Опубликовано сб, 15/03/2014 - 09:35 пользователем Владимир Агеев
Берни очень любит жизнь. Он с героическим упорством преодолевает все невзгоды и не перестает удивлять этим современников. Далеко не самый успешный гонщик, каких за историю Формулы было бесчисленное количество (всего две гонки и ни одного очка), Экклстоун вначале стал владельцем одной из команд (BC Ecclestone, затем Brabham), а в 90-х стал фактически единоличным «хозяином» Формулы-1. Один из самых богатых людей Великобритании, участник самого дорого развода c хорватской моделью Славикой. История завершилась тем, что Берни выплатил Славике порядка 750 миллионов фунтов – рекордную сумму по меркам Великобритании. Возможно, это единственный случай в его биографии, когда ему самому пришлось расстаться с большими деньгами. Бывший совладелец английского футбольного клуба Queens Park Rangers, Берни Экклстоун, действительно одиозная и неповторимая фигура, всегда выходящий победителем из любых ситуаций, фактически приватизировал целый вид спорта и держит планку на невероятно высоком уровне несколько десятилетий.
Важным событием, укрепившем позиции Берни Экклстоуна, стало расформирование в феврале 2014 года Ассоциации команд Формулы-1 – FOTA. FOTA – организация, которая в какой-то момент была готова организовать альтернативный Формуле-1 чемпионат (конфликт 2010 года), теперь не существует. Очередная победа Берни. Фактически это означает, что он продолжит беспрепятственно разделять и властвовать. А делить в Формуле-1 есть что. Один из самых коммерчески успешных видов спорта, "спорт высших достижений" во всех смыслах. Крупные контракты со спонсорами, торговля всей сопутствующей сувенирной продукцией, продажа прав на телетрансляции – всем этим занимается организованная Берни компания, которая в дальнейшем делится частью прибыли с командами-участниками чемпионата.
Самое интересное, что Формула-1 является единственной гоночной серией, которая не платит за аренду треков, на которых проходят Гран-При. Наоборот, автодромы платят ей, читай Экклстоуну, кругленькую сумму за то, чтобы принять у себя Гран-При Формулы-1. При этом у автодрома остается единственный (!) источник для получения доходов – продажа билетов на Гран-При. Все остальное – Берни.
Надо отметить, что вообще Формула-1 сегодня – это вид спорта, где наличие большого бюджета решает многое, если не все. Высокие результаты невозможны без применения передовых технологий, для которых нужны многочисленные тесты и разработки, большой персонал техников. Но уже было много примеров команд с большими бюджетами, которые никаких успехов не добивались. Так что, как и везде, деньги надо тратить с умом.
Формула-1, будучи Королевой автоспорта, является вершиной всех мировых гоночных серий, проводимых под эгидой международной автофедерации FIA. Америка, правда, и здесь идет своим путем – серии NASCAR и IndyCar. Важно понимать, что для FIA автоспорт – это лишь одно из направлений деятельности. Федерация занимается широчайшим кругом вопросов: начиная от безопасности дорожного движения, отработки и внедрения технических новинок и заканчивая собственно гонками. Поэтому Формула-1 важна еще и с точки зрения создания условий для апробации новшеств, которые могут быть полезны в гражданском автопроме, в экстремальных условиях. И в этом смысле новый сезон будет уникальным. Столько новинок, сколько ждет нас в сезоне-2014, не было уже давно. Возвращение к турбодвигателям (прощай романтика музыки классических двигателей), новый технический регламент (аэродинамика поменялась очень существенно), применения новых систем рекуперации энергии (EPS, за счет потока выхлопных газов и энергии торможения), уменьшение топливного бака, появление восьмой передачи, новые ограничения по использованию моторов за сезон. Изменений много. Дело дошло даже до такой идеи, что набранные на последнем Гран-При сезона очки будут удваиваться. Это повысит конкуренцию и шансы гонщиков на общую победу.
Что важно, Формула-1 не боится меняться, придумывать постоянно что-то новое, совершенствоваться. Так было всегда. Посмотрите, ради интереса, как существенно видоизменялись машины за историю Формулы (невозможно забыть шестиколесный Tyrrell). Находиться постоянно в поиске чего-то нового – отличный пример для многих консервативных видов спорта, которые уже условно «сто» лет не видоизменялись, из-за чего их популярность в современных реалиях резко сокращается (ау, легкая атлетика, стрельба из лука, керлинг).
Формула-1 не может быть гоночной серией, где все ездят на одинаковых машинах, с одинаковыми двигателями и, следовательно, с одинаковыми возможностями. Иначе это будет не Формула-1. Но в любом случае решающее значение имеет мастерство пилота. Причем не только непосредственно в пилотировании, но и в настройке машины. Новый сезон с множеством новинок станет отличной возможностью для тех пилотов, которые особенно тонко чувствуют машину, использовать свои преимущества по максимуму.
Одним из таких пилотов может стать наш дебютант Формулы-1, второй пилот в истории России, Даниил Квят. Молодой и перспективней гонщик из Уфы имеет все шансы стать открытием сезона. Сложностью произнесения своей фамилии он уже всех иностранных комментаторов напугал, надо теперь сделать так, чтобы они его запомнили.
2014 год станет историческим для России в Формуле-1 еще и потому, что впервые на территории нашей страны пройдет полноценный Гран-При. Все внимание к Сочи 10-12 октября. Берни Экклстоун принял новый вызов и готов к нему. Это будет славная охота!
А в зимнее межсезонье все настоящие поклонники Формулы 1 посмотрели в кинотеатрах историческую драму о Формуле 1 "Гонка" и с огромной надеждой ждут вестей из госпиталя в Гренобле о состоянии здоровья "короля" Формулы 1 Михаэля Шумахера. По сообщениям врачей, его состояние улучшается. Дай-то Бог!
Владимир Агеев