Что такое "красная машина"? Это Победа, Москвич или Жигули?

Заседание правления ФХР единогласно подарило России еще одну «Красную машину». То есть, еще одну хоккейную сборную. Да не простую — олимпийскую. Такое название запросто может сбить с толку и заставить задуматься о самых невероятных сценариях ее возможного функционирования (аналог сборной Прохорова из МХЛ в КХЛ?), но на самом деле все гораздо проще.

По сути, правление ФХР просто-напросто восстановило институт второй сборной и для пущей важности назвало ее «олимпийской». Ни на какой Олимпиаде она выступать, разумеется, не будет, в какую олимпийскую символику ее не обряжай.

Вторая сборная (неважно, как вы ее назовете), как правило, комплектуется игроками, которые в перспективе могут попасть в первую сборную, но им нужно где-то получить хотя бы начальный международный опыт, потому что через юниорско-молодежные сборные проходят далеко не все — и количество мест там ограниченное, и раскрыться кто-то может позже.

Впрочем, декларируемая польза от этого «промежуточного элемента хоккейной вертикали» не вполне очевидна. Матчи, которые команды такого ранжира проводят — это товарищеские игры с не особо уровневыми соперниками, результатом которых является разве что оценка текущего состояния игроков. Что-то более глобальное из этого извлечь обычно не получается. Зато в административном плане еще одна сборная является безусловной находкой — подготовка к Олимпиаде обретает некую осязаемость, которую легко зафиксировать в каком-нибудь отчете.

Однако, проект ФХР содержит и некоторые новшества, которые в том числе призваны подчеркнуть, что этот продукт машиностроения будет повыше статусом, чем просто вторая сборная.

Во-первых, за счет этой команды планируется избавить от раннего отпуска хотя бы некоторых игроков клубов КХЛ, завершивших сезон в феврале-марте.

Во-вторых, руководство федерации хочет заявить эту сборную на Евротур — как раз затем, чтобы продемонстрировать ее более высокий статус и дать возможность привлеченным туда игрокам сыграть на вполне серьезном уровне. Ну и заодно продемонстрировать наш ответ сборной молодых звезд Северной Америки на Кубке мира. Правда, это вряд ли удастся, в том числе и по организационным причинам. Почему, в конце концов, вторая сборная России, а не Швеции? Очень сомневаюсь, что речь может зайти о чем-то другом, кроме варианта отправки этой команды на Евротур вместо первой сборной. Но такая практика уже де-факто реализовывалась в сезоне-2014/15, когда было сокращено количество перерывов в КХЛ. И была признана ущербной — матчи-то проигрывались.

Так что, максимумом тут останется Еврочеллендж (с командами которого и играла вторая сборная при Билялетдинове), ну или анонсированный Кубок Шпенглера. Необходимость участия в котором обусловлена гениально — «сборная Канады же там играет». Спору нет, играет — причем, даже еще более далекая от Олимпиады, чем наша новоявленная. Но она и «олимпийской сборной» не называется — в Канаде почему-то считают, что таковой считается команда, которая едет на Олимпиаду.

В нашем же случае ФХР элегантно занимается подменой понятий, граничащей с популизмом. Впрочем, после обновления руководства федерации тяга именно к таким шагам очень заметна. Взять хотя бы историю с официальным поднятием на флаг того самого прозвища «Красной машины», чего ранее никогда не делалось.

Да, это характерное прозвище, которое в мире однозначно связывается с нашим хоккеем. Но есть важные причины, почему к его использованию следовало бы относиться осмотрительнее.

Во-первых, придумано оно было не в СССР, а в североамериканской прессе, причем, начиная с определенного периода. Так что, преемственность получается довольно спорная — та же легендарная советская сборная 60-х, не проигравшая с 1963 по 1972 год ни одного (!) крупного турнира никакой «Красной машиной» не называлась.

Во-вторых, «Красная машина» — это прозвище команды-победительницы. Гордо нацеплять его в период известной нестабильности, когда даже на ЧМ (об Олимпиадах лучше вовсе умолчать) победы чередуются с чувствительными поражениями — это очень странно. А уж на основании своей потомственной «красномашинности» требовать к себе какого-то особого отношения со стороны тех же североамериканцев (например, по условиям участия в Кубке мира) — и просто абсурдно. Та же упомянутая сборная СССР 60-х годов именно победами (своими сокровищами, своими!) заслужила всеобщее уважение и проложила путь к особым отношениям с НХЛ. То есть, сначала победы, потом почет и титул «Красной машины» — в этой истории как раз все логично. ФХР же сначала раздувает амбиции, перекрашивает в чемпионский цвет свой «лорен-дитрих» и только потом начинает автопробег, золотой теленок на финише которого совсем не гарантирован.

Вот и получается искаженная реальность, в которой «олимпийская сборная» не имеет никакого отношения к Олимпиаде, а «Красная машина» — к современной сборной России. А в действительности реальность, в которой ФХР не имеет никакого отношения к российскому хоккею, оказывается куда ближе к истине.

Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов

Колонка написана специально для сообщества «Новый Уровень». Хотите первыми узнать все самое интересное о хоккее по обе стороны океана — подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях:

  «Новый Уровень» в ВК

 «Новый Уровень» в ФБ

 «Новый Уровень» в «Твиттере»

 

  • Vkontakte comments
  • Facebook comments