Опубликовано ср, 21/02/2018 - 10:20
Аналитики PwC и Российской футбольной премьер-лиги (РФПЛ) представили исследование финансовой деятельности ведущих российских футбольных клубов (.pdf). Оно показало, что в 2016 году (данных за 2017 год еще нет) клубам РФПЛ удалось выйти на совокупную чистую прибыль впервые по крайней мере за пять лет.
Суммарные доходы клубов в 2016 году составили 63,3 млрд руб., а расходы — 60,1 млрд руб. Финансовый результат оказался положительным (3,2 млрд руб.) впервые с 2012 года (за этот период у PwC есть данные). Для сравнения: в 2015 году совокупный чистый убыток клубов РФПЛ составлял 9,4 млрд руб.
Выход в плюс обусловлен сокращением затрат футбольных клубов на 12% с пикового уровня 2015 года (68,5 млрд руб.) и ростом доходов, связанным в том числе с увеличением спонсорских и прочих коммерческих поступлений.
«Коммерческие доходы в целом растут, и это очень позитивный факт. Клубы все больше и больше перестраиваются на так называемую бизнесовую модель. Доля целевых поступлений и пожертвований (от владельцев, региональных властей. — РБК) снижается, заменяется спонсорскими контрактами и прочими коммерческими доходами», — сказал на презентации исследования старший менеджер спортивной практики PwC Александр Кардаш.
Отставание от Европы
Тем не менее с точки зрения объема доходов РФПЛ значительно уступает ведущим европейским футбольным лигам, находясь на седьмом месте (€701 млн, по данным за 2016 год) и уступая Турции (€734 млн). В разы больше зарабатывают клубы Англии, Германии, Испании, Италии и Франции. С Турецкой футбольной суперлигой РФПЛ роднит высокий процент доли расходов на заработную плату, 71–72% от выручки, и это самые высокие показатели в топ-10 европейских чемпионатов.
Структура доходов российских клубов также значительно отличается от среднеевропейской, констатируют аналитики PwC. Если в европейском футболе самой большой статьей доходов является продажа медиаправ — в среднем 38,7%, а в богатейшей лиге мира, английской, — 46,5%, то для клубов РФПЛ продажа картинки обеспечивает лишь 4,1% от совокупных доходов.
Стоимость медиаправ в российском футболе существенно ниже, чем в ведущих чемпионатах и даже ниже, чем в лигах «средней руки» (Португалия, Голландия), сказал партнер PwC Олег Малышев. В 2016 году реализация медиаправ принесла клубам РФПЛ всего лишь 2,2 млрд руб. Президент РФПЛ Сергей Прядкин сказал на презентации исследования, что его «мечта» — чтобы лига получала от продажи телеправ хотя бы $100 млн в год (это 5,6 млрд руб. по текущему курсу. — РБК).
В июле 2017 года Прядкин сообщал, что лига ведет переговоры о новом контракте с холдингом «Газпром-Медиа» и хотела бы договориться о повышении суммы в полтора раза. Но даже если вещатели пойдут на условие лиги, сумма контракта составит около 3 млрд руб. в год (минус стоимость производства), или около €42 млн по курсу ЦБ. Для сравнения: английские клубы совокупно получают в год €2,3 млрд, турецкие — €286 млн, португальские — €122 млн.
Клубы не хотят раскрываться
PwC анализировала отчетность клубов по РСБУ, которую они сдают в Российский футбольный союз. Эта отчетность составляется по финансовым годам, которые совпадают с календарными годами. При этом в европейских футбольных лигах клубы обычно составляют отчетность так, что финансовый год соотносится с одним футбольным сезоном (например, чемпионат Англии 2017/18), что более репрезентативно.
Клубы РФПЛ не дали согласия на публикацию своих индивидуальных финансовых показателей в рамках исследования. Самая большая проблема — в том, что «большинство клубов пока не чувствует комфорта от того, что будут показывать детали финансовой ситуации, выставлять их на публику», сетует Малышев. Важно убедить их раскрывать больше информации — «так живет вся футбольная Европа», сказал он.
