Manchester United. Финансовые результаты сезона 2015/16

SD: Эффективность деятельности футбольных клубов - одна из самых главных тем раздела "Экономика и финансы в спорте". Наши дипломники уже не единожды предлагали к защите свои исследования по выстраиванию бизнес-модели "Арсенала", развитию маркетинговой стратегии "Манчестер Юнайтед", особенностям правила УЕФА, которое называется "финансовый фэйр-плей" и т.д. Эволюционное развитие формата командных профессиональных соревнований - это главный фактор изменений и добросовестной конкуренции. С этой гипотезой можно спорить, можно по-прежнему принудительно финансировать из кармана государства спорт высших достижений, но исключительно полезным для общего развития становятся новости из профессиональных клубов. Такие новости поступили вчера из "Манчестер Юнайтед". Очень познавательным и поучительным стал обзор Виктора Смита по этой теме.

Сегодня МЮ представил предварительные финансовые итоги прошлого сезона. Вышли они достаточно хорошими, даже несколько лучше консервативных оценок самого Юнайтед. Так, после 3-го квартала (31 марта 2016) клуб ожидал выручку 500-510 млн фунтов, а скорректированную прибыль EBITDA 178-188 млн. Оба показателя в реальности оказались на 4-5 млн больше верхней грани. Основные цифры в этой таблице:

пик1

Сразу обращает на себя внимание резкий разворот итоговой прибыли: после минимального убытка в 2015, клуб зафиксировал внушительную прибыль 36 млн фунтов. И это, несмотря на целый ряд исключительных трат. Но обо всем по порядку. Выручка клуба составила 515,3 млн фунтов и выросла на 30%. Это отличный результат, более того в 2016-2017, уже без ЛЧ, клуб ожидает дальнейшего роста выручки до 530-540 млн фунтов (благодаря новой ТВ-сделке АПЛ). Выручка 2016 состоит из 268 млн коммерческих доходов, это +36% к прошлому году. 140,4 млн — доходы от ТВ, рост в 30%, и 106,6 млн — доходы от проведения матчей (матчдэй), рост на 17,7%. Весь огромный (71,4 млн) рост коммерции почти полностью ложится на рост доходов от ритейла, мерчандайзинга и лицензий. Эта категория принесла клубу внушительные 97,3 млн фунтов (только нужно иметь в виду, что это выручка, а не прибыль), рост более чем в три раза по сравнению с прошлым сезоном. Причина этого — контракт с Адидасом. Для того, чтобы точно разобраться что к чему, нужно будет посмотреть полный, подробный отчет, но уже сейчас можно говорить, что этот контракт у Юнайтед вышел с «тройным дном». Во-первых, Адидас больше платит спонсорских взносов. Затем, Адидас платит клубу больший процент с продаж (лицензионные отчисления) товаров. И наконец, клуб получил право самому управлять рядом коммерческих объектов, главный из которых «мегастор». В итоге, выручка с этих объектов теперь учитывается у МЮ (раньше у Найка). Сделка и вправду впечатляющая. С ТВ и матчдэй все довольно просто: Лига Чемпионов и большее количество домашних матчей ответственны за рост этих категорий. Всего коммерция укрепила свое место, как главный генератор доходов клуба, теперь от спонсоров и прочего МЮ получает 52,1% своих регулярных доходов (было — 49,8%).

pic2

Расходы тоже выросли, но куда скромнее. Впрочем, тут есть цифры не вполне хорошие. Зарплатная ведомость клуба составила огромные 232,2 млн, рост на 14,6%. Это, как новые игроки, так и возвращение бонусов за участие в ЛЧ. В принципе, траты на персонал составляют всего 45,1% от выручки (против 51,4% годом ранее), и это показатель даже не хороший, а очень хороший, мало у кого в футболе он меньше 50%. Но, другой вопрос, насколько соответствуют такие затраты уровню игроков. Тут каждый решает сам. Это, почти наверняка, будет самая большая ведомость за 2016-й год в премьер лиге. С другой стороны, амортизация трансферов упала на 11,7% до 88 млн фунтов. Во многом из-за продажи Ди Марии. Впрочем, за эту сделку клуб похвалить сложно, продажа игрока принесла убыток в 10 млн фунтов (хотя деньги от этой продажи помогли с точки зрения «кэш» инвестиций). Вообще с такими нерегулярными расходами у клуба в этом сезоне беда. Юнайтед всего так израсходовал 15,1 млн, которые включают в себя 8,4 млн выплат Ван Гаалу и его штабу и 6,7 млн списаний стоимости игроков (они могли уйти свободными агентами — надо смотреть в подробном отчете). Для сравнения в прошлом году аналогичные траты составили всего 2,3 млн фунтов.

