Опубликовано вт, 25/02/2014 - 10:17
На Олимпиаде у каждого свои рекорды: у спортсменов — спортивные, у спонсоров — финансовые, а у технологических компаний — технологические. В двух последних дисциплинах рекорды в Сочи установили компании Panasonic и "МегаФон". Сумеют ли они конвертировать эти "медали" в прибыль, разбиралась корреспондент "Денег" Анна Васильева.
Битва финансов с амбициями
Samsung и Panasonic традиционно выступили в Сочи в качестве всемирных партнеров Олимпийских игр. Samsung решил ограничиться внеолимпийскими рекордами: за прошедший финансовый год он показал самую большую в своей истории чистую прибыль, $28,4 млрд, и на Олимпиаде сосредоточился на продвижении одного продукта — смартфона Galaxy Note 3. Для Олимпийских игр выпустили специальную версию Olympic Games Edition и раздарили спортсменам. Говорят, настоятельно попросив отказаться от использования прочих мобильных телефонов, например Apple. Хотя бы на время Олимпиады.
Panasonic же, за прошлые годы до минимума сокративший бизнес по выпуску смартфонов, сосредоточился на всех остальных технологических сегментах. После нескольких лет убытков компания получила прибыль (около $3 млрд за прошлый финансовый год) и взяла на себя в Сочи двойные обязательства. Она не только стала спонсором и поставщиком всего аудиовизуального оборудования, но и обеспечила все олимпийские объекты своей бытовой техникой. Объем спонсорской поддержки Олимпийских игр-2014 в Panasonic не раскрывают. По оценкам экспертов, это десятки миллионов долларов, однако, где заканчивается спонсорская поддержка и начинаются коммерческие поставки, неизвестно: первую сумму не раскрывает МОК, вторую — оргкомитет Сочи-2014.
В Panasonic уверены, что сотрудничество с МОК, "судя по росту продаж, очень эффективно для бизнеса". "Кроме огромных поставок на коммерческой основе мы получаем право использования логотипов и символики Игр, что тоже положительно действует на продажи,— рассказывает директор олимпийского проекта "Сочи 2014" Panasonic Акира Нуноя.— Да и сам факт присутствия Panasonic на олимпийских объектах очень полезен для бренда на рынке b2b, помогает расширять клиентуру и выигрывать тендеры на крупные экономические проекты".
Массовый эффект
С точки зрения маркетинга презентация новых технологий на Олимпийских играх — ход действительно выигрышный. Panasonic об этом знает не понаслышке. На Олимпиаде в Афинах в 2004 году компания представила цифровую камеру для профессиональной видеосъемки формата Р2, которая уже в следующем году стала одним из основных инструментов в телепроизводстве, что обеспечило высокие продажи.
Однако особенно заметно влияние Олимпийских игр на массовую технологическую моду в процессе развития форматов изображения и звука. В 2006 году на зимних Олимпийских играх в Турине появились экраны и телевизоры Full HD. В том же году на мировом потребительском рынке было продано около 2 млн Full HD-телевизоров, в следующем — в четыре раза больше, 8 млн, еще через пять лет количество проданных телевизоров с этой технологией звука и изображения составило около 80 млн.
Сбой дала только технология 3D. К Олимпиаде в Лондоне Panasonic представил все необходимое оборудование для записи, трансляции и просмотра изображения 3D. Однако сразу же после Лондона интерес к 3D начал угасать. Потребители не оценили прелесть сидения в специальных очках перед домашним телевизором. Впрочем, в спорте эта технология оказалась востребованной: в олимпийских тренировочных центрах тренировки спортсменов довольно часто записывают в 3D-формате, чтобы лучше видеть детали исполнения каждого элемента.
Сейчас производители делают ставку на технологии ультравысокого разрешения 4К и 8К: заявлено, что качество картинки выше качеством, чем Full HD, соответственно в четыре и шестнадцать раз. На Олимпиаде в Сочи эти технологии, правда, опробовать не решились. "Мы уже продаем телевизоры с четкостью изображения 4K, но они пока все-таки в люксовом сегменте, а Олимпиада — событие народное",— объяснили в Panasonic. В 2011 году компания создала прототип экрана 8К для японской национальной вещательной компании NHK, которая привезла его с собой в Сочи для демонстрации в Международном вещательном центре (IBC). Монитор находился в Международном вещательном центре, куда имели доступ только иностранные журналисты, хотя посмотреть на диковинку хотели бы многие. "Несколько соревнований показали в разрешении 8K Super Hi-Vision, это было очень впечатляюще: просто забываешь, что сидишь перед монитором,— поделился корреспондент BBC.— Но таких трансляций было мало. Никто ведь еще в этом качестве не снимает".
Тем не менее ожидается, что через два года игры в Рио-де-Жанейро уже будут транслироваться в 4К. А 8К должен стать вещательным стандартом Олимпиады в Токио в 2020 году.
Четыре с половиной G
В Сочи много своих прорывных технологий. Во-первых, считается, что это первая Олимпиада, на которой мобильный интернет получил повсеместное распространение. На прошлых Олимпийских играх в Лондоне организаторы не смогли обеспечить высокоскоростной мобильный интернет в связи с отсутствием сетей 4G. Сочи же на 99% охвачен сетями 4G. "Здесь стоит учитывать, что еще ни на одних Олимпийских играх не было такого плотного строительства спортивных объектов,— рассказывает Михаил Дубин, исполнительный директор по развитию бизнеса на массовом рынке компании "МегаФон", генерального партнера зимней Олимпиады-2014.— В Сочи же все главные стадионы, арены и помещения находятся в Олимпийском парке, в шаговой доступности друг от друга. Это очень удобно для гостей Олимпиады и крайне затруднительно для обеспечения надежного сигнала мобильной связи".
