Опубликовано пн, 17/12/2018 - 12:36 пользователем Владимир Агеев
Международный хоккейный форум стал приятной и торжественной традицией для всех любителей хоккея. В третий раз подряд российская столица принимала представителей хоккейного сообщества для обсуждения самых насущных проблем современного хоккея. На этот раз основными темами дискуссий стали вопросы подготовки квалифицированных менеджеров и гармоничного развития молодых талантов. Традиционно со сцены выступали главные люди как российского, так и международного хоккея: Президент Международной Федерации хоккея (ИИХФ) Рене Фазель, Президент Федерации хоккея России (ФХР) Владислав Третьяк, Председатель Правления ФХР Аркадий Ротенберг, представитель Министерства спорта России Сергей Косилов, Глава комитета Государственной Думы РФ по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Михаил Дегтярев, Глава судейского комитета ИИХФ Сергей Гончаров и другие. Нам хотелось бы отдельно отметить и обсудить одну из самых инновационных и полезных панелей форума «Спорт и образование» и выступления некоторых представителей международного научного сообщества.
Каких менеджеров мы готовим сегодня?
Профессор Университета Линнея из Швеции, Пер Ёран Фальстрём задал тон пленарному заседанию своим докладом на тему «Новое поколение в спортивном менеджменте: Какие менеджеры нужны современному хоккею?», обозначив три основных аспекта успешной среды подготовки нового талантливого поколения хоккеистов: 1) организационные, культурные и материальные ресурсы; 2) социальные факторы и 3) компетенции и уровень подготовки тренеров и менеджеров. Последнее особенно актуально.
Пер Ёран Фальстром
В Швеции уделяется повышенное внимание подготовке квалифицированных тренерских кадров и учителей. И не только спортивных. А также тому, чтобы дети, занимающиеся хоккеем, получали качественное академическое образование. О важности этого аспекта подготовки молодых хоккеистов будут еще не раз говорить и другие эксперты по ходу своих выступлений на Форуме.
Профессор Фальстрём отметил проблему подготовки качественных менеджеров. Потому что именно от уровня их профессионализма, умений и знаний, в первую очередь, зависит успешность любого предприятия, как бы качественно не были выстроены процессы. И именно качественный менеджмент определяет то, насколько успешными будут все остальные аспекты подготовки талантливых хоккеистов.
Наличие долгосрочной стратегии, понимание всех основных аспектов подготовки хоккеистов, умение управлять спортивной инфраструктурой, стратегический подход при назначении тренеров, выстраивание отношений внутри коллектива команды, состоящего из амбициозных людей, постоянное развитие и совершенствование своих навыков – все это наиглавнейшие факторы, за которые несет ответственность менеджер. И не важно, о хоккее какого уровня идет речь: это одинаково относится и к детскому хоккею, и клубному, и на уровне сборных, и далеко не только к хоккею, а к спорту вообще.
«Нормально ли это, что для игроков, тренеров, спортивных врачей, многих других спортивных специалистов есть программы сертификации. Для того, чтобы занимать любую должность в хоккее нужно получить специализированное образование, а менеджерами, управляющим этими людьми, могут становиться кто угодно - бывшие игроки, специалисты из других сфер, люди без образования?» – задался риторическим вопросом профессор Фальстрём в ходе своего выступления.
Роль менеджеров сегодня существенно поменялась. Ими могут становиться как бывшие профессиональные спортсмены, так и люди, пришедшие в хоккей со стороны. Но это не отменяет главного: менеджерами должны быть профессионалы управления.
Развитие мозга и спорт
Одним из самых запоминающихся выступлений стала презентация Директора Центра детской психиатрии, профессора психиатрии, медицины и педиатрии из США Джеймса Худзяка, который в рамках панельной дискуссии «Спорт и образование: как воспитать гармоничную личность в хоккее?» познакомил слушателей с результатами своих исследований по развитию человеческого мозга – «Как построить здоровый мозг?». Да, мозги можно прокачать, также как и любые другие мышцы. Есть набор специальных упражнений и правил, которые позволят, с одной стороны, развиться гармоничной личности, а с другой, добиться улучшения своих результатов на спортивных площадках.
