Опубликовано пн, 21/01/2008 - 21:00 пользователем Сергей Алтухов
Профессиональный спорт сегодня - это платная спортивная услуга, предусматривающая экономическую эффективность для субъектов и высокую информационно-развлекательную ценность спортивно-зрелищных мероприятий для зрителей. Современный профессиональный спорт постепенно выходит за пределы сферы физической культуры и становится частью культуры экономической. Это объективная реальность. Литература и кино, музыка и театр, спорт и балет - эти и другие области общечеловеческой культуры все больше и больше "коммерциализируются", становятся источниками дохода, получения выгоды, прибыли и создания соответствующей инфраструктуры. Профессиональный спорт во многом уже живет по рыночным законам. А одним из основных условий функционирования рынка является недопустимость жесткого административного регулирования.
Именно стремление к экономической эффективности всех профессиональных клубов является причиной постоянного зрительского интереса и внимания к многолетнему соперничеству «Реала» и «Барселоны», «Милана» и «Интера», «Детройта» и «Колорадо» в матчах, организованных той или иной спортивной корпорацией - спортивной лигой. Информационно-развлекательную ценность этих состязаний и прелести жизни звезд обеспечивают менеджеры, специалисты PR и талантливые маркетологи. Миллионы болельщиков и телезрителей готовы за все это платить. Они превращаются из «просто зрителей» в потребителей спортивной услуги и тем самым представляют собой один из самых важных субъектов спортивной индустрии.
Профессиональные спортивные лиги во всем мире являются примером олигопсонии. Олигопсония представляет структуру рынка факторов производства, характеризуемую тем, что небольшое количество фирм, создавших лигу, закупает все рыночное предложение определенного ресурса. Спортсмены могут продавать свои услуги только одной из фирм (клубу), которая остановила на нем свой выбор. В США, например, в Национальной хоккейной лиге (НХЛ) и в Национальной баскетбольной ассоциации (НБА) представлены 30 профессиональных команд.
Олигопсония сходна с олигополией в том, что конкурирующие фирмы сознают свою взаимозависимость. Во избежание ценовых войн, которые могли бы привести к росту оплаты спортсменов, корпорация ищет способы обуздать ценовую конкуренцию. Результат похож на создание картеля. Группа фирм действует на рынке таким образом, как если бы они были одним покупателем. У каждой команды имеется своя "квота" игроков, а система драфта (выбора) также предполагает отсутствие возможности найма одной фирмой всех лучших новых игроков. При этом работодателем для спортсмена является лига, а клуб - это лишь место его работы. Коллективное соглашение лиги и ассоциации игроков закрепляет особые правила внутреннего регламента на определенный срок.
Обсуждая с экспертами Центра «Спортивный менеджмент» историю создания КХЛ, мы натыкались на отсутствие открытой информации об Открытом Чемпионате. Это возможно во многом потому, что система управления спортивными проектами в нашей стране непонятна. Во всяком случае, мы о ней мало что знаем. Как и кто становятся руководителями спортивных федераций и спортивных клубов? Какие компетенции, навыки и образовательный уровень для этого нужны? Где можно прочесть разделы коллективного соглашения работодателей и профсоюза? Мы этого не знаем. И примеры коллективного служебного несоответствия и отставки ВСЕЙ Федерации гребного спорта России, драка конькобежек и отказ выйти на старт престижнейших соревнований, раздел рекламных возможностей с отставкой капитана и главного тренера сборной в Союзе биатлонистов России, повышение генерального менеджера«Авангарда» после гибели своего спортсмена оптимизма нам не добавляют.
Общими усилиями мы пришли к интересному выводу. Так видимо исторически сложилось, что развитие спорта высших достижений оценивается по результатам выступления сборной команды России на международной арене. И это действительно очень важно. Но те же спортсмены-сборники появляются в качестве кандидатов не просто «раз в неделю», а в результате отбора на внутрироссийских соревнованиях. КХЛ интересна в этом контексте, прежде всего, потому, что она развивает хоккей на внутреннем рынке. Практика создания путем финансового вливания сильных и состоятельных клубов бессмысленна без системного подхода в менеджменте.
Именно система проведения Чемпионатов России, по мнению большинства экспертов, должна быть реформирована. Именно здесь должны создаваться новые рабочие места и внедряться новые подходы к управлению. Нужно создавать такие регламенты и положения, которые позволят соревноваться на уровне клубов даже в индивидуальных видах спорта путем создания спортивных корпораций - спортивных лиг. В рамках Лиги дзюдо, Лиги бокса, Лиги горных лыж можно создать привлекательные экономические условия для всех участвующих субъектов и развития этих и всех других видов спорта во время Чемпионата России, проходящего в течение восьми-девяти месяцев.