 

pic3

Впрочем, это все не помешало рекордным прибылям. EBIT, полная операционная прибыль, включающая в себя все футбольные операции, составила 68,9 млн фунтов, рост более 200%. Скорректированная EBITDA, не учитывающая трансферы и нерегулярные расходы, выросла на 59,5%, до 191,9 млн. Это цифра полезна для определения некой условной нормы прибыльности клуба, включая то, сколько он может тратить на трансферы. Маржа по EBITDA на уровне 37% (было 30%) — это результат почти запредельный. Обычная хорошая маржа по EBITDA у футбольных клубов это 20-25%. Все, что выше уровня 30-35%, — это результат восхитительный. Вот у Дортмунда прибыльность по EBITDA всего 7%, если считать корректно (от выручки). Но даже с учетом доходов от продажи игроков (по их методу), у немецкого клуба выйдет 23% (хороший, средний результат). Юнайтед тут проделал отличную работу. Главным итогом этой работы стали 186 млн фунтов чистого денежного потока в результате операционной деятельности, то есть как бы кэш-прибыль, полученная клубом, которую можно тратить на инвестиции (в том числе трансферы). Ну и Юнайтед тут ударился «во все тяжкие». На покупку футболистов за год было потрачено 138 млн в денежном выражении (было 117 млн), на благодаря первому траншу за Ди Марию (38,4 млн) итоговое, чистое значение в районе 100 млн, еще 5 млн клуб потратил на материальные активы (улучшение инфраструктуры и тп). Всего клуб закончил год с чистым итогом +60,8 млн ко кэшу, то есть на 30.06.2016 у Юнайтед «в банке» было 229,2 млн фунтов. Отсюда и Мхитарян, Погба и остальные.

Из других интересных итогов. Финансовые расходы клуба опустились всего до 20 млн, их радикальное снижение (на 15,2 млн, 43,2%) позволило клубу «дышать свободнее», но, как это часто бывает, реально денег у Юнайтед больше не стало («Бог дал — бог взял»), уже 20 млн утекли через дивиденды в другой строчке фин отчета. Но дивиденды лучше процентов по кредиту, они могут быть отменены или скорректированы. Так что определенный плюс в этом есть, с точки зрения бизнеса. А вот фанаты, конечно, предпочли бы, чтобы сэкономленные 15 млн в команду/клуб закачивались бы, а не уходили акционерам. Чистый долг Юнайтед вырос на 2,2% до 260,9 млн, но произошло это лишь из-за падения курса фунта. Сам долг почти весь в долларах, а для отчетности считается в фунтах. В некотором «реальном», скорректированном выражении чистый долг должен был упасть на 60-65 млн фунтов. Впрочем, и нынешний уровень долга — очень комфортный. Чистый долг составляет всего 51% от выручки (было 65%), а покрытие EBITDA (отношение долг/EBITDA) составляет 1,36 (было 2,1). Для футбола этот коэффициент считается нормальным в районе 2,0-2,5, «хорошим» в районе 1,5-2,0. Если соотношение ниже 1,5, то можно, при необходимости повышать долг. Вообще, с точки зрения классических финансов МЮ даже «недокредитован».

pic4

В целом, финансовое состояние у МЮ просто отличное, что дает им возможность активно инвестировать в состав даже без ЛЧ, и не особо обращать внимание на все выплаты уволенным тренерам. А вот удастся ли за счет этой финансовой мощи повысить спортивные результаты — увидим.

*

СМИ (sports.ru, Sky news и тп) сравнивали выручку МЮ с недавно представленными доходами Барселоны, которые составили 680 млн евро (~ 574 млн фунтов). Но такое сравнение некорректно. Значительное влияние на результат оказало серьезное падение курса фунта, а также Барселона в свою «выручку» включает доходы от продажи игроков и членские взносы социос. Всего у каталонской команды около 85 млн евро доходов, которые не войдут в «выручку» Юнайтед в связи с использованием других стандартов учета (МСФО). В итоге, выручки по МСФО у Барселоны около 505-515 млн фунтов, то есть примерно столько же.

  • Vkontakte comments
  • Facebook comments