Опубликовано пт, 10/07/2009 - 14:36
- безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом;
- сохранность их имущества;
- охрану окружающей среды;
- качество физкультурно-оздоровительных и спортивных, а также и дополнительных услуг в соответствии Законами Российской Федерации «О физической культуре и спорте в РФ», «О техническом регулировании» и «О защите прав потребителей», а также другим и законодательными актами в физической культуре и спорте, стандартизации, метрологии и сертификации.
Сертификацию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг признаны проводить аккредитованные в установленном порядке и зарегистрированные в Госстандарте России органы по системе сертификации.
При этом объектами сертификации физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг должны являться:
1. предприятия (независимо от формы собственности) оказывающие услуги;
- исполнители услуг;
- процессы оказания услуг;
- система качества услуг.
Основную работу по сертификации должны выполнять аккредитованные органы системы добровольной сертификации физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг. В качестве органов системы добровольной сертификации целесообразно использовать кадровый потенциал высших учебных заведений Минспорттуризма России, функционирующих во всех федеральных округах страны, которые по специальным схемам и в соответствии с основными положениями и порядком сертификации услуг могут проводить основную работу. В задачу испытательных лабораторий входит контроль за соблюдением требований безопасности и качества услуг при обслуживании в физкультурно-оздоровительных комплексах.
Нормативными документами при сертификации физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг являются:
- межгосударственные и национальные стандарты России;
- строительные, санитарные, противопожарные и другие действующие нормы и правила.
Проводится оценка основополагающих, общетехнических и дополнительных услуг в физкультурно-оздоровительном комплексе услуг по следующим показателям:
- идентификация услуг и их принадлежность к классификационной группировке физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги - ОКУП 070000;
- соответствие услуг техническим документам, информационным и рекламным проспектам;
- соответствие услуг функциональному назначению и потребностям занимающихся физическим совершенствованием и спортом:
• соответствие требованиям безопасности, установленным в действующих нормативных документах.
Следует отметить, что при сертификации физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг обязательным условием для исполнения, является документальное подтверждение соответствующих государственных служб (пожарной, санитарной, технического контроля и других), осуществляющих контроль за безопасностью объектов и лиц, занимающихся физическим совершенствованием или спортсменов в пределах их компетенции. Спортивные сооружения открытого или закрытого типа также должны иметь сертификаты соответствия по требованиям безопасности.
При разработке системы безопасности в физической культуре и спорте должен быть обеспечен приемлемый уровень риска для жизни и здоровья.
Для предупреждения воздействия указанных факторов риска на всех спортивных комплексах, стадионах и спортивных залах, бассейнах необходимо строгое соблюдение требований действующих норм и правил жизнеобеспечения - строительных норм и санитарных правил (СНиП 2.08.02-89 и СанПиН 42-23-5774-91), правил пожарной безопасности (ГОСТ 12.1-004-91 ССБТ) и других.
Каждый физкультурно-спортивный комплекс должен иметь комплект действующих нормативных документов по обеспечению безопасности, включая план мероприятий на случай возникновения техногенных и природных катаклизм и катастроф.
Контроль за выполнением требований безопасности осуществляют специальные федеральные службы и испытательные лаборатории в соответствии с их компетенцией, перед открытием спортивных сооружений и в ходе текущих проверок.
Учитывая, что качество оказываемых физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг прежде всего зависит от уровня квалификации и опыта педагогического и тренерского персонала, появляется необходимость введения аттестации и сертификации специалистов всех служб, работающих в физкультурно-спортивной сфере.
Введением в действие профессиональных стандартов к основным должностям работников физкультурно-спортивной и туристской сфер позволяет четко определить квалификационные требования к специалистам разного уровня физкультурно-спортивного комплекса страны. Это, в свою очередь, позволит решить ряд вопросов, связанных с обеспечением эффективности системы управления персоналом, качеством труда, и регулированием качества оказываемых услуг в современном физкультурно-спортивном комплексе независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности.
Включив в систему добровольной сертификации структуру по обучению и переподготовке персонала можно получить целостную эффективную систему, сочетающую рыночные и государственные регуляторы, повышения и поддержания на высоком уровне качества и конкурентоспособности физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг.
Таким образом, представленная рыночная подсистема управления физкультурно-спортивной сферой через повышение качества физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, основанная на их аттестации и сертификации, является основополагающим инструментом в совершенствовании деятельности современного физкультурно-спортивного комплекса России в плане повышения уровня качества и сервисного обслуживания, его конкурентоспособности на международном рынке оздоровительной физической культуры и спорта высших достижений. При этом ведущее значение приобретает постоянно осуществляемое регулирование качества услуг и основанная на этом система продвижения физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг на рынок.
В то же время внедрение системы добровольной сертификации физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг позволяет решить важные задачи не только рыночного, но и государственного регулирования отечественной физкультурно-спортивной сферы через:
- Ранжирование всех исполнителей по виду и профилю предоставляемых услуг (физкультурно-спортивная организация, спортивно-оздоровительный центр, и фитнес-клуб и др.), что ведет к усилению конкуренции на рынке;
- Оценку качества и конкурентоспособности реализуемых физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг в соответствии с категорийностью физкультурно-спортивных организаций, центров, клубов и других субъектов рынка;
- Размещение государственного заказа и соответствующая ценовая политика в зависимости от вида, качества и его соответствия категорийности физкультурно-спортивной организации, востребованности, комплексности и аттрактивности.
Следует отметить, что предложенные методические подходы по совершенствованию управления качеством предоставляемых услуг физкультурно-спортивным комплексом базируются на современном перераспределении прав и функций между всеми уровнями управления: федеральными, региональными и муниципальными, а также сочетании рыночных и государственных инструментов управления. Важной особенностью при разработке представленных методических подходов является использование принципов индикативной системы планирования и данных систематического маркетинга. Это означает, что не устанавливаются, как раньше, жесткие административные рамки, а определяются основные параметры развития, что способствует усилению инициативных подходов и факторов. В то же время предусматривается усиление государственного регулирования и воздействия органов исполнительной власти субъектов на решение задач по контролю за качеством предоставляемых физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг и повышению конкурентоспособности физкультурно-спортивного комплекса в целом.
Светлана Козлова.