Спортивные лиги в современной России являются «инерционными» продолжениями Чемпионатов СССР и представляют собой своеобразный «гибрид», в котором сосуществуют командно - административные методы управления и рыночные, договорные подходы. Разница между двумя подходами колоссальная. В одном главную роль играет количество потраченных денег, в другом - грамотность их расходования и получение прибыли.
Спорить с тем, что чемпионат НХЛ более интригующий, чем российский, бессмысленно. И механизмы, которые вызывают североамериканские чудеса, известны давно и не представляют собой никакой тайны. Они так же прозрачны, как и платежные ведомости. Вот эти основные механизмы:
* потолок зарплат;
* драфт новичков;
* обмен игроками;
* статус несвободного агента;
Каждый из подобных регуляторов выполняет свою функцию. Один не дает богатым слишком сильно оторваться от бедных по финансовому потенциалу. Второй позволяет сегодняшним аутсайдерам, не испытывая конкуренции со стороны сегодняшних грандов, укрепляться лучшими молодыми хоккеистами мира. Третий и четвертый обеспечивают надежнейшую страховку - потерять хоккеистов, не получив за них адекватную компенсацию, практически нереально. Все вместе они создают ситуацию, при которой высококвалифицированный генеральный менеджер, имея в распоряжении относительно небольшую сумму денег, в отличие от российского коллеги, может построить вполне боеспособную команду.
В российских условиях, спортсмены как «шабашники», по меткому выражению В.Фетисова, переходят из клуба в клуб, руководствуясь величиной сделанного контрактного предложения и лояльностью тренера. Каждый клуб при этом преследует только свои личные, а не корпоративные интересы всей лиги. Таким образом, решение локальных задач клуба не позволяет всей корпорации бороться за своего зрителя, потребителя оказываемых услуг, а в конечном итоге - за рентабельность и доходность проекта в целом.
Разница в доходах и расходах профессионального клуба компенсируется за счет средств либо госпредприятия, либо областного бюджета, либо министерства, которые оказывают покровительство клубу. Использование бюджетных денег для покрытия профессиональными клубами части своих расходов некоторыми специалистами вменяется в вину профессиональному спорту и позволяет заявлять, что в России профессионального спорта нет, а есть лишь государственный, лжепрофессиональный спорт. Может быть. Однако сравнение основных финансовых показателей клубов, а тем более гонораров спортсменов в России и за рубежом приводит к выводу, что у нас нет профессионального спорта, но есть условия для его зарождения.
Принцип создания Континентальной хоккейной лиги - частно-государственное партнерство. Вполне в духе времени. Современная материально-техническая база хоккейного хозяйства в нашей стране качественно улучшилась. Ряд государственных и частных компаний вместе с профессиональными клубами учредили хоккейную лигу, опираясь на эту базу, как самостоятельное коммерческое предприятие. Критерии оценки деятельности такой организации - рентабельность и экономическая эффективность. Лига должна зарабатывать. Субъекты, участвующие в реализации проекта, такие же, как и в американских лигах. Директорат лиги, профсоюз спортсменов или ассоциация игроков, клубы со своей инфраструктурой и менеджментом и сами спортсмены в той или иной степени являются членами корпорации. Однако, есть и в этой истории российский отпечаток. Не все 24 клуба, вошедшие в КХЛ, стали учредителями лиги. Значит, они не могут претендовать на доходы лиги, вносить изменения и поправки в регламент, делегировать своих представителей и т.д. Эту несправедливость можно исправить. Нужна лишь воля.
Идея проведения Чемпионатов России среди КЛУБОВ особенно актуальна для становления новых форм управления в спорте. Главная проблема сегодняшнего дня - это отсутствие рыночных механизмов спроса и предложения на спортсменов, тренеров, арбитров, менеджеров. Они живут в своем замкнутом и обособленном мире, с уважением и завистью поглядывая на Континентальную хоккейную лигу «имени Газпрома». Рыночная конкуренция, привнесенная «лиговой» структурой управления спортивными проектами, будет заставлять клубы укрепляться сильными спортсменами, бороться за своего зрителя, создавать современную инфраструктуру. Регулярный календарь позволит средствам массовой информации освещать чемпионат России по любому виду спорта так же подробно, как футбольное или хоккейное первенство.
В заключение, именно идеологов создания КХЛ хочется поблагодарить за то, что они первыми разрушили стереотипы и заставили посмотреть на спорт, как на рыночный продукт в его системном предложении. Лига теперь является работодателем, а клуб - это место работы. Принципиальнейшая вещь! В этом состоит важное условие полноценного развития спорта в условиях рыночной экономики, создающего среду партнерства клубов в бизнесе, а потом уже - их соперничество на спортивных площадках.
Сергей Алтухов