Когда спорт становится искусством. По следам Русского вызова

На исходе сезона и первого месяца весны фигурное катание нас порадовало потрясающим турниром показательных программ «Русский вызов». В этом году организаторы постарались учесть просьбы и рекомендации зрителей по предыдущим двум  турнирам: установили границы сроков завершения карьеры для участников, чтобы немного поддержать молодёжь, дали довольно сильные послабления по коллективному участию – даже два одиночника участвовали в качестве пары, организовали возможность единоличного оценивания качества каждого номера по десятибалльной шкале только для болельщиков, присутствующих непосредственно на трибунах посредством контроля номера билета и купленного места в интерактивной форме для голосования (и по гостевым билетам также нельзя было поучаствовать), возможность онлайн-накруток была исключена по максимуму на этот раз.

Не зря темой постановок было Хорошее настроение – именно оно наполнило весь ход турнира и оставило прекрасные впечатления надолго, финальный праздник сезона 2024-2025 воистину удался: яркое и многообещающее начало в сентябре прошлого года на контрольных прокатах в Санкт-Петербурге на льду Юбилейного – красивое завершение сезона на исходе марта 2025. Символично, что на открытых прокатах сборной России Марк Кондратюк порадовал первой пятиквадкой в мужском одиночном в нашей стране, а в Русском вызове стал абсолютным победителем с потрясающе артистичным номером, где сошлись настоящий театр, пантомима, балет, лиризм и комедия, не забывая о сложных элементах фигурного катания. Но обо всем по порядку.

В самом начале турнира шоу-программ, несмотря на позитивный лейтмотив мероприятия, Евгения Медведева посвятила свою показательную внеконкурсную программу, очень красивую, вдохновенную и лиричную, под серенаду из мультипликационного фильма «По следам бременских музыкантов» жертвам страшной трагедии, которая потрясла нашу страну ровно год назад в тот же день – памяти погибших от теракта в «Крокус Сити холл». С замиранием сердца и печалью в полной тишине трибуны наблюдали за проникновенным, эмоциональным прокатом Евгении, но с ожиданием светлого продолжения и пониманием, что даже после самой тёмной и горестной ночи «Солнце взойдёт» всё равно…

И оно взошло с народными мотивами праздника летнего солнцестояния в атмосфере радости, этнического танца, разнотравных веночков и оригинальной хореографии номера Ксении Синицыной. А потом все словно перенеслись на Средиземноморское побережье солнечной Италии в самое настоящее кафе, где весёлая парочка, словно сошедшая с экрана из любимых комедий последней трети прошлого века, под ритмы диско, незабываемые хиты 70-80 х рассказала нам историю знакомства и светлых чувств двух сердец. А в роли кинозвёзд здесь выступала одна из самых ярких молодых танцевальных пар России – Елизавета Пасечник и Дарио Чиризано, которые заслуженно получили на прошлогоднем турнире приз за лучшую хореографию, в этот раз все элементы были снова на высоте.

