.
В 2011 году руководители Национальной футбольной лиги заключили долгосрочные соглашения сразу с четырьмя общенациональными телеканалами – NBC, CBS, Fox и ESPN. Контракты с первыми тремя компаниями истекают в 2022 году, и заработает на них НФЛ почти 31 миллиард евро. Договор с ESPN рассчитан до 2019 года, а его общая стоимость – 11,1 миллиарда евро.
Но деньги телекомпаний распространяются только на обычное телевидение. Модное нынче Интернет-ТВ – разговор отдельный. Мощный американский провайдер Direct TV платит НФЛ за право показывать матчи в сети 0,74 миллиарда евро в год. Столько же отстегивает лиге компания Verizon, занимающаяся показом на мобильных устройствах.
И, конечно же, торгуют спортивные капиталисты из НФЛ правами и в других странах мира. В итоге доходы получаются огромными, но это не останавливает руководителей лиги – к 2027 году они планируют сдирать с телевизионщиков почти 20 миллиардов евро в год!
Английская Премьер-лига – 3,6 миллиарда евро в год
Самая популярная у болельщиков футбольная лига мира буквально купается в деньгах. Матчи английского чемпионата транслируют в 212 странах мира. Даже аутсайдеры Премьер-лиги зарабатывают очень неплохие деньги от продажи телевизионных прав – порядка 40 миллионов евро в год. Огромный кусок финансового пирога приходится на внутренний рынок, где властвуют BT Group, BSkyB и все тот же ESPN – по этим соглашениям Премьер-лиге полагается 1,27 миллиарда евро в год. Эти договоры истекают после сезона-2015/16.
MLB – 1,13 миллиарда евро в год
Пропасть между двумя ведущими американскими лигами очень высока, но здесь есть пара нюансов. Во-первых, этот миллиард евро не учитывает заработки на международной ТВ-арене (хотя они не так уж высоки). А во-вторых, каждый клуб лиги имеет право заключать собственные контракты с местными телекомпаниями. И тут уж кто во что горазд. К примеру, «Лос-Анджелес Эйнджелс» срубает с калифорнийского Fox Sports West более 90 миллионов евро в год, а «Цинциннатти Редс» получает от локальных телевизионщиков лишь 7,4 миллиона.
Общие же деньги MLB получает от ESPN, Fox и TBS, контракты с которыми истекут в 2021 году.
Серия А – 830 миллионов евро в год
Итальянский чемпионат, несмотря на некоторые финансовые трудности, остается смотрибельным и привлекательным для телевизионщиков. На данный момент Серия А получает деньги от Sky Italia и Mediaset. Но с сезона-2015/16 должен вступить в силу новый контракт с агентством Infront, рассчитанный на 6 лет. Его общая стоимость – 5,49 миллиарда евро (около 930 млн евро в год). Договор еще не подписан, но дело, по сообщениям прессы, на мази.
НБА – 685 миллионов евро в год
Сейчас у ведущей баскетбольной лиги мира действуют контракты с ESPN/ABC (оба канала принадлежат «Уолт Дисней») и TNT. Не забываем про НБА-ТВ и контракты клубов с местными телекомпаниями по образцу MLB. Здесь также преимущество получают команды из больших городов и с богатой историей. Тем же «Лейкерс» по 20-летнему соглашению с Time Warner Cable полагается 110,4 миллиона евро за сезон.
Только в США организация Дэвида Стерна зарабатывает порядка 685 миллионов евро в год, и эти сделки истекают после сезона-2015/16. Однако заокеанские журналисты уверены в большом будущем НБА – в отличие от американского футбола и бейсбола, которые пока что остаются в большей степени продуктом внутреннего, пусть и гигантского, рынка, баскетбол популярен во многих странах мира. Цель номер один – полуторамиллиардный Китай, в котором НБА смотрят с огромным удовольствием. Все эти международные цифры довольно трудно подсчитать, но известно, что в прошлом сезоне лига заработала на всем, чем могла, 3,7 миллиарда евро.
Бундеслига – 628 миллионов евро
Немецкий чемпионат набирает обороты, в том числе и финансовые. На территории страны у боссов DFL заключен, помимо прочих, крупный договор со Sky Television, по которому лиге полагается 485,7 миллиона евро в год. Также подписан контракт с телекомпанией 21 Century Fox, которая будет транслировать матчи Бундеслиги почти по всему миру – в Северной и Южной Америке, Азии и в некоторых европейских странах. Соглашение сроком на 5 лет вступит в силу с сезона-2015/16, и на нем немецкие дельцы будут зарабатывать до 150 миллионов евро в год.
Ла Лига – порядка 654 миллионов евро в год
Чемпионат Испании – единственная из числа Топ-5 футбольная лига Европы, в которой нет централизованного пула. Телевизионные права на показ своих матчей каждый пиренейский клуб реализует самостоятельно. В Испании уже давно говорят о том, что эту практику пора прекратить. Нетрудно догадаться, что максимальные деньги делают «Реал» и «Барселона» – по 140 миллионов евро в год. На третьем месте идет мадридский «Атлетико» со своими 47-ю миллионами. 654 млн – это общая оценка ТВ-доходов всех 20 клубов.
Лига 1 – 607 миллионов евро
Французские клубы несколько потеряли по сравнению с предыдущей сделкой с телевизионщиками. Ранее они зарабатывали во Франции около 668 миллионов евро в год, а по договору, подписанному в 2012 году, потеряли 61 миллион. Практически полностью Лига 1 потеряла канал Orange, частично снизил количество показов и Canal+. Зато возросли продажи на международном рынке (до 31,5 млн евро в год), где ведущую роль играет канал «Аль-Джазира». Французы рассчитывают еще плотнее сотрудничать с арабами по окончании нынешней ТВ-сделки в 2016 году.
Для сравнения, российской РФПЛ по контракту с «НТВ-плюс», подписанному в 2012 году, полагается чуть более 3 миллиардов рублей (около 69 миллионов евро) или по 23 миллиона евро в год.