Все финансовые данные представлены в исследовании на агрегированной основе, кроме разбивки по призовым от участия в международных соревнованиях под эгидой УЕФА. Лидеры по призовым — ФК «Зенит» (€101 млн за пять лет) и ПФК ЦСКА (€74 млн). «Не секрет, что у нас есть несколько ведущих клубов, которые играют в европейских футбольных турнирах, которые имеют наибольший вес, и изменения в их экономике наиболее существенным образом влияют на средние цифры, поскольку у них бюджет намного больше, чем у остальных», — отметил Малышев.
Стали экономить на трансферах
Чистая прибыль клубов РФПЛ в 2016 году во многом отражает разовые факторы, связанные с трансферами (переходы футболистов), показывают данные PwC. Причем изменения трансферной политики повлияли как на экономию в расходах, так и на рост доходов. С одной стороны, «очень сильные сокращения произошли по приобретениям игроков», сказал Сергей Прядкин. «В последние три года уже нет повальной скупки игроков», — указывает он.
С другой стороны, рост совокупных доходов почти целиком оказался обеспечен ростом по статье «Прочие доходы», к которой, как пояснил Кардаш, отнесены доходы от трансферной деятельности. Например, в 2016 году «Зенит» продал бразильца Халка и аргентинца Эсекиэля Гарая в зарубежные команды, выручив несколько десятков миллионов евро. Прибыль на $26 млн от продажи игроков в 2016 году зафиксировал ЦСКА.
Спонсоры рыночные и нерыночные
Главным источником дохода для российских футбольных клубов остаются спонсорство и коммерческие соглашения (44% в структуре доходов, по данным исследования PwC и РФПЛ, или более 60%, по данным УЕФА). При этом в большинстве случаев основной спонсор клуба является и его владельцем. Так, в интервью РБК гендиректор ФК «Локомотив» Илья Геркус рассказывал, что контракты с компаниями основного владельца клуба — РЖД — обеспечивают «Локомотиву» 5,4 млрд руб., около 70% доходной части бюджета.
Доля целевых поступлений, которые включают прямые дотации клуба со стороны владельцев, составляет в РФПЛ около 14%, по данным PwC. Даже если формально клубы показывают положительный финансовый результат, фактически они остаются убыточными для своих владельцев, так как большая часть выручки формируется за счет вливаний средств собственника, оформленных как спонсорские контракты или целевые дотации. Впрочем, доля коммерческого спонсорства российских футбольных клубов растет, и это именно рыночное спонсорство, а не целевые поступления, «которые маскируются под спонсорство», утверждают аналитики PwC.
Правила финансового fair play в европейском футболе (им подчиняются и российские клубы) ужесточаются, «каждая копейка спонсоров будет оцениваться на рыночность», подчеркивают в PwC, поэтому доля нерыночного спонсорства по объективным причинам будет уменьшаться.
Рост посещаемости
С вводом в эксплуатацию новых стадионов к чемпионату мира 2018 года стала расти посещаемость игр РФПЛ, отмечают в PwC. Однако динамика роста не позволяет рассчитывать на резкий рост доходов в дни матчей. По прогнозу аналитиков, посещаемость игр РФПЛ в сезоне 2017/18 станет рекордной — 3,2 млн человек совокупно (13 тыс. человек в среднем на матче). Это на 14% больше, чем годом ранее, и может по итогам сезона принести клубам дополнительно 280 млн руб., но в совокупности это менее 0,5% от общих доходов клубов.
«Футбольный клуб может стать коммерчески успешным, если будет заниматься получением доходов на профессиональном уровне. Речь идет о розничной продаже (билеты, клубные товары и т.д.), b2b (реклама, спонсоры), а также спортивных доходах, то есть трансферах, — говорит руководитель маркетинговой группы «Алехин и партнеры» Роман Алехин. — Эти три источника дохода могут сделать клуб прибыльным, но в России никто не занимается их организацией и развитием, причем это должно быть комплексное развитие. Чтобы стать успешным в финансовом отношении, клуб должен по всем трем направлениям получать хорошие доходы. Пока российские клубы если и успешны, то только по одному направлению, но этого мало, чтобы выйти на полную окупаемость».
Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/economics/19/02/2018/5a8ac18b9a79472a78fc5a7f?from=main