Опубликовано вс, 14/06/2015 - 20:09 пользователем Владимир Агеев
11 июня 2015 года Eventica Sport провела в Москве традиционный World Football Forum – Where Football Industry Meets. Нужно отметить, что после скандала в ФИФА две недели назад, московский форум стал первой площадкой, где можно было узнать точки зрения экспертов и чиновников ФИФА – сверить часы. Но этот форум не удостоил своим вниамнием ни один из чиновников ФИФА (не до этого сейчас), а главной темой официальной части форума стали вопросы транспортной концепции и организационные вопросы предстоящего в России Чемпионата мира 2018.
К чести организаторов круг тем, которые были предложены для участников и гостей, оказался гораздо шире. Хотя интерес делегатов к темам новых американских вызовов, которые возникли перед ФИФА, читались между строк. В этом контексте неожиданно актуальной стала презентация темы «Футбольные реформы в Китае», подготовленной Шанхайской комиссией спортивных экспертов и Центром спортивного менеджмента МГУ. Суть этих реформ нужно штудировать руководителям РФС и российских футбольных клубов. Но обо всем по порядку.
Официальная часть Форума была посвящена вопросам «Планирования транспортной инфраструктуры». После приветственного слова директора World Football Forum Эдварда Кауэлла (Edward Cowell)
Заместитель Министра транспорта РФ Николай Асаул познакомил присутствующих с запланированными и уже проводимыми изменениями в транспортной инфраструктуре всех городов, которым предстоит в 2018 году принимать у себя матчи Чемпионата мира. После его выступления мы можем быть спокойны – пробок точно не будет. А наследие Чемпионата еще долго будет служить простым гражданам в будущем. Николай Асаул заверил жителей Ростова: «Новый аэропорт останется в памяти жителей надолго».
Далее выступили
Алексей Петров - Заместитель Генерального директора АНО «Транспортная дирекция ЧМ по футболу 2018 года в РФ». Он отметил три важных составляющих подготовки транспортной инфраструктуры: 1) координация, 2) планирование управления, 3) наследие;
Алексей Бакирей, Директор Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России, знакомил слушателей с развитием подвижного состава и его экологией;
Роман Моисеев, Руководитель проектного офиса АНО «Транспортная дирекция ЧМ по футболу 2018 года в РФ», попытался дать ответ на вопрос, какую ответственность будет нести организация, которую он представляет. Координация междугородних и международных сил и вынесение рекомендаций городским властям после координации с федеральными структурами. Итогом может стать цитата Алексея Петрова: «Создается солидная команда профессионалов, которая займется планированием и управлением».
От имени профессионалов очень актуально выступил Аллан Гуч (Allan Gooch), экс-глава Департамента транспортного планирования Олимпийских игр-2012 в Лондоне, Директор по организации спортивных глобальных событий «Steer Davies Gleave».
Четко и уверено, с не сходящей с его лица улыбкой, Аллан отметил 7 основных особенностей по-настоящему крупного спортивного мероприятия по сравнению с обычными:
1) несопоставимая интенсивность нагрузки;
2) график проведения соревнований на неделю;
3) разное начало времени мероприятий;
4) повышенные меры безопасности;
5) большое количество медиа, ТВ и т.д.;
6) проблемы размещения и незнания языка;
7) необходимость в большом количестве парковок;
В помощь организаторам соревнований Аллан построил матрицу приоритетов. На первом месте всегда идут сами спортсмены, а далее располагаются федерации, рабочая сила, медиа, спортивная семья, партнеры по маркетингу, болельщики и все остальные. Четко следуя этой программе приоритетов можно добиться успехов в организации крупнейших спортивных мероприятий. Аллан называет Олимпийские игры в Лондоне не иначе как Public Transport Games – настолько велика роль транспортной инфраструктуры для успешной организации. «И никогда не надо думать, что ваши планы не поменяются».
Вторая сессия форума была посвящена «Планированию мероприятий для городов, принимающих ЧМ-2018».
Евгений Отнельченко, Управляющий партнер PwC поделился данными исследования, результаты которого говорят о том, что 93% опрошенных высказываются за долгосрочное планирование при проведении крупнейших соревнований, а 95% за то, что за все в ответе городские власти. В связи с этим Евгений отметил три основные составляющие подготовки спортивных мегапроектов:
1) Интеграция и коммуникация.
2) Планирование и бюджетирование.
3) Привлечение частного бизнеса.