Джеймс Худзяк и Сергей Алтухов
Хоккеист - это сумма его/ее мыслей, чувств и поведений. Мысли, убеждения и поведение, которые зависят от развития мозга, определяют:
- технические навыки: умение кататься на коньках, бросать, пасовать и т.д.;
- когнитивные навыки: время реакции, быстрота принятия решений и т.д.;
- эмоционально-поведенческие навыки: концентрация внимания, исполнительность, агрессивность, нервозность и т.д.
При этом ключевое развитие мозга происходит в возрасте от 14 до 19–20 лет. Именно в этом возрасте надо предпринимать все, чтобы мозг молодых людей развивался правильно. Именно в этом возрасте у людей улучшаются сила, скорость, время реакции, способность к мышлению; увеличиваются устойчивость к холоду, жаре, голоду, обезвоживанию, крепнет иммунитет. Но с другой стороны, именно в этом возрасте уровни заболеваемости и смертности увеличиваются на 200–300%. Юность – период наиболее глубокого созревания мозга. Ранее считалось, что к этому возрасту мозг уже заканчивает свое развитие. Современные исследования показывают, что наш мозг продолжает созревать до тех пор, пока нам не исполнится 25 лет.
Каким же образом профессор Худзяк предлагает нам строить здоровый мозг? Помимо традиционных рекомендаций – правильное воспитание, минимум видеоигр и алкоголя, больше сна и осознанности – есть и другие важные советы, о положительном влиянии которых в научной среде стало известно не так давно:
- максимальное разнообразие в физических тренировках – чем больше видов спорта пробует ребенок, тем лучше: во-первых, никогда не известно, в каком из видов спорта у него получится; во-вторых, это помогает ему всесторонне развиваться;
- правильное питание – «ты есть то, что ты ешь». Вопросам правильного питания сегодня действительно уделяется повышенное внимание, и речь не о так называемом ЗОЖе, а о том, что правильно подобранное питание, исходя из лично ваших целей и особенностей организма, способно существенно повысить вашу эффективность.
- ментальная практика и йога – техника правильного дыхания способна помочь вашему организму функционировать существенно эффективнее, а занятия йогой отлично развивают у детей концентрацию внимания и усидчивость;
- музыкальные тренировки – мало что может сравниться с эффективностью музыкальных тренировок. Сегодня в НХЛ среди профессиональных хоккеистов стало очень популярно учиться играть на виолончели – и это помогает им улучшать свою статистику в матчах. Если это помогает профессионалам, что уж говорить о детях!
Часто от молодых спортсменов и от взрослых людей звучит аргумент: «У меня нет на все это времени». Современные исследования показывают, что среднее время, которые современные дети в возрасте 13–19 лет тратят на видеоигры, интернет и социальные сети, составляет порядка 6–7 часов в день! При этом другие исследования говорят о том, что время, потраченное на видеоигры, интернет и социальные сети, прямо коррелирует с задержками в развитии мозга.
Правильная методика борьбы с этой проблемой от профессора Худзяка: «Договаривайтесь с детьми, что на каждую минуту их времени, потраченную на телефон, приходится минута, потраченная на тренировку мозга». Профессор даже рассказал о специальном приложении, разработанным им для фитнес-браслетов, которое отслеживает активность детей и ставит им баллы за «правильные» действия. И дети включаются в такую соревновательность!