По словам Дубина, чтобы обеспечить мобильной связью и высокоскоростным интернетом всех организаторов, участников и зрителей Олимпиады, "МегаФон" выстроил масштабную инфраструктуру — 900 базовых станций, оборудованных по самым последним технологиям, 20 передвижных комплексов связи, сотни километров телекоммуникационных кабелей и резервный технический центр. Общий объем инвестиций — более 10 млрд руб. "Понятно ведь, что мы будем использовать эту инфраструктуру дальше в своих целях,— объясняет Дубин.— Займем лидирующие позиции в регионе. Мы считаем, что наше участие в Олимпиаде и эффективно, и экономически оправданно".
Момент для такой заявки на лидерство тоже, можно сказать, удачный. Нынешний расклад в тройке лидеров мобильной связи довольно напряженный: по количеству абонентов "МегаФон" слегка обогнал "Билайн", но совсем чуть-чуть отстает от МТС. Если у МТС — 30% на рынке, то у "Мегафона" — 28%. Сокращать разрыв компании удается и благодаря введенной недавно возможности менять операторов: большинство тех, кто решил сменить номер, пока выбирают "МегаФон". Такая лояльность во многом объясняется скоростью мобильного интернета. "Высокая скорость мобильного интернета действительно очень востребована,— говорит Дубин.— Люди любят смотреть потоковое видео. Вот у нас на Олимпиаде — полмиллиона скачиваний нашего приложения "Смотри+", с помощью которого можно получить доступ ко всем трансляциям Олимпийских игр в Сочи. И вообще, по последним сведениям, объем загруженных данных на Олимпийских играх уже перевалил за 210 терабайт. Это внушительный показатель, который свидетельствует о качестве связи и скорости интернета. Кое-где мы уже обеспечиваем покрытие даже не 4G, а 4,5G со скоростью приема данных 300 мегабит в секунду".
Технологию, которую в "МегаФоне" называют "4,5G", превзойти пока обещают только на Олимпийских играх в Токио в 2020 году. Крупнейший оператор сотовой связи Японии NTT DoCoMo к этому времени планирует построить новые сети 5G и обещает, что они будут чуть ли не в сто раз быстрее стандартного LTE. Предполагается, что DoCoMo задействует частоты выше 3 ГГц и обеспечит передачу данных на скорости до 10 Гбайт/с. Кстати, планируется, что в Токио появятся и первая серия беспилотных автомобилей от Nissan, новая технология записи данных на жесткий диск от TDK и Seagate, позволяющая загружать 40 терабайт и больше, а также множество роботов-помощников, которые должны заменить сотни волонтеров.
Специально для Сочи
Впрочем, не все технологии, представляемые на Олимпиаде, рассчитаны на массмаркет. В некоторых случаях это эксклюзив, и весьма, нужно заметить, затратный.
Визитной карточкой Олимпиады в Сочи стал гигантский медиакуб — в отличие от экрана 8К эту новинку могли видеть все. Куб представляет собой бесшовную конструкцию, на которой картинка выводится на все плавно перетекающие друг в друга четыре грани. Куб весит 26 тонн, висит под сводами ледового дворца "Большой", способен автоматически опускаться и подниматься, имеет разрешение экрана, "превышающее Full HD". Изображение на него выводится с 16 камер и может вращаться в любом направлении. Обошлась эта новинка Panasonic в "миллионы долларов".
Еще одна специально созданная для Сочи технология — используемые для световых шоу церемоний открытия и закрытия проекторы, которые благодаря специальному программному обеспечению могут сами выравнивать друг друга по яркости. Если обычно для управления проекторами нанимались целые команды профессионалов, то сейчас эти проекторы управляются с одного ноутбука.
Технологическим отличием Олимпийских игр в Сочи стало и огромное количество умных видеокамер (около 15 тыс.), способных распознавать и оценивать происходящее. Например, ситуацию на каждом участке спортивной трассы. Как только камера фиксирует упавшего спортсмена или изменение состояния покрытия, она тут же подает сигнал тревоги.
Эти же умные камеры помогли оптимизировать систему безопасности. Установленные на них программы позволяют отслеживать все подозрительные действия — появление новых предметов, не находившихся в поле зрения камеры до этого, или "живых объектов, у которых зафиксированы отклонения от норм поведения". Отклонениями считаются быстрые и резкие взмахи руками, бег, движение на статичные предметы вроде забора и зданий, а также столпотворение. В этих случаях камера подает сигнал тревоги, тем самым облегчая задачу операторам, которые должны замечать нестандартные ситуации на нескольких десятках камер одновременно. Операторам остается проверить, действительно ли возникли опасные для безопасности гостей Олимпиады обстоятельства, и в случае необходимости их устранить.
Для гостей Сочи два главных технологических призера Олимпиады тоже приготовили кое-что. Panasonic представил солнечную станцию для зарядки и парковки пяти электрических велосипедов, а "МегаФон" — проект "Лица" (на фасаде большого павильона в Сочи демонстрируются 3D-модели лиц абонентов компании и болельщиков).
источник: kommersant.ru