Как один рекламный контракт Майкла Джордана изменил мир

Ко дню рождения великого баскетболиста Майкла Джордана The-Challenger.ru решил вспомнить историю создания культовой модели кроссовок Air Jordan, а ещё о том, как один рекламный контракт изменил мир.

Jordan Brand сейчас — одна из самых крупных спортивных фирм, объём продаж которой уже довольно давно исчисляется миллиардами долларов. Но когда-то и она была лишь небольшой дочерней фирмой Nike, при этом сама компания Nike переживала не самые лучшие времена.

1984 год. На рынке спортивных товаров конкурировали между собой Converse, adidas и Nike. В этой борьбе очень сильно проигрывала орегонская компания, и руководство понимало, что если сейчас не сделать что-то по-настоящему громкое и крутое, то фирма так и будет пребывать во втором эшелоне, что, естественно, никого не устраивало. Тогда и было принято решение затеять небольшую революцию в баскетболе — лидером должен был стать многообещающий выпускник университета Северной Каролины Майкл Джордан. 

Выбор был сделан, и менеджеры Nike начали обивать пороги дома и университета Майкла, чтобы поговорить о возможном сотрудничестве. Но все их попытки были напрасными, Майкл решил для себя, что Nike — компания не его калибра, да и Converse с adidas ему были больше по душе, потому что тренер его университета уже раздавал игрокам продукцию этих брендов, и Майкла всё в ней устраивало. Он взял курс на подписание контрактов с одной из этих фирм, но вышло всё совсем не так, как хотел Джордан: в Converse не заинтересовались юным дарованием из-за того, что у бренда и так дела шли отлично (главные спортсмены — Лэрри Берд и Мэджик Джонсон), а менеджеры adidas заявили, что они подумают и дадут знать о своём решении, но позже потеряли всякий интерес к этой сделке и посчитали её бесперспективной. Всё это сыграло на руку Nike, и компания решила пойти ва-банк: менеджеры уговорили агента и родителей Майкла, чтобы те объяснили, как они хотят сотрудничать с новичком «Чикаго Буллс». Все эти манипуляции не прошли даром — Джордан согласился приехать в офис Nike в Портленд и посмотреть, что там ему приготовили.  

Майкл, мягко говоря, сотрудничать не рвался, но так как в Nike не было сильных атлетов, которые могли встряхнуть бренд, представители компании бросили все силы и деньги на то, чтобы завлечь к себе Джордана — как только он приземлился в Портленде, ему подали шикарную машину, а в офисе компании показали великолепную видеопрезентацию с его лучшими игровыми моментами в играх за университет и Олимпийскую сборную США. Но когда главный дизайнер компании Питер Мур продемонстрировал баскетболисту первую модель из готовящейся именной линейки (именные линейки тогда было чем-то вроде знака величия), Джордан не был впечатлён работой Мура и заявил, что кроссовки обладают «дьявольской» расцветкой, поэтому играть он в них не сможет. Вся встреча прошла в полнейшем напряжении, но после её завершения Майкл сказал фразу, которая стала знаменитой и изменила игру на рынке спортивных товаров навсегда: «Let’s make the deal».

Менеджеры выплатили Майклу огромнейшую по тем временам сумму — 2 500 000 долларов за пять лет, плюс украсили всё это великолепие «вишенкой» в виде хорошего процента с продаж и прочих бонусов. Выплата такой большой суммы новичку казалась безрассудным поступком, поэтому привлекла дополнительный интерес СМИ — а именно этого компания и добивалась. Следующим пунктом стала подготовка первых кроссовок. Дизайнер Питер Мур решил не отходить от концепции, которую Майкл посчитал «дьявольской», а лишь добавить фирменный логотип Майкла — баскетбольный мяч с крыльями и надписью Air Jordan.

Как только кроссовки поступили в продажу, они моментально произвели эффект разорвавшейся бомбы — покупатели пришли в восторг. NBA тоже не могла остаться в стороне, поэтому каждый раз штрафовала Майкла на 5 000 долларов за то, что кроссовки не соответствовали правилам лиги (они должны были быть белыми). Стоит ли говорить, что представителей бренда это ничуть не беспокоило, и они аккуратно выплачивали штраф — ажиотаж вокруг Air Jordan I поднялся огромный, продажи взлетели до небес. Менеджеры компании поняли, что на всей этой шумихе можно заработать ещё больше и решили снять рекламный ролик, который впоследствии стал чуть ли не классикой жанра. Компания снова попала в десятку: ролик настолько зацепил покупателей, что продажи Air Jordan I выросли с 870 миллионов в год до заоблачных четырёх миллиардов.

