Опубликовано чт, 07/04/2011 - 07:47 пользователем Вадим Маршев
14 мая в МГУ начнутся занятия по программе повышения квалификации «Спортивный менеджмент». Руководителем курса стал Вадим Маршев, доктор экономических наук и заслуженный профессор МГУ. Зачем стране нужны квалифицированные специалисты в области спортивного менеджмента и почему программа появилась именно сейчас, Вадим Маршев рассказал в интервью НФПМ.ру.
– Сейчас пока, к сожалению, менеджмент в нашей стране не воспринимается как профессия. Почему-то все думают, что руководить фитнес-клубом или всем спортом в России можно на том уровне, на каком муж командует женой. Я вижу миссию нашей программы, особенно на начальном ее этапе, в распространении идеологии, что руководить любым объектом, в том числе спортом, должны профессионалы. У нас нет менеджеров по спорту, а есть пока только администраторы, которые только и могут, что встать по стойке смирно и исполнять волю начальника.
– Когда вам пришла в голову идея создать эту программу?
– Формально я озвучил такую мысль на факультете 3 года назад. Сам я в какой-то мере занимаюсь спортивным менеджментом уже 22 года. В 1989 году с единомышленниками создал ассоциацию ветеранского спорта России, мы стали возить бывших спортсменов по всему миру, я опекал всю нашу команду.
– В общем, вы со спортом – на короткой ноге.
– Да, я сам был в кандидатом олимпийской команды по легкой атлетике, бегал с барьерами. Да и одно из моих высших образований получено в институте физкультуры. И надо сказать, что еще одним толчком к созданию программы послужило неудачное выступление российских олимпийцев на Играх в Ванкувере. Видимо, надо было проиграть Олимпиаду, чтобы понять – у нас нет хороших менеджеров спорта. У нас есть хорошие тренеры, но нет людей, которые опекали бы спортсмена на соревнованиях, а между ними организовывали бы его жизнь. Это можно сравнить, наверное, с подготовкой продукта, который выходит на рынок раз в год. Такие продукты требуют тщательного и бережного отношения. И нужно организовать весь процесс: от самого создания продукта и до его продажи на рынке. Я сейчас нахожусь с лекциями в одном из университетов США, завтра нас ждет баскетбольный матч местной студенческой команды. Билетов уже нет, а арена вмещает несколько тысяч зрителей.
– Да, в США спортивный менеджмент отлажен превосходно.
– У них спортивный менеджер – как продюсер в шоу-бизнесе. Нам этого очень недостает, во многом из-за этого пустуют наши спортивные площадки. Или вот еще пример: когда я занимался легкой атлетикой, то заметил, что мы с американцами тренируемся ровно по одной и той же методике. Но только мы чувствуем себя усталыми и разбитыми, а они нет. Выяснилось, что у американцев очень продуманно организован отдых. А кто этим занимается? Не тренер, он должен тоже отдыхать. Это дело менеджера: он придумывал для них какие-то развлечения, решал их проблемы, например, по организации массажа, лечения и так далее.
– Вы сказали, что к созданию этой программы вас подтолкнула неудача нашей сборной в Ванкувере. Но ведь программа стала еще более актуальной после выигрыша Россией права проведения Олимпиады в Сочи и Чемпионата мира по футболу?
– К 2014 и 2018 годам стране уже потребуется результат деятельности спортивных менеджеров. Именно поэтому мы открываем программу сейчас: нам примерно к 2012 году надо понимать свои ошибки в обучении и исправить их к Играм. А к Чемпионату мира у нас есть возможность еще лучше подготовиться. К тому же там процесс менеджмента осложнен тем, что очень много городов примут турнир. Нужно, чтобы у нас появились люди, которые сделают все, чтобы участники состязания и зрители не столкнулись бы с какими-либо проблемами: начиная от покупки билета на самолет и прилета в аэропорт в России и наличия туалетной бумаги в этом самом аэропорту. А до этого надо сопровождать процесс подготовки к соревнованиям на разных уровнях: политическом, экономическом, культурологическом, экологическом и так далее. Вот, например: на Олимпиаду в Сочи к нам приедут гости из Турции. Мы организуем для них экскурсии по местам русско-турецких войн. Таким образом, мы, благодаря спортивному событию, делаем деньги.
– Кто будет студентом вашего курса?
– У нас пока две целевые группы: государственные служащие – администраторы, работающие в комитетах по спорту, и состоятельные люди. Честно говоря, первая группа более трудная – они зациклены на администрировании и у них мало простора для творчества и принятия решений. Тем не менее, и их надо научить организации бюджета и своего времени, стратегическому, кадровому и Event-менеджменту, рассказать, как привлекать спонсоров, как заинтересовать зрителей. Состоятельным людям мы хотим показать, что на спорте можно делать бизнес. Студентом курса может стать, например, бывший спортсмен, который пока не понимает, как грамотно вложить в спорт накопленные или кредитные деньги. Но мы только начинаем всю эту историю, я сейчас до конца не понимаю, что у нас получится. Так что мы сделаем сначала небольшой пробный курс – на 72 часа. А пока я почти договорился с американцами о сотрудничестве: будем посылать будущих спортивных менеджеров на недельную стажировку в США, где им покажут спортивные площадки, объяснят, как заполнять стадионы, как привлечь волонтеров и так далее.