Праздник далее наполнился ледовыми компьютерными играми и традиционными грибами от яркого геймера и хореографа Егора Мурашова – это спортсмен, который всегда умеет удивлять. Софья Муравьёва ворвалась на лёд не только в образе Алисы, но и с яркой атрибутикой, героями и зажигательными ритмами прямо из Страны чудес, а также кроликом, своим пространством и временем. Лето продолжилось с цитрусовыми фруктами, детьми в ретро-пионерских образах, и самым настоящим Чебурашкой - Даниилом Самсоновым, способным выполнять сложные элементы фигурного катания в сложном костюме. Продолжили рассказ о любви уже из псевдоисторических эпох молодая, но уже «шальная» и безбашенная императрица и гусар под русифицированную версию песни на все времена «Besame mucho», а эту балладу воплотил один из самых артистичных танцевальных дуэтов - Софья Леонтьева и Даниил Горелкин. История Чебурашки не могла так быстро закончиться на Русском вызове – новые герои ее продолжили. На этот раз к нам явилась лично Шапокляк, очень достоверно представленная Алиной Горбачёвой, а за ней подъехал настоящий крыса-дрон, а потом и техно-Чебурашка подтянулся. Несомненно, новое время забрасывает новые вызовы, модернизирует воплощения ролей – ждём продолжения истории. Матвей Ветлугин порадовал красивым и проникновенным лиричным образом, когда хореография является продолжением и неотъемлемой частью игры света и цвета, человек проявляет себя с самых лучших сторон в поисках любви, а такое чувство не может быть невзаимным, поэтому компанию ему в финале номера составила Ксения Синицына, которой была подарена роза – цветок Матвей спасал от стихий на продолжении всего номера. Наталья Хабибуллина и Илья Княжук удивили и очаровали публику, явив миру сразу двух саблезубых белок из анимационной серии Ледникового периода, пряча и распространяя жёлуди на весь Юбилейный и даже коронный для пары тодес и поддержки выполняя с ними. Мне было очень приятно услышать в финале постановки "Оду к радости" из Девятой симфонии Бетховена, которая в прошлом сезоне служила основой для образов других прекрасных представителей парного катания – Анастасии Мишиной и Александра Галлямова, которые в этот раз из-за травмы были вынуждены пропустить турнир, но зато радовали оба предшествующих Русских вызова оригинальными и яркими решениями. Затем зрители плавно перемещались от флоры и фауны, характерной для жизни на нашей планете несколько сотен тысяч лет назад, на светлые улицы столицы 30-х годов прошлого века вместе с «легендарным водителем кобылы», когда Роман Савосин примерил на себя образ Леонида Утёсова. Но тема Солнца в нашей жизни и отпуска снова была подхвачена юной танцевальной парой, когда Анна Щербакова и Егор Гончаров заставили нас вспомнить о путешествиях, перелётах и горячей Ямайке под великий вокал Робертино Лоретти. А потом в обычном городском дворике зазвучал Вальс цветов для двух любителей пантомимы и неожиданных интерпретаций – дворника и дамы на скамейке (Глеба Лутфуллина и его девушки). Анна Фролова всегда очень осмысленно и тонко подходит к выбору, форме выстраивания и передачи образов, здесь вновь игра чувств, света и цвета. Средь серых будничных красок зарождается чудо любви, как алый воздушный шарик и огненное платье девушки, оно парит на ветру и взмывает ввысь, не оставляя равнодушным никого. Анна каждым элементом, взглядом, жестом пыталась рассказать философскую историю, заложенную в постановку, но не менее прекрасно свою роль отыграл с ней второй герой – мим. Они оба точно шедевры стрит-арта Бэнкси. Второе отделение Русского вызова не перестовало радовать и удивлять, поражать новыми небывалыми решениями и метаморфозами. Сначала нам обеспечили полное погружение в фантастическую реальность – даже послышались детские голоса: «Оптимус Прайм существует!». Пётр Гуменник дерзко, точно и со вкусом передал образ трансформера. Но об этом еще поподробнее. Александра и Макар Игнатовы удивили зрителей тем, что перенесли на лёд историю любви и тайны зарождения новой жизни. Анна Щербакова выступила с лирической композицией о расставании, но надежде на возрождение чувств – алое и чёрное, два цвета эмоций, борьбы, взлётов и падений, потери и находки, грусти и радости, но зрители поверили в счастливый финал и получили хорошее настроение.

Василиса Кагановская и Максим Некрасов – танцевальный дуэт, который не боится экспериментировать с образами ещё с прошлого Русского вызова. Они показали очень яркий и зажигательный танец Джокера и Харли Квинн – снова настоящее кино на льду.

Михаил Коляда представил дерзкий танцевальный образ из 70-х, порадовав и удивив публику. Настоящим сюрпризом стало появление на льду ретро-автомобиля Corvette 69. А далее Александра Бойкова и Дмитрий Козловский неожиданно продолжили тему в роли крутого гонщика и его поклонницы.

Елизавета Туктамышева всегда радует поклонников красивыми постановками в стиле модерн. На этот раз она попыталась раскрыть саму женскую сущность, показать прекрасный пол во всей его многогранности, скрытых силах, возможностях, чувствах и умении творить настоящее волшебство.

Александра Степанова и Иван Букин показали никогда нестареющую классику, еще раз поведали про любовь - прекрасный Ноктюрн: «А между мною и тобою – века, мгновения и года…»

Настоящей кульминацией турнира было выступление Марка Кондратюка. Противостояние Дирижёра, для которого радость зрителей от выступления важнее всего, и гламурной балерины в исполнении Софьи Самодуровой, поставившей мир смартфона, сплетен и социальных сетей во главу угла, но желающей получить финальные овации и славу. Маленькая комедия на льду, лёгкая и смешная, но и притча об истинных ценностях и погоне за сиюминутной выгодой, с другой стороны, философские вопросы нашей жизни. Очень многогранная и интересная постановка.