Анита Мендиратта (Anita Mendiratta), канадка по национальности, улыбчивая, жизнерадостная, коммуникабельная произвела фурор на второй сессии. Анита живет более двадцати лет в ЮАР, была топ-менеджером Оргкомитета ЧМ-2010, сегодня - основатель и управляющий директор компании Cachet Consulting. В своей прекрасной презентации Анита отметила самую важную составляющую успешного менеджирования чем-либо. «У вас могут быть самые лучшие технологии и практики, может быть все четко распланировано и организовано, но ничто не будет работать без профессионального персонала. Самое главное – это люди. Дело не только в интеграции и не только в планировании, а в первую очередь – в людях», – отметила госпожа Мендиратта.
Анита перечислила два основных субъекта спортивного мероприятия, налаживание отношений с которыми наиболее проблематично и просто необходимо. Это медиа (очень важно, чтобы о вас хорошо и в положительном ключе говорили) и местные жители (ни одно событие не может пройти успешно, если обычные граждане ему не рады). Также Анита отметила, что проведение любого соревнования включает в себя три стадии. Планирование и подготовка (1), проведение самого соревнования (2) и то, что будет после – наследие и последействия (3).
По мнению Аниты, мы должны отвечать не на вопрос «Должны ли мы проводить ЧМ?», а на вопрос «Что будет, если мы его не проведем?» Чемпионат мира в России – это уникальный шанс показать всему миру свою страну. Шанс, которым так хорошо воспользовались ЮАР и весь африканский континент в 2010 году. Мы не должны его упустить!
Далее последовало блестящее интервью Алексея Сорокина, Генерального директора Оргкомитета ЧМ-2018 в России. Вопросы ему задавал Пол Николсон (Paul Nicholson), Главный редактор Insideworldfootball. Из ответов Алексея Сорокина мы в очередной раз сделали вывод о том, что все с Чемпионатом мира в России будет хорошо, никто у нас его не отнимет (потому что не за что), все будет построено в срок и в полном объеме, все взятые на себя обязательства будут выполнены, и никаких нерешаемых проблем нет.
Следующая сессия форума «Развитие и коммерциализация российского футбола».
Из выступления Джулиано Джорджетти (Giuliano Giorgietti), Руководителя отдела интернет-маркетинга AC Milan мы узнали о том, на каком высоком уровне находится коммерция в «Милане», какие там применяются передовые технологии, что упор делается на социальные сети и мобильные приложения. И это работает! Модели бизнеса B2B и B2C ушли в прошлое, теперь это Business of Relationship: Know, Connect, Engage, Convert. Цитата Джулиано: «Digital transformation is a journey for the entire company. It is no longer just about marketing transformation. We are entering a new phase where all internal stakeholders are involved».
Следом выступили представители российского футбола. Олег Малышев, Глава практики лицензирования футбольных клубов PwC в России, познакомил слушателей с передовыми технологиями в спорте и отметил причины, останавливающие, согласно опросам, людей от посещения футбольных матчей: низкий уровень, незрелищная и нединамичная игра и низкий уровень организации матчей.
Алексей Пак, начальник службы по работе с коммерческими правами ФК «Зенит», отказался назвать способы привлечения крупного спонсора с государственным участием и возможности покупки легионеров за 100 миллионов евро. Антон рассказал о современной практике привлечения спонсоров в «Зените» и отметил, что за последние 5 лет клубу удалось добиться существенного прогресса.
Исполнительный директор РФПЛ Сергей Чебан красиво расписал все достоинства российского футбола и то, как у нас все здорово и замечательно. Без ответа остался вопрос, почему он не приносит денег до сих пор? И почему средняя посещаемость российского футбола неуклонно падает и по итогам прошедшего сезона едва превысила 10 тысяч человек? Возможно, есть какие-то недоработки? И нам всем есть о чем подумать и послушать то, о чем говорит Анита Мендиратта?
Несколько цитат одного из руководителей российского футбола Сергея Чебана:
«Наш любимый клуб - «Зенит». Как и другие 16».
«Наша задача – затащить зрителя на стадион и там его удержать».
«Мы должны кайфовать вместе с футболом».
«С утра включаешь телевизор и не можешь понять, какой показывают чемпионат?»
«Полностью согласен! Клубы не дорабатывают!»
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
По мнению большинства экспертов наиболее интересной, продуктивной и полезной частью форума стала заключительная секция. Как говорят англичане «last but not the least». «Стремительный взлет китайского футбола».
Модератором этой части мероприятия выступал Заместитель директора Центра Спортивного Менеджмента МГУ Сергей Алтухов Он рассказал о своем опыте участия в Шанхайском саммите, посвященном развитию профессионального футбола в глобальном мире Shanghai Global Proffesional Football Summit. Сергей отметил то, с чего началось восхождение футбола в Китае – крупномасштабной борьбы с коррупцией, и подчеркнул, что в Китае уходят от медального плана, перестали награждать спортивных чиновников и создали исправительно-трудовые лагеря для провинившихся чиновников. Их заставляют приносить друг другу клятву, что они никогда не будут коррупционерами. В ходе футбольных реформ были арестованы и осуждены 56 руководителей китайского футбола. Китай наступает везде, и в футболе тоже.