Еще несколько полезных советов/мыслей от профессора Худзяка:
- зачастую гении проявляют себя в 16–18 лет, поэтому ни в коем случае не стоит запрещать проявлять себя детям в какой-либо активности, потому что никогда нельзя наверняка сказать, что у него не получится, пока ему не исполнится 18 лет;
- дети, которые занимались каким-либо видом спорта до 16–18 лет, почти гарантировано становятся фанатами этого вида спорта на всю жизнь, в то время как те, кто бросил раньше, часто ненавидят свой вид спорта. Это еще один аргумент, почему детским тренерам не стоит запрещать заниматься детям тем видом спорта, который им нравится, даже если у них пока не очень получается;
- четыре важнейших аспекта правильного питания: цельные продукты; Омега-3-ненасыщенные жирные кислоты; водный баланс организма; первостепенность завтрака.
Вообще надо отметить, что все находки профессора Худзяка подтверждены множеством исследований на тысячах детей в возрасте от 10 недель и на протяжении всей их жизни. Как раз во время подготовки к московскому Форуму на американском канале CNBC вышла специальная передача про исследования профессора Худзяка (ссылка). И отдельного упоминания стоит группа проблемных детей, которых взяли под опеку в Университете Вермонта в лаборатории профессора Худзяка. Их стали обучать игре на музыкальных инструментах, и они в итоге добились такого успеха, что выступили с отдельным номером в перерыве матча на Superbowl (в Америке не может быть ничего более престижного!). Вот это уровень! Проблемные дети в финале Superbowl. Фантастика!
Современные технологии и новая экосистема спорта
Профессор Университета Альберты из Эдмонтона Дэниэл Мэйсон рассказал о новой экосистеме, в которой сегодня живет мировой спорт. Если раньше миром правила информация – владеешь информацией, владеешь миром – и как следствие, приоритет экономики информации. То теперь на первом месте внимание – не то, о чем говорят, о то, какое этому уделяется внимание – экономика внимания.
Главная задача спорта сегодня – не бороться с технологиями (они, как говорят, отвлекают детей от спорта либо нарушают авторские права), а использовать их для привлечения внимания к спорту, завоевания новой аудитории. Вы не можете препятствовать развитию технологий: они все равно наступают, к тому же запретный плод всегда сладок.
Но зато, благодаря каналам Youtube, любой мальчик из Канады может наблюдать за финтами Дацюка, которые он делает, играя в России. Профессор Мэйсон привел в пример своего сына. На самом деле, технологии способны увлечь и привлечь детей к спорту! Многие дети приходят к тому, чтобы начать играть в хоккей через видеоигры (эх, где ты старый добрый NHL от EA Sports на ПК?).
Спикеры панели "Сппорт и образование"
Обучение хоккею в Китае
Об упущенных возможностях и о специфике Китая на хоккейном форуме выступил профессор Университета спорта Шанхая Донгфенг Лю, постаравшийся ответить на вопрос: «Сможет ли Китай перейти от выбора между хоккеем и традиционным образованием к их совмещению?» Да, хоккей в Китае непопулярен, но в Китае мыслят на столетия вперед. Руководство страны поставило амбициозные цели: к Олимпийским Играм в Пекине в 2022 году общее количество китайцев, занимающихся зимними видами спорта, должно достигнуть 300 млн человек. И децентрализация программ подготовки молодых хоккеистов в Канаде, США и России не всегда способствует развитию внутреннего рынка. Это проблема.
2/3 всех детей, занимающихся хоккеем, приходится на возраст 5–14 лет, потому что в 15 родители многих из них делают выбор в пользу неспортивной карьеры. При общем населении страны в 1,37 млрд человек в Китае зарегистрирован всего 1 101 хоккеист: 222 мужчины, 294 женщины и 585 детей. Для сравнения в США с общим населением страны в 323 млн человек зарегистрированы 158 100 хоккеистов-мужчин, 75 832 хоккеисток-женщин и 322 003 детей, то есть итого 555 935 хоккеистов (0,17% всего населения). Что уж говорить про Канаду: 102 207 мужчин, 89 925 женщин и 442 163 детей, итого 634 295 хоккеистов при населении страны в 35 млн человек (1,81% всего населения!).