Татьяна Волосожар и Максим Траньков продолжили тему - перенесли на лёд счастье семейных ценностей в очень красивом номере на стихи Эдуарда Асадова. В финале постановке приняли участие также их дети. Это было, пожалуй, самое трогательное выступление.

Аделина Сотникова представила свою оригинальную версию Майкла Джексона и его знаменитой лунной походки – яркий и неожиданный образ не оставил публику равнодушной.

В финале турнира снова сияло Солнце на закате, когда на льду так гармонично, плавно, на одном дыхании было представлено танго о расставании от Виктории Синициной и Никиты Кацалапова: «Утомлённое солнце нежно с морем прощалось…». Но почему-то этот один из самых красивых танцевальных дуэтов мира заставили поверить, что каждая разлука не навсегда.

Завершился Русский вызов посланием в самый светлый мир для каждого человека – в детство, найти туда дорогу ему помог юный фигурист Лев Лазарев. В этом номере было всё: надежда, вера, преемственность поколений, любовь к миру и ожидание чуда, а если и грусть, то только самая светлая. Дмитрий и Лев заставили всех поверить, что, как в детстве, так и во взрослом возрасте, воплощение красоты фигурного катания возможно, необходимо и во многом едино – очень верная и трогательная постановка, красивая хореография и прокаты обоих спортсменов. Не зря этот номер победил в зрительском голосовании трибун и оставил самые светлые впечатления в каждом сердце.

Ещё раз хотелось бы отдельно отметить небывалую хореографию, костюм и саму идею номера Петра Гуменника. От сложного грима, проработанности каждой детали одежды до отточенности движений, жестов, элементов – всё на высоте, настоящий трансформер из фантастической вселенной. Очень много эдитов уже сделано и будет сделано по этой постановке, «научная фантастика» на льду. Не зря зрители отдали множество голосов за эту показательную программу, которая продолжает радовать и на шоу в туре Этери Тутберидзе.

О постановке Марка можно рассуждать бесконечно. Номер по праву стал победителем турнира - высоко оценён, как судьями, так и зрителями Юбилейного. Эту настоящую ледовую комедию хочется пересматривать не раз. Когда побеждает искусство и радость, тогда хочешь улыбнуться целому миру, а наши души наполняет весна, любовь и хорошее настроение! Спасибо "Маэстро" - настоящий "Человек-Оркестр" и «Человек-Театр» со множеством граней таланта, отдельная благодарность Илье Авербуху, тренеру Светлане Соколовской, Софье Самодуровой, команде постановщиков и всем сопричастным в создании этого чуда на Русском вызове.

Актуально и злободневно противопоставление гламура, хайпа и подлинного искусства, ценностей и когда даруют душу на радость зрителям. Эту тему с юмором, своим шармом, харизмой и самоиронией с женской стороны любит раскрывать Анастасия Волочкова. Но теперь, да еще на льду, её так ярко показала вместе с Марком Кондратюком Софья Самодурова – Браво, ее участие стало настоящей изюминкой и открытием в лучшей постановке турнира. За короткий и юмористический номер спортсмены так много рассказали о музыке, балете и фигурном катании. Здесь еще просматривается вечный спор о недостатке балетной хореографии у фигуристов, пожеланиях переносить классический балет на лёд или же экспериментировать с современными танцами, пантомимой, театром. Даже какой-то отсыл к мотивам Эдгара Дега и его "балетной аналитике"

Множество аллюзий и неожиданных метафор у постановки. Вспоминаются даже волшебные образы, знакомые с детства: первая половина прошлого столетия, прекрасная история мирового фигурного катания и кино, «Серенада солнечной долины» - Соня Хени в пачке, мужчина во фраке и оркестр на льду. Погружение в фантастическую реальность до эпохи гаджетов. Как заметил сам Марк относительно номера - каждый найдёт здесь то, что сам считает нужным.

Преемственность традиций всегда вдохновляет, а настоящая комедия, заставляющая не только задуматься, но искренне смеяться и аплодировать весь зал – одна из высших точек искусства. Поэтому хочется пожелать новых невероятных находок и постановок - Полный Вперёд!

По прошествии времени был показан невероятный турнир на Байкале, очаровавший всех красотой природы и фигурного катания в полной гармонии, удалось увидеть множество шоу вживую и в телеверсии, но самые яркие впечатления и неожиданные решения и эксперименты по праву принадлежат Русскому вызову.

Екатерина Прокофьева

 

  • Vkontakte comments
  • Facebook comments