Далее выступил один из самых видных профессионалов из Поднебесной – Заместитель главного редактора Netease, самый авторитетный комментатор китайского футбола Джон Ян (John Yan). Джон рассказал, что на данный момент в Китае зарегистрировано 37 490 молодых людей, профессионально занимающихся футболом, что средняя посещаемость бурно развивающей национальной лиги неуклонно растет и составляет на данный момент 23 081 человек, что суммарная стоимость спортивного рынка страны составляет 150 миллионов долларов США, и государством запланировано, что к 2025 году она должна увеличиться до 800 миллионов долларов США. Китайские клубы уже выигрывают Азиатскую Лигу Чемпионов, в Китайскую лигу приезжает все больше мировых звезд и высокопрофессиональных тренеров. Суммарные траты китайских клубов по итогам зимней трансферной кампании уступили только Английской Премьер-Лиге и превзошли все остальные мировые лиги.
При этом, как отметил Джон, китайские миллиардеры, в основном ответственные за развитие профессионального футбола в своей стране, обращают активное внимание и на европейские рынки. Так, Wang Jinlin стал одним из основных акционеров мадридского «Ателтико» (29-е место в списке Forbes, скажем, Роман Абрамович – 137-ой) и приобрел 60,5% акций Infront, компании, с которой работает ФИФА. Китайская экономика давно активно развивается, за ней начал рост и китайский футбол. Китайская федерация футбола (CFA) ведет активное сотрудничество с другими странами: Испанией, Бразилией, Португалией. Активно развивается в Китае и женский футбол – женская национальная сборная располагается в рейтингах ФИФА на более высоких местах, чем мужская, и даже по разу играла в финалах Чемпионата мира и Олимпийских игр.
Подытоживая свое выступление, Джон Ян отметил: футбол – вид спорта номер один в Китае. Присмотритесь к цифрам, которые привел Джон:
25 миллионов человек в США посмотрели трансляцию матча Чемпионата мира-2014 между США и Германией;
114 миллионов человек в США посмотрели трансляцию СуперБоула-2015, что является историческим рекордом;
96 миллионов человек в Китае посмотрели прямую трансляцию финала Чемпионата мира-2014 в 4 часа утра;
142 миллиона человек в Китае посмотрели прямую трансляцию четвертьфинала Кубка Азии-2015 между Китаем и Австралией.
Как говорится, почувствуйте разницу.
В заключении выступил профессор Джон Наурайт (John Nauright), Директор Центра спортивного менеджмента и туризма Университета города Брайтон (Великобритания). Профессор Наурайт в своем выступлении отметил три важные особенности развития футбола в Китае:
1) Футбол невероятно популярен в Китае.
2) Многие европейские топ-клубы очень активны на китайском рынке.
3) Футбол становится по-настоящему глобально популярным по мере роста к нему интереса в таких странах как Китай и США и соответствующего роста футбольных рынков в этих странах.
Многие западные клубы приезжают на зарубежные турне в Китай. Правда, чтобы по-настоящему завоевать местный рынок, требуются существенные инвестиции, а не просто проведение выставочных матчей или платных тренировок. Но эти инвестиции того стоят. Профессор Джон привел в пример клуб Stockport County, далеко не «Манчестер Сити», который добился существенного успеха на китайском рынке. Создание своего филиала в Китае – Stockport Tiger Star – позволило увеличить маркетинговые продажи клуба на 400%! При этом вместимость стадиона Stockport в Англии составляет только 6500 человек, а в Китае у Stockport Tiger Star – 24 000! Еще один пример шотландский клуб Данди. Приобретение одного китайского игрока позволило увеличить продажи футболок на 300%!
Что ждет китайский футбол в будущем? Профессор Джон Наурайт делает следующие выводы:
- Китайская Лига очень активно развивается и постепенно выходит на глобальные рынки;
- полноценная стратегия сильного государства, направленная на развитие футбола в Китае;
- наличие огромных возможностей для международных клубов в Китае;
- Китай является одним из фаворитов на проведение у себя Чемпионата мира в будущем;
- Китай очень успешен во многих видах спорта, почему бы следующим не стать футболом?
Таким насыщенным и полезным получился московский Международный Футбольный Форум 2015 года. Огромное спасибо организаторам за все предоставленные возможности. Футбол – это больше, чем игра!
Владимир Агеев
Еще о форуме
http://www.s-bc.ru/news/%D0%ADlita-mirovogo-futbola-snova-v-stolice.html
http://football.sport-express.ru/world/newspaper/2015-06-15/8_4/.