– В будущем планируете ли вы преподавать курс спортивного менеджмента студентам МГУ?
– У нас в России есть опыт подобных программ для бакалавров, один из частных московских вузов набирает на курс по спортивному менеджменту по 150 человек. Но меня беспокоит дальнейшая судьба этих ребят. По окончании университета им будет чуть больше двадцати лет. Воспримет ли их рынок? Среда работодателей должна быть готова к ним, а наша пока не готова. И я пока не разговаривал с ректором этого частного московского института, отслеживают ли они судьбу своих выпускников. МГУ же имеет уже неприятный опыт нулевого набора на специальность «экономика спорта», они не смогли набрать людей для открытия программы. У меня тоже может быть подобный результат с точки зрения окупаемости. Обучение стоит 25 тысяч рублей, и мне для того, чтобы обеспечить зарплаты, прежде всего, приглашенным преподавателям, нужно собрать 23 слушателя. Но мы приняли решение: если наберем 10 человек, то все же откроем программу. Нам обязательно надо стартовать, чтобы заработало сарафанное радио. И, возвращаясь к вашему вопросу, я бы хотел приглашать на занятия студентов, бакалавров и магистрантов в качестве вольных слушателей, так как они очень заинтересовались этим курсом. Но мне нужно разрешение ректора. Так что в наших планах, конечно, есть бакалавры. Но мне пока хотелось бы попробовать это на взрослых.
– Как будет строиться обучение сейчас?
– Курс составляет 72 часа, обучение длится около полутора месяцев. Заниматься будем 3 раза в неделю: во вторник и четверг по 4 часа, в субботу – 8 часов в течение месяца. Потом мы сделаем двухнедельный перерыв, во время которого студенты сделают свой бизнес-проект или программу. Например, пусть организуют прием баскетбольной команды «Чикаго Буллз» в Москве. И потом на разбор проектов мы потратим еще 8 часов.
– Сколько человек на данный момент уже записались на ваш курс?
– У нас уже есть 10 человек. К тому же, потенциально к нам должны присоединиться еще 12-13 работников одного регионального комитета физкультуры. Мы для этого должны организовать их проживание в Москве, у нас есть гостиница при университете, с этим, по идее, не должно возникнуть проблем. Но, повторюсь, я открою программу даже для 10 слушателей.
– Расскажите о преподавательском составе.
– Это Дмитрий Марков – представитель UEFA Supporters Direct в России и консультант клубов РФПЛ по стратегическим вопросам. Он прекрасно знаком с футбольным менеджментом. Это Сергей Алтухов, который сейчас работает заместителем генерального директора ГУ «Дирекции спортивных и зрелищных мероприятий Москвы». У него кандидатская диссертация была близка к теме спортивного менеджмента, а сейчас он с головой погрузился в эту тему. В дирекции он занимается вопросами информационной политики, организации телетрансляций соревнований и спортивных церемоний. Также преподавателем у нас будет Елена Вайцеховская, олимпийская чемпионка по прыжкам в воду, а ныне известный спортивный журналист. Она расскажет об актуальной проблеме коммуникации между спортсменом и СМИ. Игорь Волков, заместитель декана МГУ по дополнительному образованию, расскажет о Project-менеджменте и Event-менеджменте. А мой предмет в рамках курса звучит как «менеджмент спортивной организации». То есть мы охватываем вопросы финансового, стратегического, PR и маркетинг-менеджмента.
– На какой опыт вы опирались при разработке курса?
– Что касается Запада, то меня очень увлек тот факт, что у них издано примерно несколько десятков монографий и учебников с названием «Спортивный менеджмент». Но у них эти книги напичканы примерами из бейсбола и американского футбола, это немного не наша история, и мы не стали переводить учебники, хотя возможность была. Решили набраться опыта и издать свой учебник. Что касается российского опыта, то мы в этой программе далеко не первые. У нас несколько вузов уже преподают спортивный менеджмент. Но другое дело, как они это делают. Меня не пугает наличие конкуренции, я представляю свои преимущества. Мы делаем ставку на системность и междисциплинарность МГУ. У нас есть, например, направление «биохимия». И преподаватели этого направления будут приходить к нам и рассказывать о последних достижениях науки в допинге и антидопинге. У нас есть юридический факультет, факультет журналистики. Но их лекции войдут в учебный план более объемного курса, который я планирую открыть в будущем году. Он будет рассчитан на 240 часов. А потом можно сделать программу и на 540 часов, тогда мы сможем выдавать дипломы. Пока же у нас речь идет о получении базовых знаний и повышении квалификации в спортивном менеджменте.
– По вашим оценкам, насколько сейчас в России развит спортивный менеджмент?
– Нельзя сказать, что он не развит вообще. Отдельные функции у нас умеют выполнять, особенно это касается функции администрирования. Но сейчас все это очень невысокого качества. Скорее всего, это связано с тем, что спорт у нас почти полностью находится под государством. И люди, потенциально творческие и активные, превратились постепенно в тихих исполнителей, которые на предложения что-то изменить отвечают: а оно тебе надо? У нас сейчас нет среды для проявления качеств креативности в области спортивного менеджмента.