1

Проблемы пришли оттуда, откуда их никто не ждал: несмотря на то что Air Jordan II, разработанные Питером Муром, были более технологичными и революционными, чем дебютная модель, покупатели, собственно, как и сам Майкл Джордан, не оценили их по достоинству. Даже тот факт, что Джордан провёл в них невероятно успешный сезон и попутно разорвал всех на легендарном слэмданк контесте, не спас компанию от серьёзных убытков. В результате Питер Мур и его помощники ушли, чтобы создать свою фирму — и, как оказалось, очень вовремя.

Всё сложилось как нельзя лучше для компании: здесь на сцене появляется главный (после Майкла) по значимости человек в истории Jordan Brand — Тинкер Хэтфилд. Первым его шагом была личная закрытая встреча с Майклом, в ходе которой он обсудил с ним всё — от цвета кроссовок до их формы. Такой подход Тинкера очень впечатлил Майкла, он словно почувствовал, что с этим человеком они создадут нечто грандиозное и великое.

Вторым решением Тинкера стал отказ от старого лого в пользу нового, ставшего визитной карточкой бренда — jumpman, идею которого мистер Хэтфилд подглядел в рекламной фотосессии для Air Jordan I.

Майкл Джордан принимал непосредственное участие в процессе создания Air Jordan III, и он не скрывал, что ему это очень нравилось, а играть в этих кроссовках было особенно приятно. Собственно, в них он и стал лучшим игроком года, получил звание лучшего защитника и выиграл второй подряд слэмданк контест.

Кроссовки были просто обречены на успех, поэтому в Nike решили потратиться на рекламу по-крупному и пригласили для съёмок Спайка Ли, который стал «визитной карточкой» этих роликов. Именно с этой модели началась империя Jordan Brand, которая растёт до сих пор и не собирается останавливаться. В 1997 году Майкл объявляет о том, что его компания отделяется от Nike и становится собственной торговой маркой.

2

Самые легендарные модели Air Jordan

Air Jordan I

Чем запомнились: Взорвали рынок спортивной обуви и изменили правила игры

 

Air Jordan III

Чем запомнились: Модель, которая зародила тренд на снижение высоты кроссовка. Шикарная рекламная компания, великолепные материалы, инновационные технологические решения, все это стало сделало эту модель одной из самых популярных во всей линейке.

 

Air Jordan IV

Чем запомнились:  Первые кроссовки из всей линейки, вышедшие на мировой рынок. На старте продаж было 4 варианта расцветки. 

 

Air Jordan V

Чем запомнились: Первые кроссовки из всей серии с прозрачной подошвой. Также был добавлен лэйслок (держатель шнурков), который стал визитной карточкой этой модели. 

 

Air Jordan VI

Чем запомнились: Первое чемпионство Майкла. Технологический прорыв в защите голеностопа.

 

Air Jordan VII

Чем запомнились: В рекламной компании снялся кролик Багз банни. В этих кроссовках Майкл выиграл второе чемпионство подряд и разорвал всех с Dream Team на Олимпиаде в Барселоне. 

 

Air Jordan VIII

Чем запомнились: 20 000 очко в карьере. Третье чемпионство подряд. Завершил карьеру в первый раз. 

 

Air Jordan IX

Чем запомнились: Модель вышла в 1993 году, поэтому Майкл никогда в ней не играл в НБА. Эти кроссовки были взяты для создания легендарной статуи Майкла Джордана у арены Чикаго Буллс. 

 

Air Jordan X

Чем запомнились: Впервые появился инновационный материал филон, который использовался для создания подошвы.

 

Air Jordan XI

Чем запомнились: Легендарные кроссовки, которые мелькали в фильме Space Jam, ставший неким превью к возвращению Майкла в большой спорт, именно из-за этого модель стала так популярна у сникерхедов всего мира. 4-ое чемпионство.

 

Air Jordan XII

Чем запомнились: Тинкер Хэтфилд вдохновлялся на создание японской одеждой 19-го века. На боковине кроссовка была сделана перфорация в виде кожи ящерицы. Именно в этих кроссовках произошла легендарная Flu Game, во время которой Майкл играл с высокой температурой и был болен.  5-ое чемпионство.

 

Air Jordan XIII

Чем запомнились: При создании дизайнеры вдохновлялись строением лапы черной пантеры. 6-ое и последнее чемпионство Майкла.

 

  • Vkontakte comments
  • Facebook comments