Опубликовано вт, 03/12/2013 - 13:14 пользователем Сергей Алтухов
Ежедневная, ежечасная, ежесекундная зависимость российского спорта от российского же государства стала главным результатом государственной политики в области спорта за последние 10 лет. Законотворческая инициатива государственных юридических структур, внесение поправок, усиливающих роль государства, в существующие законодательные акты, принятие «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на срок до 2020 года» и ФЦП создали площадку для привлечения в России самых рейтинговых спортивных мероприятий мира – от Олимпийских игр до Чемпионата мира по футболу. Престиж последующих государственных достижений в этом контексте потребовал дополнительных усилий на подготовку материально-технической базы российского спорта усилиями все того же государства и подготовку спортсменов за деньги государства, которые с честью должны нести знамя российского спорта, побеждая в этих спортивных событиях. Все, круг замкнулся. Есть строительство и закупка оборудования, есть спортивные соревнования с гарантиями государства по их проведению и есть спортсмены, которые побегут, поплывут, прыгнут и победят… Иными словами, затратный механизм «замкнутого цикла» уже подготовлен. С сожалением следует заметить, что государственные чиновники во главу угла ставят достижение высокого спортивного результата только на международном уровне. Нарушается баланс инетерсов. Внутрироссийские спортивные события по факту все больше становятся физкультурными, обыденными и малопривлекательными для потребителей спортивных услуг. Усиление центростремительного направления развития российского спорта в сторону государственного регулирования, в какой-то степени, монополизирует процессы оказания различного рода спортивных услуг и уничтожает конкуренцию между видами спорта в борьбе за своего зрителя и свои рынки, а также конкуренцию внутри каждого вида спорта, работающую на развитие внутрироссийского рынка соревнований и рынка подготовки спортсменов для спорта высших достижений. Ведь Единый Календарный План (ЕКП) на предстоящий год утвержден, заявки на государственные субсидии оформлены должным образом, процесс пошел... Зачем с кем-то конкурировать?
К повседневному процессу решения таких грандиозных государственных задач спортивного профиля естественным образом подключились, в первую очередь, естественные монополии. После тяжелого периода становления бизнеса в начале 90-х настало время для социальной ответственности бизнеса перед обществом. Потребность во влиянии (даже в части социальной ответственности) порождается стремлением властвовать над другими людьми. Мы будем об этом говорить в контексте трансформации спортивной конкуренции между клубами в спортивную конкуренцию между государственными компаниями, содержащими спортивные клубы. Дело обстоит таким образом, что вместо состязания «Зенит» - «Локомотив» мы получили соперничество «Газпром» - РЖД, а «Динамо» - ЦСКА соревнуются как ВТБ с Россетями. В настоящее время в обществе оживленно проходит обсуждение поправок в ст.4 и ст.7 Федерального Закона «О естественных монополиях». В дискуссию вовлечены и законодатели, и монополисты, и болельщики-потребители спортивных услуг. Весьма странно, что поправки не затрагивают участие в процессе других компаний с государственной долей капитала (не монополистов). Нам представляется, что их участие в финансировании спортивных клубов и федераций ничуть не уступает вкладам естественных монополистов. А формы финансирования профессионального спорта через рекламные контракты госкомпаний и контракты со страховыми организациями, аффилированными с госкомпаниями, практически делают бессмысленными предлагаемые поправки.
Вопрос о перезагрузке в российском спорте нужно ставить шире. Только отказ от финансирования профессионального спорта со стороны государственных бюджетов любого уровня может обсуждаться как превентивная мера для решения самых насущных государственных задач. Коллеги из «Коммерсанта» образно подошли к обсуждению темы о поправках в Федеральный Закон «О естественных монополиях»: «Российский спорт в случае принятия такого решения просто рухнет. Это довольно банальная мысль, но не упомянуть ее нельзя опять-таки из-за того, что весь наш спорт убыточен, рынок спортивного маркетинга не развит абсолютно и клубы, образно говоря, находятся в коме — на аппарате искусственного поддержания жизни. И трудно себе представить, что в преддверии Олимпиады, Чемпионата мира по футболу и кучи всяких других спортивных турниров кто-то вдруг решится этот аппарат отключить».
С этим трудно не согласиться. Особенно, накануне Олимпийских игр в Сочи…
Дорогое участие
Как госкомпании помогают спорту
|
* Финансируют "Роснефть" и "Газпром нефть"
** В виде займа
*** Годовой бюджет команды, доли спонсоров не раскрываются
**** Зарплатный бюджет клуба в сезоне 2012/2013
***** Общая стоимость проекта