Но при этом экономика спорта в Китае растет быстрее любой другой экономики, и относится это, в том числе, и к зимним видам спорта. Растет в Китае и количество хоккеистов-любителей: в одном Пекине заметен рост с 500 человек в 2012 году до 4 000 в 2018 году. Есть в Китае и специальная программа развития молодых хоккеистов: созданы национальные сборные U10, U12, U14; есть программа подготовки хоккеистов со стажировками в других странах; хоккейный клуб «Куньлунь» выступает в КХЛ, а еще 4 китайские команды – в ВХЛ. Хоккей в Китае развивается, и развивается быстро. Да, им предстоит еще большой путь. Но «дорога в тысячу ли начинается с первого шага».
Мы должны также отметить деятельное участие Грэма Рустана - владельца журнала The Hockey News в обсуждении насущных проблем современного хоккея на панельных дискуссиях "Развитие брендов в хоккее" и "Существует ли мода на хоккей?" Организаторы Форума надеются, что материалы и статьи спикеров Форума найдут свое отражение на страницах уважаемого издания.
Грэм Рустан
Мы выражаем признательность за актуальные и содержательные доклады всем академикам, принявшим участие в работе Форума:
Стивен Норрис - модератор Пленарного заседания и эксперт программ развития хоккея
Джури Бакман «NHL-touch» - бренды шведского элитарного хоккея становятся коммерческими инструментами»
Игорь Барадачев «Добрый лёд: детский хоккей и следж-хоккей"
Пер Ёран Фальстром «Значение роли хоккейных тренеров и спортивных менеджеров в организации и управлении успешными программами развития»
Джеймс Худзяк «Формирование здорового сознания хоккеиста - залог успеха на льду и за его пределами»
Уильям Кроссан «Влияние миграции спортсменов на чешский хоккей с шайбой за последние 25 лет»
Донгфенг Лю «Хоккей в Китае: Опасность упущенных возможностей»
Даниел Мэйсон «Развитие хоккея на платформе бренда Экосистемы: Проектирование игры как открытой платформы».
Юлия Родыгина «Построение модели оценки отношений в системе «тренер - юный хоккеист - родители»
Джулия Стивенс «Расширение или вымирание? Как построить бренды для недоминантных форм хоккея»
Андерс Вальстром «От фокуса на развитие игроков до развития людей, играющих в хоккей»
Отдельная благодарность всем спикерам, принявшим участие в обсуждении других проблем современного хоккея!
Таковы были «заметки на полях» в обзоре дискуссий Третьего Международного Хоккейного Форума. Хочется верить, что высказанные на нем идеи и научные разработки будут услышаны и применимы и для российского спорта.
***
Владимир Агеев
P.S. Ситуация с подготовкой спортивных менеджеров в России сегодня напомнила мне об одной известной истории. Хотелось бы поделиться с вами этой аналогией.
7 сентября 2010 года самолет Ту-154 авиакомпании «Алроса» выполнял пассажирский рейс ЯМ516 по маршруту Удачный—Москва, через 3,5 часа после взлета на его борту произошла полная потеря электропитания, которая привела к отключению бортовых навигационных систем. Экипаж под управлением Евгения Новоселова принял решения произвести вынужденную посадку лайнера в бывшем аэропорту «Ижма», Республика Коми. Взлетная полоса закрытого аэропорта была давно выведена из эксплуатации, не имела светосигнального оборудования и приводных радиостанций. На борту самолета находился 81 человек (9 членов экипажа и 72 пассажира), при посадке никто не пострадал. Людей спасло то, что местный житель, начальник вертолетной площадки Сергей Сотников в течение 12 лет после закрытия аэропорта собственными усилиями сохранял взлетно-посадочную полосу в рабочем состоянии...
Небольшой фотообзор
Стивен Норрис
Роман Ротенберг
Джури Бакман
Джулия Стивенс
Уильям Кроссан
Юлия Родыгина
Игорь Ларионов
Владислав Третьяк и Станислав Ярушин
Спикеры панели "Существует ли мода на хоккей?"