Опубликовано пн, 17/08/2015 - 14:30
Одним из первых европейских клубов, рассмотревших в Китае большой потенциал для развития своего бренда, оказался МЮ. В рамках экспансии клуба из Манчествера в Китай в 2004 году состав команды пополнил китайский нападающий Дун Фанчжо. Он не смог принести ощутимой пользы команде на поле (провел всего один официальный матч и серию товарищеских и коммерческих). Однако трансфер сами по себе не был единственным действием, направленным на укрепление бренда «Манчестер Юнайтед» в Китае. Переход футболиста были частью системы мероприятий. Так, одновременно с этим трансфером, официальный сайт английского футбольного клуба представлял азиатским любителям футбола версию на китайском языке. Стратегия также заключалась в том, чтобы усилить позиции бренда «Манчестер Юнайтед» в Поднебесной с помощью различных форматов розничной торговли.
Клуб заключил соглашения с торговыми предприятиями Шанхая, Гонконга и других городов, поставляя им для продажи свои товары. В этих «флагманских магазинах» фанаты могли не только приобрести товары с клубной символикой, но и зайти на сайт команды и посмотреть ее телеканал MUTV. Проект стал важным этапом на пути к созданию вокруг «Манчестер Юнайтед» образа глобального бренда, который вмещает в себя намного больше, чем просто «английский футбольный клуб». Однако МЮ - клуб уникальный, который во многих вопросах является первооткрывателем. За последнее время связь Китая и европейского футбола значительно укрепилась.
У мадридского «Атлетико» история сближения с Китаем началась этой зимой, когда глава крупнейшего китайского девелопера Wanda Group Ван Цзяньлинь приобрел 20% клуба. Согласно контракту, по которому китайская сторона заплатила 52 миллиона долларов, в Китае будет открыто три (по разным источника – пять) футбольных школы «Атлетико», и один центр подготовки китайских футболистов в Мадриде. Кроме того, в соглашение был включен пункт об обязательном туре «матрасников» по Китаю, которое состоялось этим летом. В этом турне принимал участие Сюй Синь – китайский воспитанник системы «Атлетико», ранее в основную команду не призывавшийся. От парня ожидают очень многого, он уже сейчас довольно популярен у себя на Родине, и даже пытается внешним видим подражать то ли Фернандо Торресу, то ли Антуану Гризманну, однако в поездку в Китай был приглашен, очевидно, вовсе не по футбольным причинам. Последним штрихом стала новая игровая форма команды, на которой имена футболистов были написаны китайскими иероглифами.
Стоит отметить, что Ван Цзянлинь уже давно питает любовь к испанскому футболу. Например, он из личного кармана оплачивал контракт испанского тренера Хосе Антонио Камачо, который два года возглавлял сборную Китая по футболу. Кроме того, он был инициатором Wanda Project –проекта, по которому самые талантливые молодые китайские футболисты получают гранты на обучение в лучших испанских академиях, среди которых «Валенсия», «Вильяреал» и снова «Атлетико». Есть у китайского предпринимателя и бизнес интересы в Испании – он планирует построить отель в центре Мадрида.
Скромный «Райо Вальекано» далек от того, чтобы называться топ-клубом, но информационные поводы клуб научился создавать. Недавно боссы клуба поразили всех необычной формой в поддержку сексуальных меньшинств, а теперь привезли в Примеру первого в ее истории китайского футболиста. И если Сюй Синь в «Атлетико» является скорее маркетинговых ходом, то переход Джана Чендуна имеет под собой куда больше спортивных оснований. 26-летний полузащитник уже давно играет в национальной сборной, а в Европе имеет опыт выступления за «Лерию», «Бейра-Мар» и брауншвейгский «Айнтрахт». Как минимум, симпатии персональных болельщиков Чендуна теперь точно будут отданы «Райо Вальекано».
Наблюдать за матчами «Райо» и другими командами Примеры китайские любители футбола смогут на волнах государственной телекомпании CCTV, которая накануне заключила соглашение с лигой. Рассчитанный на пять лет договор предусматривает выплату приблизительно $400 млн, то есть $80 млн ежегодно. Кстати, распределяться эти деньги между клубами будут уже согласно новому коллективному соглашению.
Мадридский «Реал» к Китаю начал присматриваться еще давно, а первое турне «галактикос» в Поднебесную состоялось еще 12 лет назад. В этом году мадридцы расширили свое присутствие в Китае, заключив эксклюзивное соглашение с Alibaba Group – крупнейшим игроком на рынке электронной коммерции Китая. По этому договору «Реал» создаст официальный интернет-магазин на принадлежащей Alibaba Group платформе Tmall, что позволит китайским потребителям приобретать официальную продукцию «Реала» у себя в стране. Помимо атрибутики клуба и спортивных товаров, там будет представлено и большое количество товаров повседневного пользования с символикой «Реала». Позже планируется запуск линейки продукции, созданной специально для китайского потребителя.
Однако «Реал» оказался не первым европейским грандом, который захотел таким образом выйти на рынок электронной коммерции Китая. Еще в мае подобное соглашение заключила мюнхенская «Бавария». Руководители клуба рассчитывают, что вместе с другим стратегическим партнером –DHL – они смогут предоставить качественный сервис для китайских фанатов и смогут предоставить им возможность приобретать продукцию клуба максимально удобным и простым способом.
Однако на этом немецкий клуб не остановился и накануне расширил свое спонсорское портфолио в Китае соглашением с производителем минеральной воды Evergrande Spring. Игроки «Баварии» появятся на упаковках минеральной воды, кроме того, некоторые из них примут участие в телевизионной рекламе. Помимо этого, баннеры с рекламой Evergrande были размещены на стадионах во время китайского турне чемпиона Германии. Важно отметить, что минеральная вода – лишь малая часть масштабного бизнеса Evergrande Group, основу которой, как и у Wanda Group, составляет строительство.
Логичным продолжением этого стало сотрудничество «Баварии» с китайским футбольным клубом «Гуанджоу», в котором с недавних пор играют Робиньо и Паулиньо, а тренирует Луис Фелипе Сколари. Логичным это сотрудничество является по той просто причине, что 60% клуба принадлежат Evargrande Group, оставшиеся 40% - Alibaba. Сотрудничество с клубом будет включать в себя проведение товарищеских матчей, а также обмен опытом по вопросам маркетинга и управления футбольным клубом.
Старается не отставать и финалист Лиги Чемпионов «Ювентус», который также обзавелся партнером в Поднебесной. «Старая синьора» заключила соглашение с Sina Sport, подразделением одной из крупнейших в Китае интернет-компаний Sina Corp. Ей принадлежит сервис Sina Weibo – китайский аналог Twitter, в котором «Юве» недавно завел официальную страницу. Кроме того, Sina получила медиаправа на ежедневную публикацию интервью игроков и тренеров, записи с тренировок и прочие материалы о команде. Стоит ли упоминать о том, что соглашение было подписано во время традиционного турне клуба по стране. Кстати, предстоящий матч за Суперкубок Италии «Ювентус» и «Лацио» разыграют в Шанхае, на родине компании Sina. Это будет уже четвёртый Суперкубок Италии, разыгрываемый в КНР, но ранее все эти матчи проходили в Пекине.
Такая небывалая, и самое важное взаимная, активность китайского бизнеса по отношению к европейскому футболу, дает все основания предполагать, что в ближайшее время китайских денег в европейском футболе будет еще больше, будь то спонсорские соглашения, права на телетрансляции, или продажа мерчендайзинга китайским любителям футбола.
Илья Штеблов